logo
Разработка мероприятий по преодолению социально-экономических последствий безработицы в РФ

2.3 Специфика безработицы в России

безработица занятость государственный экономический

Одним из последствий переходного периода экономики России 1990-2010 годов стала безработица. Отсутствие её масштабного роста в первые годы реформ породило мнение об уникальности российского переходного этапа в том смысле, что удачно избранная макроэкономическая стратегия позволила избежать серьёзных проблем на рынке труда. Однако это сопровождается гипертрофированным проявлением промежуточных форм статуса работников, не являющиеся полностью безработными, но и не работающих.

Фрикционная безработица, вызванная периодической сменой рабочих мест, наталкивается на негибкость системы занятости, неразвитость рынка труда, недостатки в работе таких рыночных институтов, как служба занятости (информирование о вакансиях). Структурная безработица, обычно обусловленная спадом в одних отраслях и ростом в новых, как правило, устраняется через систему переобучения работников. Однако в российских переходных условиях создание новых рабочих мест явно компенсирует их недостаток, а новые рабочие места нередко требуют не повышения квалификации, а профессиональных навыков более низкого уровня, чем на предыдущей работе. В качестве ответной реакции на циклическую безработицу (или безработицу недостаточного спроса) обычно используют меры по восстановлению совокупного спроса (или сдерживания её падения), поощрения создания рабочих мест, поощрения частичной занятости. Но в российских условиях переходного периода циклическая безработица приобретает форму системной безработицы, вызванной непрерывным и длительным экономических спадом, отраслевыми диспропорциями и другими причинами, которые ставят под сомнения традиционные средства противодействия ей.

Безработица в России начала имеет ряд присущих только ей особенностей:

Во-первых, это региональная дифференциация. Анализ безработицы опирающийся только на среднероссийские показатели, неизбежно сглаживает остроту проблемы, скрывая почти десятикратный разрыв показателей безработицы как по регионам, так и «внутри» самих регионов (уровень безработицы варьирует от 0,81% в Москве до 47,68% в Республике Ингушетия). При этом отчетливо прослеживается тенденция к усилению региональной дифференциации безработицы. Если в 1993 году уровень безработицы 60 регионов не превышает 7%, то в ноябре 2010 г. - 85 регионов превышали этот барьер. К концу 1998 г. в 23 регионах уровень безработицы превысил 13%, из них в 14 регионах - около 23%. Таким образом, в ряде российских регионов безработица превышала среднеевропейский уровень более чем в 2 раза.

Во-вторых, очаговая безработица. Региональная дифференциация безработицы усиливается внутрирегиональной неоднородностью рынка труда. Дифференциация безработицы внутри региона достигает нередко десяти и более раз. Безработица достаточно жестко локализируется на определенных территориях и оказывается практически неустранимой без вмешательства извне. При этом в силу искажения реальной ситуации при ориентации на показатель регистрируемой безработицы многие критические зоны безработицы не попадают в фокус внимания государства и государственной политики смягчения безработицы. Можно выделить основные факторы, способствующие формированию очаговой безработицы: моноотраслевая специализация многих городов и районов; низкая территориальная мобильность населения, сдерживаемая высокими транспортными расходами и ценами на жильё; различия в подходе региональных властей к проведению экономических преобразований; направленность государственной финансовой помощи на меры смягчения напряженности в ущерб программам стимулирования миграции.

В-третьих, увеличение продолжительности безработицы. Опыт практически всех стран, столкнувшихся с феноменом длительной безработицы, свидетельствует о том, что быстро нарастающая в период спада численность длительно безработных очень медленно сокращается по мере улучшения экономической конъюнктуры. Значительная часть её может лечь постоянным балластом на систему социального обеспечения. Поэтому для многих стран при разработке стратегии сокращения бедности уменьшение числа длительно безработных является таким же приоритетом, как и снижение общей численности безработных. По данным органов статистики, среднее время поиска работы (незавершенной безработицы) за период в 1994 по ноябрь 2010 года увеличилось с 6,7 месяца до 9,1 месяца. При этом группа безработных, ищущих работу более года, стремительно возросла. В настоящее время длительно безработные превратились в преобладающую группу среди безработных.

В-четвертых, рост неполной занятости. Сокращение реальной заработной платы, несовершенство системы налогообложения фонда оплаты труда, кризис системы социальной поддержки безработных, невозможность и нежелание работодателей выполнять свои обязательства перед увольняемыми работниками способствовали развитию этого явления в сфере занятости. В России присутствовали следующие категории занятых неполное рабочее время: находящиеся в вынужденных отпусках и вынужденно работающие по сокращенному графику; работающие, но не получающие зарплату; занятые не в полную силу из-за временно или относительно постоянного отсутствия работы; не имеющие работы, ищущие её и готовые приступить к работе, но имевшие случайные заработки в течение контрольной недели; не имеющие работы, желающие работать и готовые приступить к работе, но не ищущие работу активно («обескураженные трудящиеся»).

Неполная занятость имеет два выхода на проблему бедности:

1. Она обусловливает низкую оплату труда в связи с недозанятостью или отсутствие таковой в случае административного отпуска без сохранения содержания.

2. Это потенциал безработицы.

В-пятых, высокий уровень безработицы среди молодежи. Адаптация к рынку труда безработной молодежи имеет особую стратегическую важность, т.к. здесь сосредоточена основная доля впервые вступающих на рынок труда. Долгосрочные последствия этого процесса могут быть наиболее пагубны для сохранения и развития трудового потенциала страны.

В-шестых, гендерный аспект безработицы. Ряд обстоятельств указывает на ослабление позиций женщин на российском рынке труда: увеличивается число регионов, в которых уровень женской безработицы превышает мужской; увеличивается средняя продолжительность женской безработицы; женщины в большей степени, чем мужчины обеспокоены угрозой потерять свое рабочее место и пессимистично оценивают возможность своего нового трудоустройства. Во многом это является ключевым фактором, сдерживающим трудовую мобильность женщин.

И основной особенностью занятости населения в условиях переходной экономики является общая и регистрируемая безработица, а именно несовпадение этих показателей. В отличие от России большинство стран в качестве индикатора масштаба и, в особенности, тенденций развития безработицы использует показатель общей безработицы, получаемый на основе выборочных обследований рабочей силы. В данном случае безработными считаются неработающие граждане трудоспособного возраста, ищущие работу. На 01.09.2013г. уровень регистрируемой безработицы в России составил 1,4% а общей - 7%.

Формирование механизма регулирования занятости в России предусматривает специальные меры, способные контролировать процессы, происходящие в сфере труда, и осуществлять оперативные и взаимосвязанные действия, позволяющие добиваться устранения диспропорций между спросом и предложением рабочей силы, а также предотвратить обострение проблем занятости.

С одной стороны, проведение сбалансированной инвестиционной и налоговой политики, стимулирующей более полное использование имеющихся рабочих мест, развитие малых предприятий, направление капитальных вложений как в перспективно развивающиеся отрасли, так и в отрасли традиционной занятости, введение системы стимулирования развития предпринимательства малого и среднего бизнеса, индивидуальной трудовой деятельности.

С другой стороны, изменение структуры спроса на рабочую силу путем сохранения имеющихся и создания новых рабочих мест, регулирование предложения и повышение качества рабочей силы путем ее профессиональной подготовки, переподготовки, переквалификации, перемещения и трудоустройство экономически активных и трудоспособных, а с третьей ? обеспечение социальной защищенности и материальной поддержки оставшихся без работы.

В целях реализации политики занятости в Российской Федерации разрабатываются и реализуются Программы по формированию новых рабочих мест как в государственном, так и в негосударственном секторе экономики, содействия занятости населения, борьбы с безработицей и помощи безработным.

Несмотря на различное социально-экономическое положение и состояние региональных рынков труда сохраняется множество проблем в обеспечении занятости. К ним относятся:

· недостаточная реформированность трудовой сферы, приведшая к преобладанию неэффективной занятости, к наличию значительного числа неформально занятых, к отсутствию экономически обоснованной зависимости доходов работника от его трудового вклада;

· снижение трудового потенциала квалифицированных кадров за счет сокращения производства в оборонно-промышленном, аграрном комплексах, сельхозмашиностроении и станкостроении, науке и научном обслуживании;

· продолжающееся падение спроса на рабочую силу, дисбаланс между спросом и предложением рабочей силы на рынке труда;

· медленное наращивание новых рабочих мест, особенно в производственных отраслях;

· недостаточность инвестиций в новые технологии усугубляется негибкостью налоговой системы, серьезными недостатками в механизме ценообразования;

· система государственного, профессионального образования медленно перестраивается, а у работодателей нет заинтересованности во внутрифирменном переобучении и повышении квалификации персонала;

· недостаточность рынка жилья и низкие доходы населения ограничивают мобильность рабочей силы;

· недостаточен контроль государственных органов за соблюдением отдельными работодателями норм трудового законодательства о режиме, охране и оплате труда;

· трудоустройство отдельных социально-демографических групп населения (инвалидов, матерей-одиночек, лиц пенсионного возраста, граждан, вернувшихся из мест лишения свободы и т.д.) остается чрезвычайно сложным.

Таким образом, специфика безработицы в Российской Федерации заключается в причинах ее возникновения, которые характерны для данной страны. Особое значения имеют : региональная дифференциация, очаговая безработица в следствие немалого количества городов, специализирующихся на одном виде производства, рост продолжительности безработицы и неполной занятости населения, повышения уровня безработицы среди молодежи, так как работодатели неохотно берут безопытных сотрудников, а также женщин, на те должности на которых им бы хотелось работать. Российское регулирование занятости, в свою очередь, тоже далеко от идеального, что ведет к умножению проблем, связанных с безработицей и ее социально-экономическими последствиями.

В Японии рабочая сила имеет высокий уровень образования. Также, государство использует традиции и особенности рабочей силы в регулировании занятости. Крупные предприятия сами находят для себя работников и предлагают им хорошие условия труда. Такие как:

· пожизненный найм;

· особая форма заработной платы;

· пофирменные профсоюзы;

· при увольнении компании берут на себя ответственность поиска работы для уволенного работника.

Это обеспечивает работником осознание стабильности и устойчивости их жизни. Они понимают, что государство и работодатели заботятся не только об экономических факторах жизнедеятельности общества и страны, но и благополучии и психологическом комфорте каждого отдельного человека, таким образом уровень безработицы в Японии минимальный.

Кроме того, безработица вызывает социально-экономические последствия, которые могут быть и отрицательными, и положительными:

· Безработица означает потерю постоянно и регулярно получаемого дохода.

· Ухудшается психологический климат общества.

· Безработица приводит к обеднению населения.

· Безработица усиливает дифференциацию населения, что приводит к сильному расслоению общества.

· Экономические потери в связи с различными выплатами.

· Спрос на товары и услуги сокращается, а значит, сокращаются и объемы их производства.

· Усиливается конкуренция на рынке труда.

Но есть и положительные последствия:

· Естественный уровень безработицы нужен для нормального функционирования экономики страны.

· Предприятия, сокращая штат, увеличивают свою прибыль.

В конечном итоге рост безработицы свидетельствует об общем неблагополучии в экономике, ошибках в экономическом курсе правительства. Специфика безработицы в Росси заключается в том , что процесс перехода к рыночной экономике создал обстоятельства, усугубляющие такой фактор как безработица, такими обстоятельствами являются:

· Региональная дифференциация;

· Явление очаговой безработицы;

· Увеличение продолжительности безработицы;

· Рост неполной занятости;

· Гендерный аспект как условие повышения уровня безработицы;

· Несовпадение показателей общей и зарегистрированной безработицы.

Таким образом, уровень безработицы далек от минимального, тем более, что в Российской Федерации высок уровень теневого рынка труда, все это свидетельствует о том, что мероприятия государственных органов по преодолению безработицы неэффективны.

РАЗДЕЛ III. Проектно-практические рекомендации по совершенствованию путей преодоления безработицы

3.1 Разработка мероприятий по регулированию социально-экономических последствий безработицы

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что проблема безработицы является ключевым вопросом и, не решив его, невозможно избежать социально-экономических последствий, наладить эффективную деятельность экономики и обеспечить населению достойный уровень жизни.

При разработке мероприятий по регулированию социально-экономических последствий необходимо учитывать определенную специфику России исходя при этом из неоднократно проверенного факта: предотвратить безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно смягчая социальные, политические и нравственные последствия неполного обеспечения трудоспособного населения работой.

Следует выделить несколько основных проблем на пути преодоления безработицы:

· Государство Российской Федерации во всех программах по преодолению безработицы сообщает о своей поддержке малого бизнеса, но для того, чтобы оформить новое предприятие или организацию, нужно преодолеть много трудностей, которые, по русской традиции, связаны с бюрократией.

· В настоящее время, работнику не предоставлено никаких гарантий на случай кризиса или других изменений в экономике, которые могут повлечь его увольнение с работы.

· Большое количество работодателей в России «гонятся за лёгкими деньгами», это приводит к тому, что многие права работников не обеспечиваются и не соблюдается Трудовой Кодекс Российской Федерации, эта проблема очень актуальна и масштабна.

· Быстрое устаревание знаний и навыков рабочей силы, а работодатели не всегда идут на то, чтобы потратить средства на подготовку и переподготовку кадров.

· Такая группа населения как молодежь, которая не может устроиться на работу из-за низкой профессиональной подготовленности.- считается мало защищённой от безработицы.

Проблемы, связанные с преодолением безработицы, влекут за собой следующие социальные последствия:

· Наличие безработицы подразумевает большое количество незанятых в экономике людей, в следствие чего, они не могут обеспечить себе достойный уровень жизни, что ведет к бедности населения.

· Также отрицательным последствием является деградация личности, в следствие отсутствия у человека возможности самореализации и самоактуализации посредством проявления своих профессиональных знаний и навыков в процессе работы.

· Безработные в большинстве своем лишены вести образ жизни, обычный для работающей части населения, это в совокупности с вышесказанными социальными последствиями безработицы, вызывает психологические проблемы у населения, что ведет к неблагоприятному социально-психологическому климату и к общему упадку в стране в целом.

· Итогом неблагоприятного социально-психологического климата и увеличением продолжительности безработицы является обострение криминогенной ситуации в социуме.

Безработица влечет за собой также и серьезные экономические последствия. Это явление вызывает экономические потери как экономики в целом, так и отдельных индивидуумов, такие как:

· Выплата суммы пособий для обеспечения жизни безработных граждан.

· Расходы на переподготовку кадров, потерявших работу в результате технологического прогресса и структурных изменений в экономике .

· Снижение уровня доходов безработных лиц, в следствие чего снижается их покупательская способность, спрос на товары и услуги уменьшается, что влечет за собой сокращение объема производства.

· Также сокращается объем потенциально возможного объема производства, по причине незанятого экономически активного населения.

· Сокращение налоговых отчислений в государственный бюджет и страховые фонды.

В течение исследования проблемы регулирования социально-экономических последствий безработицы, стало ясно, что уменьшить их негативное влияние на общество и экономику возможно в том случае, если направить основные действия на решение проблемы безработицы.

Из вышесказанного следует необходимость применения следующих проектно-практических рекомендаций:

1. Упрощение процедуры оформления новой организации. На настоящий момент государство поддерживает начинания молодых предпринимателей в бизнесе, но проблема состоит в том, что немногочисленные потенциальные работодатели готовы к тому, чтобы преодолевать «бюрократические пороги». Применение данной рекомендации позволит гражданам обеспечивать работой не только самих себя, но и создавать рабочие места для других.

2. Обеспечение гарантий предоставления рабочего места, если нельзя избежать увольнения работника. Государство должно обязать частный сектор, как и государственный, предоставлять гарантии работнику, которые заключаются в том, что работодатель не уволит его в связи с кризисом либо другими экономическими изменениями в стране, за исключением банкрота предприятия. В противном случае, работодатель обязан предоставить уволенному работнику место в другой компании, которое соответствовало бы профессии работника. Сегодня многочисленный штат работников находится в неустойчивом положении, никто неспособен застраховать их от возможного кризиса, в результате которого они могут подвергнуться увольнению. Поэтому люди находятся в постоянном стрессе при осознании того, что могут потерять работу и пополнить ряды безработных. В связи с этим применение данной рекомендации поможет решить сразу две проблемы:

· увеличение уровня безработицы из-за сокращения работников;

· социально-экономической незащищенности населения.

3. Создание профсоюзов в каждой организации или предприятии на обязательной основе. В функции которого должны относиться

· защита прав работников;

· контроль за соблюдением Трудового Кодекса РФ.

При переходе на рыночные отношения государство утратило возможность контролировать соблюдение Трудового законодательства, это обуславливается тем, что появилось огромное количество частных предприятий и организаций, а также большим масштабом нашей страны. По этому, государству необходимо обязать работодателей создавать профсоюзы, которые бы контролировали соблюдение Трудового Кодекса РФ и защищали права работников. Внедрение этой рекомендации позволит работникам требовать исполнение обязанностей работодателей и знать свои права и обязанности.

4. Внести обязательную статью в бюджете для выделения средств на обучение персонала в каждой, государственной либо негосударственной организации. Ни для кого ни секрет, что современное общество очень стремительно развивается и появляются все новые и новые технологии и знания. Это обязывает работников периодически обновлять свои знания. Но, существует такая тенденция, что лучше уволить работника, чем тратить средства на его переподготовку. Такое положение дел совсем неперспективно, так как это порождает опять же безработицу и вызывает чувство неполноценности и ненужности у людей, что в свою очередь угнетает человека и портит психологический климат в обществе в целом. Таким образом, при использовании предложенной рекомендации руководители предприятий будут обязаны обеспечивать обучение своего персонала, и это не будет порождать негативных последствий.

5. В России существует актуальная проблема трудоустройства молодежи, только что получившей профессиональное образование, из-за неимения достаточного практического опыта, работодатели отказываются нанимать таких специалистов. Государство должно предоставить молодежи, только что закончившей учебное заведение, возможность работать по специальности, то есть предусматривать для нее рабочие места на предприятиях в обязательном порядке, длительностью 1 год и с заработной платой в размере средней заработной платы в данном регионе.

Таким образом, применение всех этих проектно-практических рекомендаций приведет нас к эффективному результату в решении проблемы безработицы и впоследствии сокращению отрицательных социально-экономических последствий.