5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
В начале 1980-х годов наряду с возросшим вниманием к монетаризму возросло внимание к концепции экономики предложения. Большинство экономистов пришли к заключению, что одной лишь финансовой или денежной политики, воздействующей на спрос, недостаточно, что политика спроса должна дополняться воздействием на предложение. Именно эта идея лежала в основе дебатов по «экономике предложения», которые начались в связи с победой Рональда Рейгана на президентских выборах в США в 1980 г. Сторонники «экономики предложения» утверждали, что сокращение налогов дало бы такое мощное повышение производства, что и доходы государственной казны могли бы увеличиться.
Теория «Экономики предложения» разрабатывалась американцами А. Лаффером (профессор экономики университета Южной Каролины), М. Фелдстайном (Гарвардский университет), Р. Риганом (бывший министр финансов США). По мнению представителей «экономики предложения», рынок не только самый эффективный, но и единственно «нормальный» способ организации хозяйства. Они были против регулирования экономики со стороны государства. Регулирование, с их точки зрения - это неизбежное зло. Основная идея теории связана с отходом от кейнсианских методов стимулирования спроса и поддержкой факторов, определяющих предложение. Причины инфляции усматриваются в высоких налоговых ставках, в финансовой политике государства, провоцирующей рост издержек. Повышение цен - это реакция производителей на нежелательные «повороты» экономической политики и неустойчивую конъюнктуру.
Основные рекомендации «экономики предложения»сводятся к следующему:
Во-первых, сокращение налогов в целях стимулирования инвестиций. Увеличение налогового бремени порождает бюджетные дефициты, препятствуют экономическому росту. Выдвигается предложение отказаться от прогрессивного налогообложения, снизить налоговые ставки, прежде всего «предельные ставки» на доходы, капитал, а также на зарплату и дивиденды.
Снижение налогов для предпринимателей увеличит их доходы и сбережения, а в результате будут расти накопления, снизится уровень процентной ставки. Снижение налогов на зарплату увеличит привлекательность дополнительной работы. В результате: увеличится предложение рабочей силы, повысятся стимулы к участию в производстве. Отсюда, собственно, и название - «теория предложения». Рецепты направлены на увеличение предложения капитала и рабочей силы.
Во-вторых, приватизация государственных предприятий. Эта мера, направленная на сокращение государственного участия в хозяйственной деятельности. Она позволит получить дополнительные финансовые средства, сократить размеры государственного долга. Эффективность предприятий повысится, обострится конкуренция, повысится качество и конкурентоспособность национальной продукции.
В-третьих, бюджетное оздоровление. В отличие от монетаристов теоретики «экономики предложения» считают, что бюджет не должен рассматриваться в качестве инструмента денежной политики. Бюджетная политика должна быть отдельно от денежной политики.
В-четвертых, замораживание социальных программ. Существующая система имеет два недостатка: а) вызывает непрерывный рост государственных расходов, обостряет бюджетный дефицит; б) не стимулирует, а сдерживает трудовую активность.
В начале 80-х годов одним из наиболее известных представителей теории «экономики предложения» был американский экономист Артур Лаффер(р. 1941). Его прославила так называемая «кривая Лаффера» (рис. 15.1), которую он в первый раз нарисовал на бумажной салфетке в ресторане. Эта кривая показывает, что при повышении ставки налога, доходы государства за счет налогов сначала будут увеличиваться. Но, если налоговая ставка превышает некую границу, доходы от налоговых поступлений могут уменьшиться. Причина в том, что слишком высокие налоги снижают у людей желание работать в «светлой», т.е. легальной экономике. Чем выше этой границы определена ставка налога, тем меньше они будут работать легально, и, следовательно, тем меньше будут налоговые доходы государственной казны. Если ставка налога тем не менее повышается, рано или поздно она достигнет такого уровня, при котором никто не захочет работать и платить налоги, и, таким образом, государство вовсе не получит никаких налоговых поступлений.
Поступление
налогов
Ставка налога
Рис. 15.1. Кривая Лаффера
Экономический смысл кривой Лаффера состоит в утверждении, что если налоговый пресс переходит известную границу, то снижение налогов будет финансировать само себя. Люди тогда снова начнут работать в облагаемых налогом секторах, что увеличит доходы государства за счет налогов. Поэтому снижение налогов улучшило бы состояние государственных финансов.
В определенном смысле кривая Лаффера достаточно тривиальна. Очевидно, что слишком высокие налоги оказывают негативное воздействие на желание людей работать и платить налоги. Но важный вопрос - на который эта упрощенная диаграмма не дает ответа - заключается в том, при каком значении ставки налога это происходит. Ответ будет, несомненно, разным для разных стран. В зависимости от налоговой политики, размеров и структуры государственного сектора и от того, считают ли люди, что они «что-то получают» в обмен на выплату налогов. Что касается США, то оказалось, что А. Лаффер был чересчур оптимистичен. Рейгановское снижение налогов в 1981 г. привело не к сокращению, а к увеличению бюджетного дефицита.
В 1970-е годы на базе Чикагского университета появилась и получила признание теория рациональных ожиданий(Роберт Лукас, Томас Сарджент, Дж. Уоллес). Эта теория основана на двух предпосылках:
а) потребители, предприниматели и рабочие понимают, как функционирует экономика; они способны оценить будущие результаты политических, экономических и других изменений и выбирают линию поведения, которая соответствует их интересам;
б) рынки высококонкурентны, а цены и ставки заработной платы быстро приспосабливаются к изменениям спроса и предложения.
Основателем теории рациональных ожиданий является Роберт Лукас (р. 1937), профессор Чикагского университета. В 70-е годы он и некоторые его коллеги усомнились во многих устоявшихся истинах (как кейнсианского, так и монетариского направлений) и предложили свои теории.
Основная черта этих теорий заключается в предположении, что люди отличаются тем, что они называли «рациональными ожиданиями» будущего. Ожидания - это представления экономических агентов (участников хозяйственной деятельности) о том, что произойдет или как сложится хозяйственная конъюнктура в будущем. Теория ожиданий акцентирует внимание на поведении, поступках, устремлениях людей, которые необходимо учитывать при выработке экономической политики.
Эта теория означает, что люди формируют свои ожидания, в частности, относительно цен, темпов будущей инфляции, на основе правильныхпредположений о том, как функционирует экономика.
Обычно ожидания строятся на том, какие изменения и тенденции были в прошлом. Потребители и предприниматели экстраполируют динамику цен в прошлом на то, что произойдет завтра. Другими словами, картину данного года переносят на ожидаемые процессы в будущем году. Если бюджетный дефицит увеличивается, чтобы стимулировать экономику, и люди одновременно знают, что это через определенное время приведет к инфляции, то они немедленно начнут строить свои планы с учетом новой ситуации. Гипотеза рациональных ожиданий приводит к выводу, что возможности правительства воздействовать на экономику существенно сузились. Краткосрочная политика управления спросом все чаще оказывается малоэффективной. Если рыночная экономика и система цен имеют черты совершенной конкуренции, и рынки быстро адаптируются к изменениям, то никакая систематическая политика стабилизации не сможет оказать никакого результативного воздействия на занятость и производство. Все мероприятия государственных властей немедленно нейтрализуются поведением индивидов на рынке. В долгосрочном плане уровень занятости, показатели производства определяются структурными сдвигами.
Выводы Р. Лукаса положили начало новой школе экономистов. Обычно ее называют «новой классической школой». Она предлагает приблизительно такие же выводы, что и старые, докейнсианские экономисты этой школы: лучше всего предоставить рыночную экономику самой себе. Но этот вывод делается уже на основе новых аналитических методов.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель