logo
зачет

4. Государственная финансовая политика

 

Каждый уровень финансовой системы обладает определенной самостоятельностью, принимает и осуществляет свои решения. Вместе с тем важно, чтобы эти решения были в известной мере упорядочены, согласованны друг с другом, преследовали бы какую-то общую для всей страны цель. Это достигается проведением определенной финансовой политики, за выработку и реализацию которой несет ответственность прежде всего федеральный центр.

Финансовая политика государства имеет большую специфику, оно не ставит своей целью получение прибыли, как обычный экономический субъект, его решения диктуются общественными интересами. То же с определенной поправкой можно сказать о центральном банке, он проводит денежную политику, имея в виду необходимость улучшения общего экономического и финансового состояния всего народного хозяйства, - это его главная задача, хотя определенную прибыль он и получает.

Безусловно, ведущее значение имеет финансовая политика государства. В условиях рынка – это главный рычаг экономического воздействия государства.

Основу финансовой политики государства составляют стратегические направления использования финансовых ресурсов, предусматривающие решение главных задач развития экономики на данном этапе.

Переход отечественной экономики на рыночные условия, к сожалению, привел к глубокому экономическому кризису, спаду производства, расстройству финансовой системы. При всяком сокращении производства финансовые ресурсы сокращаются в большей мере. Во-первых, они уменьшаются как результат падения объема доходов. Доходы тоже сокращаются сильнее объема производства, так как в общей выручке возрастает доля постоянных затрат. Кроме того, падение объема сказывается и на структуре их использования. В уменьшившихся доходах возрастает доля так называемых обязательных расходов. У всех экономических самодеятельных субъектов при сокращении производства неизбежно снижаются финансовые ресурсы, поскольку они формируются за счет «свободной» части денежных доходов. Это именно та часть доходов, которая может быть использована их владельцем по своему усмотрению на любые цели сверх текущих обычных потребностей. Поэтому в условиях кризиса и сокращается инвестиционный спрос, а также спрос на товары длительного пользования и т.д. Производственный кризис обычно сопровождается и финансовым кризисом, ростом долгов, невозможностью их возврата, банкротствами. На протяжении почти всего начала рыночных реформ наблюдался бюджетный дефицит, неплатежи предприятий, рост внутренней и внешней задолженностей страны.

В последние годы наметились положительные тенденции в экономическом состоянии России, началось увеличение производства, удалось приостановить нарастание внешней задолженности и сократить ее общий объем, появилась возможность разработать программу долгосрочного развития страны.

В ближайшей перспективе наиболее актуальными экономическими задачами являются:

·  обеспечение дальнейшего роста производства и объема доходов в хозяйстве с целью достижения их докризисного уровня (1988-1990гг.) и возможного превышения. Этому должно способствовать и принятое решение об удвоении ВВП к 2010 г.;

·  сохранения положительного сальдо внешней торговли и улучшение платежного баланса;

·  дальнейшее развитие системы образования, науки и научных исследований на перспективных направлениях;

·  существенное улучшение социального обслуживания населения.

В соответствии с этим основными направлениями финансовой политики на макроуровне должны стать:

·  создание условий для активации инвестирования свободных финансовых ресурсов в материальное производство;

·  регулирование уровня инфляции и ставок процента таким образом, чтобы содействовать росту рентабельности реального сектора;

·  проведение налоговой реформы, призванной стимулировать все экономические субъекты к расширению производства, увеличению доходов, к переходу от теневой к легальной хозяйственной деятельности;

·  существенная реструктуризация финансовых потоков в хозяйстве, сокращение дотационных платежей из бюджета, реформа пенсионного дела; жилищно-коммунального хозяйства и др.;

·  обеспечение устойчивого равновесия доходов и расходов бюджета;

·  регулярные платежи по внешнему долгу, дальнейшее существенное сокращение общего объема государственной задолженности.

С учетом мирового опыта общая финансовая политика может быть с некоторой условностью разделена на два основных направления:

1 – денежно-кредитная политика;

2 – налогово-бюджетная политика.

В условиях России ответственными за проведение денежно-кредитной политики является Центральный банк и Правительство РФ. В этот раздел финансовой политики входит регулирование объема денежной массы, установление уровня процента и воздействие на всю систему процентных ставок, определение уровня инфляции, то есть ограничение по возможности роста цен, а также валютный курс и формирование валютных резервов.

В сферу налогово-бюджетной политики, естественно, входит формирование налоговой системы (ставок налогов и условий их взимания), сбор налогов и, конечно же, распределение сформированного фонда государственных финансовых ресурсов в соответствии с заранее определенными принципами, возникновение дефицита или профицита бюджета. Ответственными за проведение данного направления финансовой политики в России являются Федеральное Собрание, Президент РФ и Правительство РФ.

Оба направления финансовой политики тесно взаимодействуют и должны быть согласованы между собой. Вопрос инфляции, к примеру, зависит и от денежной, и от бюджетной политики, то же самое относится к проблемам государственного долга, платежного баланса, уровню безработицы, объему инвестиций и т.д. Можно сказать, что любая важная экономическая задача требует для своего решения использования всех средств финансовой политики, выработанных в обществе в ходе его развития.

Следует отметить, что в условиях современной России государственная финансовая политика одной из своих главных целей имеет создание цивилизованного рынка. Пятнадцатилетие реформы, к сожалению, не привели к образованию нормального (по мировым стандартам) рынка, и сложившаяся экономическая система нуждается в значительном усовершенствовании.

Главная цель очевидна и всем понятна – подъем производства, известен и главный ответственный за достижение этой цели – государство. Но государство после всех прошедших преобразований может воздействовать на экономический рост в основном через свою финансовую политику, именно она и оказывается главным средством обеспечения роста экономики. Поэтому государственная финансовая система как решающее звено всех финансовых отношений общества должна стимулировать развитие хозяйства и рост уровня жизни населения. Общеэкономические задачи в современных условиях выступают прежде всего как финансовые проблемы.

Таким образом, именно финансовая политика государства является в нынешних условиях главным фактором и выходом из кризиса, и организации экономического развития, именно оная совершенствует наши рыночные отношения и обеспечивает решение социальных вопросов. Финансовая политика обычно ориентируется на определенный круг показателей, характеризующих как экономическое, так и финансовое состояние общества. Число этих показателей очень большое, они различаются в зависимости от тех объектов, которым они присущи. Можно рассматривать макроэкономический уровень хозяйства, можно анализировать положение отдельных отраслей регионов, предприятий или групп населения. Поскольку для государственных финансов в первую очередь важно общее положение народного хозяйства, то и для государственной финансовой политики наиболее существенны глобальные финансовые характеристики экономического и социального положения общества.

В условиях рыночного хозяйства финансы очень четко характеризуют экономическое положение. Хорошая экономика имеет хорошие финансы, и наоборот. Общая характеристика экономического положения, с точки зрения финансов, называется финансовым состоянием хозяйства. Понятие финансового состояния включает в себя не только экономические, но и чисто финансовые проблемы, например государственный долг.

Применительно к макроуровню, то есть для всего народного хозяйства, рассматриваемого как единое целое, обычно выделяют следующие показатели для характеристики его финансового состояния:

·  доходы и расходы государства, дефицит или профицит бюджета;

·  государственный долг;

·  сальдо платежного баланса;

·  уровень инфляции;

·  уровень процентных ставок;

·  валютный курс;

·  объем денежной массы;

·  курс ценных бумаг;

·  объем доходов и расходов, сбережений и долгов укрупненных экономических субъектов;

·  валютные резервы.

Помимо этого имеется близкие к финансовым, обычно называемые экономическими, показатели, также очень важные для финансового состояния. Это объемы производства, инвестиций, основных доходов, уровень запасов, численность безработных.

За всеми этими индикаторами идет систематическое наблюдение, и они регулярно публикуются. Доступность финансовой информации всем желающим с ней познакомиться – важный признак демократического общества.

Очень важно, что все экономические проблемы (и трудности, и успехи) получают четкую количественную характеристику в финансовых показателях, что и создает предпосылку для принятия определенных решений, соответствующих данной ситуации и поставленной цели. Экономическая деятельность очень часто связана со значительным риском, финансы, конечно, не могут его устранить, но с помощью денежных (финансовых) показателей можно оценить последствия рискованных решений, вероятность их наступления, а также смягчить результаты возможных неудач.