Расчёт экономической эффективности инвестиционного проекта

контрольная работа

1. Особенности инвестирования социальной сферы общества

Экономический рост в хозяйственной системе связан с накоплением определённой доли богатства, высвобождающейся из текущего оборота средств и текущего потребления и вкладываемой в развитие. Для нахождения оптимального применения инвестиционных вложений необходимо владеть экономически обоснованной инвестиционной стратегией. С этой целью необходимо использовать накопленный отечественный и зарубежный опыт в сфере инвестирования и выработать единые принципы, методы и инструменты регулирования инвестиционной деятельности, регламентирующие совокупность правовых норм и правил осуществления данной деятельности на территории России.

Нормативно -правовая база должна обеспечивать возможность внедрения новых прогрессивных методов инвестирования: финансового лизинга, долгосрочного кредитования капиталовложений, проектного финансирования, что позволит одновременно максимизировать доходы государства и инвесторов, обеспечить правовые гарантии частным и институциональным вкладчикам.

Задача государства, прежде всего, состоит в развитии инфраструктуры, социальной сферы и повышении уровня и качества жизни населения. Поэтому государственные инвестиции в воспитание, образование, медицину, науку в развитие инфраструктуры регионов из накопленных страной средств должны стать приоритетными.

Российская Федерация и все субъекты РФ реализуют разработанные долгосрочные и среднесрочные программы социально -экономического развития. Базируются эти программы развития на инвестиционных стратегиях страны и регионов и региональном законодательстве об инвестициях, поскольку каждый раздел программ должен быть обеспечен финансированием, то есть инвестициями в экономические, инфраструктурные, социальные, экологические и другие проекты, включенные в программы. Проекты, включенные в программу развития, должны в обязательном порядке проходить стандартную процедуру инвестиционного анализа.

На уровне страны под развитием понимают повышение эффективности государства, направленное на достижение главной цели цивилизованного государства -повышение уровня и качества жизни населения.

Под повышением эффективности государства понимается повышение уровня и качества выполнения им государственных функций: поддержание правопорядка, финансирование социальной сферы, развитие науки, сферы образования, культуры, инфраструктуры и выполнение прочих обязанностей, возложенных на государство конституцией и законодательством.

Понятие «повышение качества жизни населения» -широкое и включает рост валового внутреннего продукта (ВВП) на душу населения, увеличение доходов населения, развитие социальной сферы, развитие инфраструктуры, рост уровня и качества человеческого капитала. В целом -это рост числа и качества благ, получаемых населением. Рост экономики страны -это рост ВВП на душу населения.

Главной целью государственного регулирования экономики является развитие страны и повышение качества жизни населения.

Уровень жизни -это обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами.

Качество жизни населения включает условия труда и отдыха, жилищные условия, социальную защищённость, величину дохода, безопасность, развитость инфраструктуры, соблюдение прав личности.

Повышение уровня и качества жизни обеспечиваются экономическим ростом и развитием страны. Качество жизни строится на показателях: продолжительность жизни населения, его образование, ВВП на душу населения.

К странам с социально ориентированной экономикой относят страны со значительным перераспределением доходов населения, значительным государственным секторам экономики, значительными суммарными государственными расходами и большими налогами.

Экономика многих европейских стран ближе к модели социально -ориентированной экономики.

В России в 1990 -х годах отсутствовали общая стратегия развития экономики и промышленности и инвестиционная стратегия. В августе 1998 г. В том числе и это обстоятельство привело к банкротству страны в форме дефолта (к отказу Россией от выполнения своих международных и внутренних финансовых обязательств).

Основные доходы Россия получает от продаж нефти, газа, металла, леса за рубеж, то есть за счёт экспорта сырьевых товаров без глубокой их переработки внутри страны и обеспечение роста цен на эти товары на мировых рынках. Доходы от продаж нефти и газа очень высоки, но они уходят в основном за рубеж.

Назрела необходимость ускоренной модернизации и диверсификации экономики и промышленности. Одновременно поставлена цель направить повышенные государственные инвестиции в образование, науку, здравоохранение, обеспечение безопасности, то есть развитие человеческого капитала, как основного фактора развития современной экономики знаний.

Основными направлениями социально -экономического развития Российской Федерации на долгосрочную перспективу являются:

· дерегулирование экономики, включая дебюрократизацию страны;

· стабильный рост ВВП;

· снижение государственных расходов и налогового бремени;

· приоритет государственных инвестиций в человеческий капитал;

· стабильный рост доходов населения и совокупного потребления;

· адресная социальная политика.

Основными функциями государства в программе определены:

-поддержание макроскопического уровня и структурного равновесия;

-формирование и обеспечение экономического порядка посредством разработки и гарантии реализации норм и правил поведения и отношений экономических агентов;

-выработка стратегии развития, формирование благоприятного инвестиционного предпринимательского климата, а также благоприятных социальных условий функционирования экономики;

-поддержка национального бизнеса во внешнем мире, координация деятельности национального бизнеса с целью поддержания и роста конкурентоспособности отечественной экономики в условиях глобализации мирового хозяйства;

-обеспечение экономической безопасности, противодействие угрозам и факторам нестабильности;

-борьба с преступностью.

Социальная политика государства является основным блоком стратегии, это:

· пенсионная реформа;

· реформирование образования;

· стратегия реформирования здравоохранения;

· политика в сфере культуры;

· стратегия жилищной политики и развития жилищно -коммунального хозяйства;

· трудовые отношения и занятость населения.

Государственные и муниципальные финансы являются важным звеном любой финансовой системы. Они тесно связаны с кредитной, банковской и страховой системами. Государственные финансы -важный элемент финансового рынка. Посредством государственных финансов осуществляется взаимодействие между странами, развивается мировое хозяйство.

Государственные финансы -это основа деятельности государства и органов местного самоуправления. Только располагая достаточным количеством денежных средств, государство может осуществлять социальную политику, поддерживать отдельные отрасли хозяйства, проводить научные исследования или обеспечивать обороноспособность.

Государственные финансы --это мощный рычаг макроэкономического регулирования, посредством которого государство может решать разные задачи: регулировать темпы экономического роста, поддерживать стабильность денежной единицы, регулировать уровень ссудного процента, сглаживать конъюнктурные колебания.

Финансы выполняют три основные функции: распределительную, регулирующую и контрольную.

Распределительная функция финансов связана с распределением стоимости произведённого общественного продукта, формированием у субъектов экономических отношений доходов и накоплений, с созданием фондов денежных средств. В результате перераспределения образуются вторичные или производные доходы.

Созданный в обществе валовый внутренний продукт (ВВП)за вычетом потреблённых в процессе производства средств производства проходит первичное распределение, результатом которого является формирование доходов основных участков сферы материального производства. Однако этого недостаточно для того, чтобы общественное хозяйство в целом могло развиваться и нормально функционировать. Возникает необходимость перераспределения созданного продукта, которое обусловлено:

-- наличием наряду с производственной непроизводственной сферы, в которой материальный продукт не создаётся (образование, здравоохранение, оборона);

-- дифференциацией доходов различных групп населения, которая неизбежна в условиях рыночной экономики;

-- неравномерностью развития отдельных территорий и отраслей хозяйства.

В итоге перераспределения формируются доходы государства; доходы, полученные в отраслях непроизводственной сферы; население получает

дополнительные денежные средства через социальные выплаты; территории и предприятия--дополнительные ресурсы для развития.

Вторичные доходы формируют конечные пропорции использования национального дохода и играют важную роль в сбалансированном развитии отдельных отраслей хозяйства и территорий, обеспечении достойного уровня жизни широких слоёв населения.

Регулирующая функция финансов проявляется через воздействие государства на экономическое развитие (поведение хозяйствующих субъектов, развитие отдельных территорий и отраслей) посредством финансовых рычагов. Основными инструментами, которые при этом используются, следующие:

1) налоги, которые могут, как сокращать, так и стимулировать предпринимательскую деятельность и частное потребление;

2) государственные расходы, которые побуждают фирмы или работников производить те или иные товары и услуги, а также социальные выплаты, обеспечивающие определённый уровень доходов некоторым слоям населения;

3) Регулирование или контроль, посредством принятия соответствующих законов, определённых видов экономической деятельности, вплоть до запрещения некоторых из них;

4) установление предельных цен на некоторые товары и услуги (главным образом в отраслях естественных монополий).

Современное государство, увеличивая объём государственных капитальных вложений, способствует повышению спроса, расширению инвестиций и росту объёмов промышленного производства. Выделяя ассигнования на военные цели, государство предъявляет спрос не только на военную технику, но и на промышленную продукцию, оборудование, сырьё, стимулирует научные исследования. Финансируя инфраструктуру, государство способствует сокращению издержек частных компаний. Посредством налогов оно может ограничить частное потребление отдельных видов товаров (например, алкоголя, табачных изделий), а, варьируя разницей между доходами и расходами бюджета, государство способно поддерживать тот или иной баланс между накопленным и действительно применяемым в производстве капиталом.

Контрольная функция финансов тесно связана с распределительной функцией. Контрольная функция проявляется в ходе распределения валового внутреннего продукта по соответствующим фондам и представляет собой контроль за тем, насколько правильно было осуществлено формирование этих фондов. Кроме того, контрольная функция проявляется в ходе проверки расходования средств по их целевому назначению.

В России до конца 80-х гг. все предприятия были в основном государственными. В настоящее время государственные предприятия существуют в форме казённых, унитарных и муниципальных предприятий.

Исходя из федерального устройства, государственные финансы включают два уровня: финансы федеральных органов власти и финансы органов субъектов Российской Федерации (их 89). Муниципальные финансы являются низовым звеном и выделены в самостоятельный структурный уровень. В структуре государственных и муниципальных финансов главным

элементом выступают взаимосвязанные бюджеты трёх уровней --федерального, регионального (субъекта РФ) и местного.

Государственная финансовая система включает шесть основных элементов:

1) государственный бюджет;

2) местные бюджеты;

3) государственный кредит;

4) специальные внебюджетные фонды;

5) государственное страхование;

6) финансы государственных корпораций.

Ведущим звеном любой финансовой системы выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию -- это главный централизованный фонд денежных средств государства. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. За государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпораций, налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счёт средств государственного бюджета осуществляется выравнивание бюджетов разных уровней -- предоставляются субсидии и кредиты региональным и местным органам власти.

Второе звено государственной финансовой системы -- местные бюджеты. За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели.

Третье звено государственной финансовой системы--государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, когда государство выступает как заёмщик, кредитор или гарант. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных финансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заёмщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берёт на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант.

Четвёртое звено государственной финансовой системы--внебюджетные специальные фонды. Внебюджетные фонды не зависят от средств

государственного бюджета, используются строго по целевому назначению -для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

Наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице.

Пятым элементом государственной финансовой системы является государственное страхование. Государство берёт на себя страхование некоторых видов риска, образуя централизованный страховой (резервный) фонд, который находится в распоряжении правительства. В качестве страховщика выступает государственная организация. Создание такого фонда связано с наличием страховых рисков природного и техногенного характера и возмещением ущерба от стихийных бедствий, катастроф, экологических аварий. Реже государственное страхование связано с экономическими факторами (риски при экспортно--импортных операциях, поставках осуществляемых государством) или экономической нестабильностью.

Шестым элементом государственной финансовой системы выступают финансы государственных предприятий. В настоящее время в государственной собственности находятся, как правило, низкорентабельные или убыточные отрасли. Но эти отрасли очень важны для развития любого национального хозяйства. Государственными предприятиями являются:

-- органы законодательной и исполнительной власти, органы местного самоуправления, финансовые и налоговые органы, архивной службы, органы управления федеральным имуществом, расходы составляют 3%;

-- органы судебной системы;

--органы национальной обороны, которые исполняют содержание армии и флота, закупку вооружения и военной техники, капитальное строительство, научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, выплату пенсий и пособий военнослужащим, обеспечение мобилизационной и вневойсковой подготовки, содержание оборонной спортивно-технической подготовки (РОСТО);

-- органы внутренних дел, налоговой полиции, пограничной службы, органов государственной безопасности, таможенные органы, органы прокуратуры, юстиции, внутренние войска, уголовно исполнительной системы, противопожарная служба, государственная фельдъегерская служба.

-- учреждения направлений научно-технического прогресса: Российские академии наук, образования, расходы составляют 4,1%;

-- предприятия топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства и рыболовства, культуры, здравоохранения и физической культуры, расходы составляют 1,6%;

-- учреждения социального обеспечения (дома-интернаты, инвалидов и престарелых, детские оздоровительные учреждения, государственный фонд занятости, программы ликвидации последствий аварий, расходы составляют 22% расходов федерального бюджета;

-- научно-исследовательские учреждения в области космической деятельности;

-- органы военного управления, обеспечения военных жильём;

-- предприятия дорожной службы.

Организация финансов государственных и муниципальных предприятий строится на формировании бюджетов за счёт сбора налогов, государственных кредитов и займов.

Налоги носят принудительный характер, они безвозвратно уплачиваются государству. Займы не являются принудительными, они подлежат возврату и по этим средствам выплачивается определённый процент. Поэтому займы могут увеличивать государственные расходы. Государственный кредит выполняет две основные функции--фискальную и регулирующую. Посредством фискальной функции осуществляется формирование централизованного денежного фонда и в доход государства поступают дополнительные средства. Эти средства могут быть использованы как для финансирования расходов государства, так и для погашения дефицита бюджета. Посредством фискальной функции происходит распределение налогового бремени во времени, что с точки зрения интересов разных поколений, является наиболее справедливым.

Материальным источником внебюджетных фондов является национальный доход.

С 1 января 2001 г. введён единый социальный налог (ЕСН).

Отчисления всеми предприятиями средств образуют фонды социального страхования. К числу социальных фондов относятся пенсионные фонды, фонды социального страхования, фонды медицинского страхования. Создавая эти фонды государство выстраивает целую систему правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию или минимизацию последствий изменения материального или социального положения работников вследствие признания их безработными, трудового увечья или профессионального заболевания, инвалидности, болезни, травмы, беременности, родов, потери кормильца, а также наступления старости, необходимости получения медицинской помощи, санаторно-курортного лечения.

Тариф страховых взносов в пенсионный фонд, фонд социального страхования и в фонд медицинского страхования составляет в сумме 26% от ФОТ предприятий, в том числе в пенсионный фонд -20%.

Инвестиции имеют большое значение не только для будущего положения предприятия, но и для экономики страны в целом. С их помощью осуществляется расширенное воспроизводство основных средств как производственного, так и непроизводственного характера, укрепляется материально -техническая база субъектов хозяйствования. Это позволяет увеличивать объёмы производства продукции, прибыли, улучшать условия труда и быта людей. От вложенных инвестиций зависит себестоимость, ассортимент, качество, новизна и привлекательность продукции, её конкурентоспособность.

Делись добром ;)