Разработка проекта развития франчайзинга в корпорации (на примере ООО "Астра")

дипломная работа

1.3 Перспективы развития Франчайзинга в России

Франчайзинг (коммерческая концессия) становится в России все более популярной формой предпринимательства для нового бизнеса. В особенности такая форма является привлекательной для предприятий малого и среднего бизнеса. Это обусловлено тем, что предприниматель, желающий создать свое дело, хочет уменьшить риски, связанные с открытием фирмы, и получить готовую бизнес-идею, уже выраженную в формате успешного и прибыльного бизнеса. Всю бизес - цепочку по франшизе можно наглядно посмотреть в нескольких уже работающих бизнес-форматах.

У начинающего предпринимателя есть также возможность выбрать между альтернативными франчайзинговыми проектами в той области, в которой он имеет больший опыт или которая ему кажется наиболее интересной с точки зрения получения прибыли или возможностей рынка.

Российская ассоциация франчайзинга (РАФ) создана в целях осуществления успешного развития франчайзинга в России как формы ведения бизнеса. В нее входят франчайзеры, франчайзи и организации поддержки франчайзинга. Стенли Соммерсби. Проблемы франчайзинга в России и способы их разрешения [Электронный ресурс]: Корпоративный бизнес-блог. - Режим доступа: http: //www.djoen.ru/franchising/problemy-franchajzinga-v-rossii-i-sposoby-ix-razresheniya-2.html.

Франчайзинг имеет хорошие возможности для распространения в России. Но существует ряд проблем, препятствующих этому. Так как франчайзинг - это экономический инструмент, то он, естественно, требует наличия определённых экономических предпосылок, которых в России пока нет. Или они только ещё начинают формироваться.

К ним относятся:

· нестабильность экономического развития страны, тогда как франчайзинг требует экономической стабильности и предсказуемости.

· отсутствие у большинства предпринимателей нужного стартового капитала. За его неимением, они не могут войти в эту систему. А ведь они - это основа всех франчайзи.

· сложность или невозможность получения кредита на создание стартового капитала.

По определению франчайзинг - это система взаимоотношений, определённая договором и объединяющая экономически независимых людей. Такая система становится инерционной. Она зависит от того, как происходит экономическое развитие России.

За всё время, пока развивается франчайзинг в России, страна развивалась скачкообразными темпами, не стабильно. Менялся спрос на товары и услуги, происходили переделы собственности. Всё это оказывало влияние на франчайзи. Смена владельцев арендуемых помещений, переделы рынков (часто далеко не рыночными методами) - всё это влияло на развитие системы франчайзинга, тормозило и останавливало его.

Также, исходя из определения франчайзинга, видно, что не только франчайзер должен вкладывать средства в развитие системы, но и франчайзи. Если учесть, что франчайзи совершает разовый (паушальный) платёж, то и размер платежа обычно довольно внушителен. Не каждый предприниматель имеет такой стартовый капитал.

Получение такого капитала в виде банковского кредита сталкивается с рядом препятствий:

· уровень прибыльности франчайзи с учётом всех расходов и выплат может оказаться таким, что срок возврата кредита будет большим. Если принять во внимание величину ставок на кредиты, то попытка получения кредита становится невозможным вариантом.

· правовая система, существующая сейчас, и вовсе затрудняет кредитование франчайзи. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2011 - 213с.

Также существуют некоторые правовые проблемы. Они связаны с отсутствием всякого правового сопровождения франчайзинга в России.

Чтобы решить эти проблемы и начать нормальные развитие, необходимо достигнуть трёх целей:

· обеспечить прозрачность всей системы франчайзинга для контролирующих органов.

· создать возможность для удобного и адекватного применения правовых актов для всех участников данной системы.

· обеспечить реальную конкуренцию разных франчайзинговых систем на основе традиционной реализации продукции и услуг.

Необходимо создание Федерального закона о франчайзинге, который будет не только развивать основные положения ГК РФ, но и включать в себя положения:

· понятие и определение "роялти". На данный момент в ФЗ РФ говорится "О соглашении о разделе продукции" усечено и недоработано, паушальных платежей, характеристик создаваемого в системе франчайзинга рекламного фонда и других понятий.

· в каждом разделе закона дать характеристику и особенности работы по каждому типу франчайзинга.

· создать порядок уступки товарных марок и брендов, товарных знаков и лицензий, патентов и т.д.

· сформулировать основные положения и дефиниции, понятие "франчайзинг", таким образом, чтобы оно совпало с тем понятием, которое используется во всём мире.

· выработать перечень документов, который бы регулировал все этапы создания франчайзинговой системы, вплоть до образцов документов.

Результатом таких действий станет нормальная, эффективная правовая база для предпринимателей, заключающих договор франшизы. По ней они смогли бы регулировать свои взаимоотношения и преодолеть большинство из препятствий. Ягудин С.Ю. Венчурное предпринимательство. Франчайзинг. - СПб.: Питер, 2011 - 215с.

Также для участников франчайзинговых договоров стоит ввести льготную систему налогообложения. Это вызвано следующими причинами:

· расходы франчайзи увеличены: значительны размеры роялти, отчислений в рекламный фонд, паушальные платежи.

· траты на создание внешнего вида в соответствии с требованиями франчайзера (спецодежда, интерьеры, униформа и т.д.).

· отсутствием в стране брендов и торговых марок, известных достаточно широко. Такие марки привлекали бы потенциального покупателя, но на создание подобных уходят внушительные средства.

Имеют место социально-психологические проблемы. Они связаны с:

· отсутствием должного уважения к интеллектуальной собственности.

· боязнью экономического провала и отсутствием положительного опыта франчайзинга.

· комплекс "потери самостоятельности и собственного лица" у франчайзи. Отсутствие должного образования в сфере франчайзинга у потенциальных франчайзи и франчайзеров вызывает ещё одну проблему - трудности поиска механизмов решения проблем.

Наряду с прочими проблемами, сдерживающими развитие франчайзинга в России, существуют ещё проблемы социально-психологического плана. Как уже было сказано выше, потенциальные франчайзи опасаются провала. Во-первых, это происходит в результате отсутствия крупного отечественного опыта франчайзинга. Во-вторых, большинство убеждено, что западный опыт развития франчайзинга не сработает в России. Выход отсюда - в тщательном и педантичном собирании данных и сведений о существующих в РФ структур франчайзинга: как отечественных, так и с привлечением иностранного капитала. Цират Т. За счет крупных фирм. - М.: Радар, 2009 - 32с.

Вторым аспектом социально-психологических проблем становится пренебрежительное отношение к понятию "интеллектуальная собственность". Традиционно, в России больше доверяли тому, что имеет материальную оболочку. Выход здесь в систематической работе по прививанию населению уважения к интеллектуальной собственности вне зависимости от того, насколько сильно она защищена законом.

Данные проблемы не разбиты по отдельности, они составляют единое целое и влияют друг на друга.

Отсутствие самого понятия "франчайзинг" в правой базе России, а также отдельной статьи в Гражданском Кодексе РФ ведут к резкому сокращению направлений и самой возможности развития франчайзинга, а также к трудностям кредитования лиц, решивших стать франчайзи. Данный факт ведёт к поиску "обходных схем", повышению издержек и т.д.

Входя в эту сферу, франчайзи испытывает ряд опасений. В первую очередь, он боится провала и банкротства, которое будет вызвано действиями франчайзера. Но правовая составляющая должна была бы вернуть франчайзи уверенность: только он владеет своим предприятием, юридическое лицо, что подтверждается разными процедурами.

Для развития франчайзинга в России необходимо создать такую систему образования, которая позволила бы потенциальным франчайзи получить все необходимые для успешной работы навыки и знания.

Такая система должна проводить вдумчивую, аргументированную пропаганду франчайзинга как экономического инструмента. Кроме того, она должна обеспечивать узкое, конкретно-ориентированное консультирование всех сторон и участников системы франчайзинга. Для этого необходимо создать по всей территории России учебные центры, в которых бы проходили подготовку как будущие франчайзи, так и франчайзеры. Для дальнейшей и более глубокой подготовки специалистов в области франчайзинга стоит ввести небольшие учебные курсы в ВУЗы экономического направления. Кац Р.Б. Франчайзинг. Построение предприятия, бухгалтерский учет, правовые аспекты. - М.: РОСБУХ, 2012 - 58с.

Также необходимо ввести подготовку специалистов, необходимых для управленческого консультирования по проблемам франчайзинга: от общих проблем до отдельных разделов. К примеру, это подбор и управление персоналом, организация бухгалтерского учёта, правовые аспекты франчайзинга и многие другие. Это не столько образовательное направление, сколько бизнес-консалтинг, призванный дополнять образовательное направление.

Таким образом, можно сказать, что франчайзинг в России имеет перспективы для развития. Необходимо преодолеть появившиеся в силу своеобразности развитии России препятствия. Решение проблем развития франчайзинга в России заключается в комплексном подходе к тому конгломерату, которыми они являются.

Делись добром ;)