logo
Лекции для экзамена

Классификация рынка и его функции

Рынок как сложная форма хозяйствования выполняет ряд функций: ценообразующая, информационная, посредническая, регулирующая, санирующая.

Ценообразующая проявляется в том, что в условиях конкуренции цены устанавливает рынок в соответствии со спросом и предложением и на основе взаимной договоренности покупателей и продавцов.

Информационная - рынок дает информацию об уровне цен, ставках и тарифах, спросе, требованиях к качеству и эти ориентирует производителя.

Посредническая – рынок как посредник сводит покупателей и продавцов, сводит обособленных товаропроизводителей для обмена результатами деятельности, для выбора поставщиков и потребителей.

Регулирующая – при решении вопросов: что производить, сколько, для кого, как и др.

Санирующая – это специфическая функция рынка состоит в том, что рыночный механизм конкуренции вытесняет с рынка, а следовательно, из производства низкоэффективных субъектов, слабо приспособленных к рыночным требованиям.

В системе рынков прежде всего выделяют:

рынок товаров и услуг;

рынок факторов производства;

финансовый рынок.

Эти три основных видов рынков классифицируются по разным признакам на различные субрынки и сегменты:

а) по географическому признаку – локальный, региональный, национальный, мировой.

б) по отраслям – автомобильный, аграрный, нефтяной и др.

в) по характеру продаж – розничный, оптовый, оптово-розничный.

г) по экономическому назначению объектов рыночных отношений – рынок сырья, рынок труда, рынок ценных бумаг, рынок информации и пр.

д) по степени ограничения конкуренции – чистой конкуренции, монополистической конкуренции, олигополии, монополии.

Есть и другие признаки классификации рынков.