1. По признаку доминирующего элемента юридического состава налога выделяются:
• персональные; • объектные налоги.
2. По признаку перелагаемости налога: • прямые;• косвенные налоги.
3. По признаку платежеспособности: • личные;• реальные налоги.
4. По порядку определения окладной суммы: • раскладочные; • количественные налоги.
5. По источнику доходов бюджета: • закрепленные; • регулирующие налоги.
6. По порядку установления и введения: • государственные; • местные налоги.
7. По бюджетному назначению: • общие; • целевые налоги.
8. По признаку периодичности: • регулярные; • разовые налоги.
9. По юрисдикции государства: • резидентские; • территориальные налоги.
10. В зависимости от плательщика: • налоги с орг-й; • налоги с физ. лиц; • общие налоги для физ. и юрид. лиц.
11. По территориальному уровню: • федеральные налоги; • региональные; • местные налоги.
Федеральные налоги и сборы (ст. 13 НК РФ): 1) НДС; 2) акцизы; 3) НДФЛ; 4) налог на прибыль орг-ий; 5) налог на добычу полезных ископаемых; 6) водный налог; 7) сборы за пользование объектами животного мира и пользование объектами водных биологических ресурсов; 8) государственная пошлина.
Региональные налоги (ст. 14 НК РФ):
1) налог на им-во орг-ий; 2) налог на игорный бизнес; 3) транспортный налог.
Местные налоги (ст. 15 НК РФ):
1) земельный налог; 2) налог на имущество физ.лиц.
Элементы налогообложения. Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
К элементам налога относятся (ст. 17 НК РФ):
1. Объект налогообложения - операции по реализации товаров (работ, услуг), имущество, прибыль, доход, стоимость реализованных товаров (выполненных работ, оказанных услуг) либо иной объект, имеющий стоимостную, количественную или физическую характеристики, с наличием которого у налогоплательщика законодательство о налогах и сборах связывает возникновение обязанности по уплате налога.
2. Налоговая база - это стоимостная, физическая или иная характеристика объекта налогообложения.
3. Налоговый период – календарный год или иной период времени применительно к отдельным налогам, по окончании которого определяется налоговая база и исчисляется сумма налога, подлежащая уплате. Налогоплательщики исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бух.учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением.
4. Налоговая ставка представляет собой величину налоговых начислений на единицу измерения налоговой базы. Налоговые ставки по региональным и местным налогам устан-ся соответственно законами суб. РФ, НПА представительных ОМСУ в пределах, устан. НК РФ.
5. Порядок исчисления налога. Налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате, за налоговый период исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
В некот случаях обязанность по исчислению суммы налога может быть возложена на налоговый орган или налогового агента(тогда не позднее 30 дн до наступления срока платежа нал.орган направляет налогоплат-ку нал.уведомление).
6. Сроки уплаты налогов и сборов устан-ся применительно к каждому налогу и сбору. Изменение установленного срока уплаты налога и сбора допускается только в порядке, предусмотренном НК РФ.
Сроки уплаты налогов и сборов определяются календарной датой или истечением периода времени, исчисляемого годами, кварталами, месяцами, неделями и днями, а также указанием на событие, которое должно наступить или произойти, либо действие, которое должно быть совершено. Уплата налога производится разовой уплатой всей суммы налога либо в ином порядке (несколько платежей). Уплата налогов производится в наличной или безналичной форме.
Установление налога (сбора) означает принятие законод.органом гос. власти и представит. ОМСУ в рамках своей компетенции решения о включении конкретного платежа на соотв. территории в систему налогов и сборов в качестве источника бюджетных доходов с указанием круга плательщиков и основных элементов налогообложения.
Налог считается установленным лишь в том случае, когда определены налогоплательщики и элементы налогообложения.
Льготами по налогам и сборам признаются предоставляемые отдельным категориям налогоплательщиков и плательщиков сборов предусмотренные законодательством о налогах и сборах преимущества по сравнению с другими налогоплательщиками или плательщиками сборов, включая возможность не уплачивать налог или сбор либо уплачивать их в меньшем размере.
Налог на добавленную стоимость. Акцизы (плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты).
Налог на добавленную стоимость (НДС) является косвенным налогом, так как включается в цену реализуемых товаров (работ, услуг): сумма НДС, исчисленная как процентная доля цены, увеличивает цену товаров (работ, услуг). Юридическими плательщиками (т.е. лицами, на которых НК РФ возлагает обязанность по перечислению налога в бюджет) являются организации и индивидуальные предприниматели, реализующие товары (работы, услуги). Но фактическими плательщиками являются те лица, которые покупают товары (работы, услуги) и уплачивают налог за св.счет в составе цены.
Налогоплательщики делятся на две группы, для которых принципиальным образом различается порядок налогообложения НДС:
1) организации и индивидуальные предприниматели, которые совершают налогооблагаемые операции;
2) лица, признаваемые налогоплат-ми НДС в связи с перемещением товаров через таможенную границу РФ (для них порядок уплаты НДС устанавливается НК РФ и ТК ТС).
Объектом налогообложения являются перечисленные в НК РФ операции, совершаемые на территории РФ:
1) реализация товаров (работ, услуг), передача имущественных прав. Реализацией в целях налогообложения признается передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг как на возмездной, так и на безвозмездной основе;
2) передача товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на прибыль организаций;
3) выполнение строительно-монтажных работ для собственного потребления;
4) ввоз товаров на таможенную территорию Российской Федерации.
В законодательстве содержится перечень операций, которые совершаются на территории РФ, но не облагаются НДС.
Налоговая база по НДС определяется в соответствии с НК РФ и имеет многочисленные особенности в зависимости от вида облагаемой операции. Так, при реализации товаров (работ, услуг) налоговая база определяется как стоимость этих товаров (работ, услуг), исчисленная исходя из цен, определяемых в соотв. с НК РФ, с учетом акцизов - для подакцизных товаров - и без включения в цену НДС.
Ставки налога. Налогоплательщики по общему правилу при реализации ими товаров (работ, услуг) во всех случаях применяют ставку 18%. Для некоторых операций НК РФ устанавливает льготные (пониженные) ставки -10 и 0% (реализ-я тов-в (р,у) в обл.космической д-ти). Так, по налоговой ставке 10% облагаются определенные операции по реализации продуктов питания, детских товаров, медицинских товаров, периодических печатных изданий.
Порядок исчисления и уплаты налога. Налогоплательщик исчисляет и уплачивает сумму НДС по общему правилу самостоятельно. В некот случаях налоговая база, сумма налога исчисляются и уплачиваются налоговыми агентами, например при реализации на территории России товаров (работ, услуг) иностр.лицами, не состоящими на учете в налоговых органах. Сначала рассчитывается сумма налога как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Далее рассчитывается сумма НДС, подлежащая уплате в бюджет, первоначально исчисленная сумма НДС уменьшается на сумму налоговых вычетов. Налоговые вычеты - это суммы налога, предъявленные налогоплательщику его поставщиками (подрядчиками) при приобретении товаров (работ, услуг), имущественных прав на территории РФ либо уплаченные налогоплательщиком при ввозе товаров на таможенную территорию РФ в таможенных режимах выпуска для внутреннего потребления, временного ввоза и переработки вне таможенной территории либо при ввозе товаров, перемещаемых через таможенную границу РФ без таможенного контроля и таможенного оформления. Нал.вычеты производ-ся на основ-и счетов-фактур.
В случае если по итогам налогового периода сумма налоговых вычетов превышает общую сумму налога, исчисленную по операциям, признаваемым объектом налогообложения, полученная разница подлежит возмещению (зачету, возврату) налогоплательщику в порядке устан. НК РФ.
Акцизы относятся к косвенным налогам, так как включаются в цену товара, однако они взимаются при совершении операций с определенной группой товаров, которые в соответствии с НК РФ признаются подакцизными. Плательщики: 1- орг-ии, ИП; 2. - лица, признаваемые налогоплат-ми в связи с перемещением тов-в через там.границу РФ.
Подакцизными товарами (предметом налогообложения) признаются след.группы тов-в: 1) спиртосодержащие жидкости (этилов.спирт, продукция с объемной долей этил.спирта более 9%); 2) табачная продукция; 3) автомобили легковые и мотоциклы с мощностью двигателя свыше 112,5 кВт (150 л. с.); 4) бензин (автомобильный и прямогонный); 5) дизельное топливо; 6) моторные масла для дизельных или карбюраторных двигателей.
Объект налогообложения:
1) реализация лицами произведенных ими подакцизных товаров;
2) продажа лицами переданных им на основании приговоров или решений судов, арб.судов или других уполном. на то гос. органов конфискованных или бесхозяйных подакцизных товаров, подакцизных товаров, от которых произошел отказ в пользу гос-ва и кот подлежат обращению в гос. .или мун. собст-ть;
3) передача подакцизных товаров:
а) на переработку на давальческой основе;
б) лицами - производителями этих товаров для собств-ых нужд; и др;
4) получение.
В зависимости от подакцизного товара установлены следующие разновидности налоговых ставок:
твердые (специфические), т.е. в абсолютной сумме на единицу измерения (н-р: спирт этиловый — 50руб. за 1л.);
адвалорные (в процентах);
2) комбинированные, т.е. твердые и адвалорные (сигареты с фильтром).
Налоговая база определяется отдельно по каждому виду товара и в зависимости от вида налогооблагаемой операции. По операциям по реализ и передаче тов-в НБ определ-ся в завис-ти от устан-х в отн. этих тов-в нал.ставок: как объем реализов-ых тов-в в натур выражении — по подакцизным тов-м, в отн кот устан твердые нал.ставки.
Порядок. Сумма акциза по подакцизным товарам (в т.ч. при ввозе на тер. РФ) исчисляется по итогам каждого нал.периода (1 мес.) в завис. от вида нал.ставки, устан-ой для данного вида подакцизного товара в НК РФ.
Налог на прибыль организаций. Налог на доходы физических лиц. Налог на игорный бизнес (плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты).
Налог на прибыль организаций. Налогоплательщиками признаются: 1) российские орг-ии; 2) иностр. орг-ии, осущ-ие свою д-ть в РФ через постоянные представительства и (или) получающие доходы от источников в РФ.
Объектом налогообложения признается прибыль, полученная налогоплательщиком, которой признаются:
• для российских орг. - полученные доходы, уменьшенные на величину произведенных расходов;
• для ин.орг. осущ-х д-ть в РФ через пост.предст-ва, - полученные через эти предст-ва доходы, уменьш-е на величину произв-х расходов.
Налоговой базой признается денежное выражение прибыли. При определении налоговой базы прибыль, подлежащая налогообложению, определяется нарастающим итогом с начала налогового периода.
Налоговые ставки различаются в зависимости от вида налогообложения:
общая ставка для рос.орг-ий, а также по доходам ин.орг., не связанным с д-тью в РФ через постоянное представительство,- 20% (применяется в том случае, если доходы не подлежат налогообложению по иным ставкам); также предусмотрены ставки: 15%, 10%, 9% и льготная ставка 0%.
Налоговая ставка, установленная в размере 20%, распределяется в следующем порядке:
• сумма налога, исчисленная по налоговой ставке в размере 2%, зачисляется в фед. бюджет;
• сумма налога.. в размере 18%, зачисляется в бюджеты суб. РФ.
Сумма налога, исчисленная по иным налоговым ставкам, подлежит зачислению в федеральный бюджет.
Порядок исчисления налога и уплаты налога. Налог определяется как соответствующая налоговой ставке процентная доля налоговой базы. Сумма налога по итогам налогового периода (1г) определяется:
1) по общему правилу налогоплательщиком самостоятельно. По итогам каждого отчетного периода налогопл-ки исчисляют сумму авансового платежа исходя из ставки налога и прибыли, подлежащей налогообложению, рассчитанной нарастающим итогом с начала налогового периода до окончания отчетного периода;
2) налоговым агентом, если налогоплательщиком является ин.орг., получающая доходы от источников в РФ, не связанные с постоянным представит-ом в РФ.
Налогоплательщики обязаны по истечении каждого отчетного периода представлять в налоговые органы по месту своего нахождения и месту нахождения каждого обособленного подразделения соотв-ие налоговые декларации. Налогоплательщики (н/агенты) представляют н/декларации по итогам отчетного периода не позднее 28 календарных дней со дня окончания соотв. отчетного периода; по итогам налогового периода - не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом.
В целях исчисления налога на прибыль налогоплательщики обязаны вести налоговый учет. Налоговый учет – система обобщения инф-ции для определения налоговой базы по налогу на основе данных первичных документов, сгруппированных в соотв. с порядком, предусм. НК РФ.
НДФЛ. Налогоплательщиками признаются физические лица:
1) налоговые резиденты РФ – ф.л., фактически находящиеся в РФ не менее 183 календ.дней в теч. 12 следующих подряд месяцев;
2) лица, не явл. налоговыми резидентами (налоговые нерезиденты), но получающие доходы от источников в РФ.
Объектом налогообложения является доход. Классиф-я:
• По виду дохода: 1) доход в денежной форме; 2) доход в натуральной форме: 3) доход в виде материальной выгоды.
• По происхождению дохода:
1) доходы от источников в РФ;
2) доходы от источников за пределами РФ.
Объект налогообложения дифференцируется в зависимости от категорий налогоплательщиков:
• для налоговых резидентов - доход от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ;
• для налоговых нерезидентов - от источников в РФ.
Налоговые ставки устанавливаются НК РФ в зависимости от статуса физ.лица как налогопл-ка и от вида полученного дохода. Их размер может составлять 9, 13, 15 и 30%, 35% (выигрыши свыше 4 тыс.). Общая ставка составляет 13%.
Для доходов, в отношении которых предусмотрена налоговая ставка 13%, налоговая база определяется как денежное выражение таких доходов, подлежащих налогообложению, уменьшенных на сумму налоговых вычетов, предусм НК РФ.
Для доходов, в отношении которых предусмотрены иные налоговые ставки, налоговые вычеты не применяются.
Налоговые вычеты - налоговые льготы: 1) стандартные; 2) социальные; 3) имущественные; 4) профессиональные.
Порядок расчета и уплаты налога. Предусмотрено два способа расчета и уплаты налога:
1) у источника выплат. Этот способ в основном применяется при уплате налогов с заработной платы, где работодатели физ.лица выступают налоговыми агентами;
2) декларационный. Этот способ применяется ИП; нотариусами, занимающимися частной практикой; адвокатами и др лицами, занимающимися частной практикой, а также др категориями физ.лиц по отдельным видам доходов, предусмотренных НК РФ (н-р, с сумм, полученных от продажи им-ва, от сдачи в аренду и др.).
Указанные лица самост-но исчисляют суммы налога и обязаны представить в нал.орг. по месту св.учета нал.деклар-ю не позднее 30 апр года, след-го за истекшим нал.периодом.
Налог на игорный бизнес (региональный). Н/плател. – орг-ции и ИП, осущ-е предпр.д-ть в обл игорного бизнеса. Объекты: 1) игровые столы, предназначенные для проведения азартных игр; 2) игровые автоматы; 3) кассы тотализаторов; 4) кассы букмекерских контор. Кол-во объектов н/обложен. нужно зарегистрировать в налоговом органе по месту нахождения игорного заведения и получить свидетельство о регистрации. Нал.база — опред-ся отдельно по кажд из объектов н/обложен как общее кол-во соотв объектов н/облож. Н/ставки устан-ся на каждый объект законом суб. РФ, но если они не устан, то сущ-т след размеры: стол-25тыс., автомат-1500р., кассы-25т.р. Налог плательщик исчисляет ежемесячно, самостоятельно как произвед НБ, устан-ой по каждому объекту н/обл, и ставки налога, устан для каждого объекта н/обл.
и представляет в налоговую по месту регистрации игорного заведения не позднее 20-го числа месяца, следующего за отчетным.
Налог на добычу полезных ископаемых. Сборы за пользование объектами животного мира и видных биологических ресурсов. Земельный налог (плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты).
Налог на добычу полезных ископаемых.
Н/плат признаются орг-ии и ИП, признаваемые пользователями недр в соотв с законод-ом РФ. При этом они подлежат постановке на налоговый учет в качестве таковых в течение 30 календ.дней с момента гос.регистрации лицензии (разрешения).
Объектом н/обл признаются полезные ископаемые:
1) добытые из недр на тер-ии РФ на участке недр, предоставленном н/плательщику;
2) извлеченные из отходов добывающего производства, если такое извлечение подлежит отдельному лицензированию в соотв с закон-ом РФ о недрах;
3) добытые из недр за пределами тер-ии РФ, если эта добыча осущ-ся на тер-ях, наход-ся под юрисдикцией РФ.
НК РФ определяет виды полезных ископаемых, подлежащих налогообложению: уголь, торф, нефть, прир газ и др.
Налоговая база определяется налогоплательщиком самостоятельно в отношении каждого добытого полезного ископаемого как:
• количество добытого полезного ископаемого - при добыче нефти, попутного и природного газа;
• стоимость добытого полезного ископаемого - по всем иным видам полезных ископаемых.
Налоговые ставки по налогу на добычу полезных ископаемых устан в завис от вида добытого полез ископ, при этом законодатель использует как адвалорные, так и твердые ставки.
Порядок исчисления и уплаты налога. Сумма налога исчисляется по итогам каждого налогового периода по каждому добытому полезному ископаемому. Налог подлежит уплате по месту нахождения каждого участка недр, предоставленного н/плательщику в пользование. Сумма налога, подлежащая уплате по итогу налогового периода, уплачивается не позднее 25-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (1 мес.).
Обязанность представления налоговой декларации у н/плательщиков возникает начиная с того н/периода, в кот начата фактическая добыча полезных ископаемых.
Сбор за пользование объектами животного мира и водных биологических ресурсов.
Плательщиками сборов признаются орг-ии и физ.лица, получающие в установл порядке разрешение на пользование объектами животного мира на тер РФ и разрешение на добычу (вылов) водных биологических ресурсов во внутренних водах, в территориальном море, на континентальном шельфе РФ и в исключительной экономической зоне РФ, а также в Азовском, Каспийском, Баренцевом морях и в районе архипелага Шпицберген.
Объекты обложения:
1) объекты животного мира (медведь бурый, барсук, глухарь, фазан и др.);
2) объекты водных биологических - ресурсов (краб синий, палтус, морской котик и др.).
Ставки сборов:
1) за каждый объект животного мира - от 20 руб. до 15 тыс. руб.;
2) за каждый объект водных биол.ресурсов, за исключ. морских млекопитающих, -от 10 руб. до 35 тыс. руб. за 1 т;
3) за каждое морское млекопитающее - от 10 руб. до 30 тыс. руб. за 1 т.
Порядок исчисления и уплаты сборов. Сумма сбора за пользование объектами животного мира определяется в отношении каждого объекта животного мира и в отношении каждого объекта водных биологических ресурсов.
В одном случае плательщики уплачивают сумму сбора за польз-е объектами жив мира — при получении разрешения на добычу объектов животного мира. В другом уплачив сумму сбора за польз-е объектами водных биол.ресурсов — в виде единовр.взноса (уплата разового взноса произв-ся при получ-и разреш.).
Уплата сбора за пользование объектами водных биологических ресурсов производится:
• плательщиками — физ.лицами, за исключением ИП, - по месту нахождения органа, выдавшего лицензию (разрешение) на пользование объектами водных биологических ресурсов;
• плательщиками - организациями и ИП - по месту своего учета.
Органы, выдаю-ие лицензию предост в налог органы сведения о выданных лиценз-х, сумме сбора, подлежащей уплате по каждой лицензии, а также сведения о сроках уплаты сбора.
Земельный налог устанавливается, вводится в действие и прекращает действовать в соотв. с НК РФ и НПА представит. органов МО (законами городов фед знач.) и обязателен к уплате на территориях этих МО.
Н/плательщиками признаются орг-ии и физ.лица, обладающие ЗУ на праве собст-ти, праве постоянного (бес) пользования или праве пожизнен. наследуемого владения.
Не признаются налогоплательщиками организации и физические лица в отношении земельных участков, находящихся у них на праве безвозм. срочного пользования или переданных им по д-ру аренды.
Объектом н/обл признаются ЗУ, расположенные в пределах МО (городов фед.значения), на тер-ии кот введен налог.
Налоговая база определяется как кадастровая стоимость ЗУ. Информ о кадастр стоим-ти содержится в гос кадастре недвиж-ти. НБ определяется в отношении каждого ЗУ как его кадастровая стоимость по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Налоговая база определяется отдельно в отношении долей в праве общей собственности на ЗУ, в отн. кот н/плательщиками признаются разные лица либо установлены различные налоговые ставки.
Н/плательщики-организации определяют налоговую базу самостоятельно на основании сведений гос. земельного кадастра о каждом ЗУ, принадлежащем им на праве собст-ти или праве постоянного (бес) пользования + ИП, испол-щие ЗУ в предпр д-ти, кот пренадл-т им на праве собт-ти, пост(бес) польз-я, праве пожизн наслед владения.
В отн физ.лиц — НБ опред-ся нал.орг-ми на основ сведений орг-в, осущ-х ведение гос кадастра недв-ти.
Налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов МО (законами городов фед.знач.) и не могут превышать:
1) 0,3% в отн ЗУ – для земель с/х назначения, жилищного фонда, жилищного стр-ва, для личного подсобного хоз-ва, садоводства, огородничества, животноводства;
2) 1,5% в отношении прочих ЗУ.
Налог на имущество организаций. Налог на имущество физических лиц. Транспортный налог (плательщики, объект налогообложения, налоговая база, налоговая ставка, порядок исчисления и уплаты).
Налог на имущество организаций устан-ся НК РФ и законами суб. РФ, в кот определяются н/ставка в пределах, устан. НК РФ, порядок и сроки уплаты налога, налоговые льготы и основания для их использования н/плательщиками.
Н/плат. являются: 1) российские орг-ии; 2) иностр.орг-ии - а) осуществляющие деятельность в РФ через постоянные представ-ва; б) имеющие в собств-ти недвижимое им-во на тер. РФ, на континентальном шельфе РФ и в исключительной эк.зоне РФ.
Объект н/обл. различается для разных видов орг-ий:
1) для рос орг-ий - движимое и недв. им-во, учитываемое на балансе в качестве объектов основных средств в порядке, установленном для ведения бух.учета;
2) для иностр.орг-ий, осущ д-ть в РФ через постоянные представ.,- движимое и недв. им-во, относящееся к объектам осн. средств, им-во, полученное по концессионному соглашению;
3) для ин.орг, не осущ д-ть в РФ через пост.представ., - находящееся на тер. РФ и принадлежащее указанным ин.орг. на праве собст-ти недв. им-во и полученное по концессионному соглашению недв. им-во.
Налоговая база определяется н/плательщ. самостоятельно как среднегодовая стоимость им-ва, признаваемого объектом н/обл. В отношении объектов «3» - инвентаризационная стоимость указанных объектов по состоянию на 1 января года, явл. налоговым периодом, по данным органов технической инвентаризации.
Налоговая база определяется отдельно для некоторых видов имущества (обособленного по НК РФ). Так же НБ расчит-ся отдельно в отн им-ва, облагаемого по разным нал.ставкам.
Налоговые ставки устан-ся законами суб. РФ и не могут превышать 2,2%. Допускается установление дифференцированных налоговых ставок в зависимости от категорий налогоплательщиков и (или) имущества, признаваемого объектом н/обложения.
Порядок уплаты налога. По налогу на им-во орг-ий уплачиваются авансовые платежи. По итогам налогового периода н/плательщик уплачивает сумму налога, определяемую как разницу между суммой налога и суммами авансовых платежей, уплаченных в течение налогового периода. Налог и авансовые платежи по налогу подлежат уплате в порядке и сроки, которые установлены законами суб. РФ.
Налог на имущество физических лиц является местным. В соотв с НК местн налоги вводятся в действ и прекращают действовать на тер-ях МО в соотв с НК и НПА представ.орг-в МО (опред-ся н/ставки, пор-к и сроки уплаты).
Так же регул-ие осущ-ся законом РФ 1991 г. «о налогах на им-во ф.л.». Налоги зачисляются в местн б-т по месту нахожд-я (регистр) объекта н/обл.
Налог на имущ-во физ. лиц уплачивают физ. лица – соб-ки имущества, признаваемого объектом н/обложения.
Объекты налогообложения: жилой дом; квартира; комната; дача; гараж; иное строение; помещение и сооружение; доля в праве общей собст-ти на им-во.
Налоговая база определяется как суммарная инвентаризационная стоимость объектов н/обл. (-это сумма инвентариз-х стоимостей строений, помещ-й и сооруж-й, признаваемых объектами н/обл и распол на тер представ органа МСУ, устанавливающего ставки по этому налогу).
Налоговые ставки устанавливаются НПА представительных органов МО (законами городов фед.значен.) в следующих пределах:
До 300 000 руб. - До 0,1 %,
Свыше 300 000р. до 500 000р. - от 0,1 до 0,3 %,
Св. 500 000р. - от 0,3 до 2,0 %.
ОМСУ имеют право устанавливать налоговые льготы по налогу на имущество физических лиц и основания для их использования налогоплательщиками.
Порядок. Исчисление произв-ся налоговыми орг-ми. Лица, имеющие право на льготы, самостоятельно представляют необходимые документы в налоговые органы. Налог исчисляется на основании данных об инвент стоим-ти по состоянию на 1 янв каждого года. Порядок расчета такой стоим-ти устан-ся Минэкономразвития.
Органы, осущ-е кадастровый учет, ведение гос кадастра недв-ти и гос регистр-ю прав прав на недв им-во и сделок с ним, а также органы техн инвент-ии обязаны ежегодно до 1 марта представлять в налог.органы сведения, необх-е для исчисления налогов по состоянию на 1 янв текущего года. (+ общ долев соб-ть и совместн-я; с наследников — с мом открытия наслед-ва, по новым строениям сначала год след-го).
Транспортный налог устанавливается НК РФ и законами суб. РФ.
Н/плательщ-ми призн-ся физ.лица и орг-ии, на кот зарегистр-ны т/с, признаваемые объектом н/обл.
Объектом н/облож признаются автомобили, мотоциклы, самолеты, вертолеты, теплоходы, яхты, катера, снегоходы и др. ТС, зарегистр-ые в устан. порядке в соотв. с закон-ом РФ.
Налоговая база определяется в отношении:
– т/с, имеющих двигатели, – как мощность двигателя ТС в лошадиных силах;
– водных несамоходных (буксируемых) ТС, для которых определяется валовая вместимость, – как валовая вместимость в регистровых тоннах;
– в отн др водных и воздушных т/с – как единица т/с.
Н/ставки. Размеры ставок определены НК. При устан-ии ставок законами суб. РФ ставки, указан-е в НК м/б увеличены (уменьшены), но не более чем в 5 раз. Ставки устан-ся в завис. от мощности двигателя или валовой вместимости т/с, категории т/с в расчете на одну лошадиную силу мощности двигателя т/с, одну регистровую тонну ТС или единицу ТС.
Пор-к исчисления. Сумма налога исчисляется: для орг-ий — самостоятельно н/плательщ.; для физ.лиц — нал.орг-ми на основ-и сведений кот предоставл-ся орг-ми, осущ гос регистр-ю ТС на тер. РФ. Сумма налога исчисл-ся в отн каждого ТС как произведение соотв нал.базы и н/ставки.
Порядок и сроки его уплаты. Уплата налога производится н/плательщ по месту нахождения ТС. Н/плательщики, являющиеся организациями, представляют в налоговый орган по месту нахождения ТС налоговую декларацию. Налоговое уведомление о подлежащей уплате сумме налога вручается налогоплательщику, являющемуся физ.лицом, налоговым органом в срок не позднее 1 июня года налогового периода.
Специальные налоговые режимы (разновидности, значение, краткая характеристика).
Комментарий к статье 18
В соответствии с пунктом 1 статьи 18 НК РФ в случаях и порядке, которые предусмотрены НК РФ и иными актами законодательства о налогах и сборах, устанавливаются специальные налоговые режимы.
К специальным налоговым режимам на основании пункта 2 статьи 18 НК относятся:
1) система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог) (регулируется в соответствии с главой 26.1 НК РФ "Система налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (единый сельскохозяйственный налог)", введенной в действие с 01.01.2002 в соответствии с Федеральным законом от 29.12.2001 N 187-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации о налогах и сборах");
2) упрощенная система налогообложения (регулируется в соответствии с главой 26.2 НК РФ "Упрощенная система налогообложения", введенной в действие с 01.01.2003 в соответствии с Федеральным законом от 24.07.2002 N 104-ФЗ "О внесении изменений и дополнений в часть вторую НК РФ и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации, а также о признании утратившими силу отдельных актов законодательства Российской Федерации о налогах и сборах" (далее - Закон N 104-ФЗ);
3) система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности (регулируется главой 26.3 НК РФ "Система налогообложения в виде единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности", введенной в действие с 01.01.2003 в соответствии с Законом N 104-ФЗ);
4) система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции (регулируется главой 26.4 НК РФ "Система налогообложения при выполнении соглашений о разделе продукции", введенной в действие с 10.06.2003 в соответствии с Федеральным законом от 06.06.2003 N 65-ФЗ "О внесении дополнения в часть вторую НК РФ, внесении изменений и дополнений в некоторые другие законодательные акты Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации").
Минфин России в письме от 20.04.2006 N 03-02-07/2-30 сообщил, что в НК РФ не указано, что специальные налоговые режимы могут предусматривать региональные и (или) местные налоги.
Пунктом 7 статьи 12 НК РФ предусмотрено, что НК РФ устанавливаются специальные налоговые режимы, которые могут предусматривать федеральные налоги, не указанные в статье 13 НК РФ, определяются порядок установления таких налогов, а также порядок введения в действие и применения указанных специальных налоговых режимов
Согласно абзацу второму пункта 7 статьи 12 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать освобождение от обязанности по уплате отдельных федеральных, региональных и местных налогов и сборов, указанных в статьях 13 - 15 НК РФ.
Кроме того, на основании пункта 1 статьи 18 НК РФ специальные налоговые режимы могут предусматривать особый порядок определения элементов налогообложения.
Специальный налоговый режим - особый порядок исчисления и уплаты налогов и сборов в теч.определённого периода времени, применяемый в случаях и в порядке, установ. НК РФ и принимаемыми в соответствии с ним ФЗ.
Современное налоговое законодательство предусматривает четыре специальных налоговых режима.
1. ЕСХН (единый с/х налог) — замена уплаты налога на прибыль организаций, НДС (за исключением налога, подлежащего уплате в соответствии с НК и ТК РФ), налога на имущество организаций и единый соц. налог (ЕСН).
Для индивидуальных предпринимателей ЕСХН заменяет уплату налога на доходы физических лиц, налога с продаж, налога на имущество физических лиц (в отношении имущества, используемого для осуществления предпринимательской деятельности), транспортного налога (в отношении транспортных средств, используемых для осуществления предпринимательской деятельности) и единого социального налога.
Для юридических лиц система налогообложения в виде единого сельскохозяйственного налога заменяет уплату налога на прибыль организаций, НДС (за исключением НДС, подлежащего уплате при ввозе товаров на таможенную территорию РФ), налога на имущество организаций и единого социального налога.
Объектом налогообложения на ЕСХН признаются доходы, уменьшенные на величину расходов, а налоговая ставка по ЕСХН составляет 6 %. Налоговым периодом в связи с сезонным характером сельскохозяйственного производства признается год.
- Функции центрального банка
- Валютный контроль и валютное регулирование
- 1) Осуществлять контроль за соблюдением резидентами и нерезидентами актов валютного законодательства Российской Федерации и актов органов валютного регулирования;
- Новый порядок ведения кассовых операций с наличными деньгами
- Кассовые операции распространили на предпринимателей
- Лимит остатка наличных денег в кассе
- Организация работы по ведению кассовых операций
- Порядок приема и выдачи наличных денег
- Особенности оформления кассовых операций платежными агентами
- Особенности оформления кассовых операций обособленными подразделениями
- 1. По признаку доминирующего элемента юридического состава налога выделяются:
- 2. Упрощенная система налогооблажения (усн).
- 2. В зависимости от валюты долговых обязательств выделяют:
- 3. В зависимости от срока наступления выплат по долговым обязательствам различают:
- 2. Все внебюджетные фонды имеют целевой характер;
- 1) В бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации:
- 2) В бюджет Фонда социального страхования Российской Федерации:
- 3) В бюджет Федерального фонда обязательного медицинского страхования:
- 4) В бюджеты территориальных гос. Внебюджетных фондов обязательного медицинского страхования: