3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
Наиболее известным представителем Лондонской школы и идеологом либерализмаявляется -Фридрих Август фон Хайек (1899-1992). Ф. Хайек, был учеником известного австрийского профессораЛюдвига фон Мизеса (1891-1973), многие идеи которого в дальнейшем он отстаивал и развивал.
Творчество Л. Мизеса характеризуется широтой интересов и глубиной экономического анализа. Наиболее известными работами Л. Мизеса являются: «Теория денег и кредита», «Социализм», «Основания экономической науки: очерки методологии» и др. Л. Мизес был яростным противником социализма. Он считал, что социализм, т. е. централизованно планируемое хозяйство с регулируемым правительством рынком и устанавливаемыми сверху ценами, не может долго просуществовать. В таких условиях невозможен экономический расчет, поскольку цены не отражают спроса и предложения и перестают служить указателям, в каком направлении следует развиваться производству, чтобы обеспечить экономическое равновесие. А это значит, что регулировать экономику в целом правительство на самом деле не может, и регулируемая экономика социализма в действительности становится царством произвола составителей плана, иными словами, планируемым хаосом.
Л. Мизес аргументировано обосновал вывод о том, что единственно разумной экономической политикой для современного индустриального общества может быть только либерализм, предоставлениеполной свободывыступающим на рынке товаропроизводителям.Абсолютными основаниями цивилизациипо Мизесу, являются разделение труда, частная собственность и свободный обмен. Эти идеи Л. Мизеса легли в основу концепции либерализма Ф. Хайека.
Ф. Хайекродился в 1899г. в Вене. Во время первой мировой войны служил офицером в артиллерии, а затем поступил в Венский университет. Некоторое время (1923-1924 гг.) учился в Нью-Йорке. В 1927 г. Ф. Хайек стал первым директором австрийского университета исследований циклов деловой активности. Читал лекции в Лондонской школе экономики, в которой позже возглавил кафедру. В 30-х годах он принимал активное участие в дебатах по теории денег и капитала, циклам деловой активности, возможностям и эффективности рыночного социализма. В 1950 г., переехав в США, Ф. Хайек работал в комитете социальных учений Чикагского университета. Он вернулся в Европу в 1962г., читал лекции в университетах Фрайбурга и Зальцбурга. Основные работы Ф. Хайека «Экономические исследования», «Дорога к рабству», «Конституция свободы», «Индивидуализм и экономический порядок», «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма». Концепция либерализма Ф. Хайека опирается на следующие положения.
Во-первых, Ф. Хайек провозгласил в качестве главного принципа приоритет свободы человека. Свобода - это отсутствие какого-либо ограничения или принуждения со стороны государства. Государство не должно заниматься ни социальным страхованием, ни организацией просвещения, ни регулированием ставок квартплаты и т. д. Эти функции государства он считал проявлением «административного деспотизма». По мнению Ф. Хайека, государство следует лишить и монопольного права на денежную эмиссию. Государственное вмешательство в экономическую жизнь можно допустить лишь при выплате пенсий и пособий по безработице.
Во-вторых,Ф. Хайек сформировал идею «спонтанного порядка». Суть данной идеи в следующем: взаимодействие, организация и развитие в обществе складываются не по заранее намеченному плану, а стихийно, то есть социальный порядок не может быть продуктом сознательного действия, а является результатом чисто спонтанных действий. Элементами спонтанного порядка могут быть как отдельные индивиды, так и сознательно управляемые организации.
В-третьих, проблема координации хозяйственной деятельности - это проблема информации. Владение информацией дает преимущество фирмам, а стимулы к поиску и внедрению нового порождает конкуренция. В обществе происходит своеобразная селекция. В конкурентной борьбе определяется ниша деятельности предпринимателей и доля каждого в доходах (любая форма распределения доходов справедлива, если она возникает в результате конкурентной борьбы), утверждается правовой порядок и нормы морали.Информационную функцию в условиях рынка выполняют цены. Если попытаться координировать хозяйственную деятельность, то искажаются ценовые сигналы, нарушается механизм передачи информации.
В-четвертых, Ф. Хайек исходит из ограниченности человеческого знания. Он считает, что большую часть знания дает нам не непосредственный опыт и не наблюдение, а непрерывный процесс пропускания через себя усваиваемых традиций. Необходимым условием этого процесса является признание и соблюдение отдельной личностью нравственных традиций, не поддающихся обоснованию с позиции общепринятых теорий рациональности. Ф. Хайек считал, что в определенной степени можно понять связь между явлениями, но нельзя управлять ими. Ф. Хайек исходит из концепции распыленности знаний; ни один субъект не обладает всей полнотой знаний. Экономическая наука не способна формировать прогнозы, она в состоянии лишь описывать тип событий, намечать тенденции. Предпринимателю - главной фигуре экономической деятельности - не интересны отдаленные и неизвестные события. Его интересуют ожидаемые доходы в короткие промежутки времени. Удовлетворяя свои интересы, предприниматели вносят в производство совокупного продукта вклад больший, чем в любом другом случае, любым из других имеющихся способов.
В этой связи следует также отметить, что Ф. Хайек отрицательно относился к макроэкономическому анализу. В основе анализа должны лежать микроэкономические процессы. Их понимание необходимо и достаточно для объяснения функционирования экономики в целом.
Защита либерализма. На протяжении всей своей научной деятельности Ф. Хайек последовательно отстаивал идею пагубности вмешательства в спонтанно сложившийся рыночный порядок. Он защищал принцип свободы предпринимательства даже в те времена, когда идеи кейнсианской теории государственного регулирования повсеместно завоевали место официальной доктрины в экономической политике западных стран (период с 30-х годов XX в). В те времена Ф. Хайек заслужил название «экономического динозавра», продолжающего с упорством и последовательностью защищать принцип экономической свободы. Но в 1970-е гг. Ф. Хайек становится культовой личностью в среде экономистов-либералов за свою непоколебимую убежденность в высшей ценности либерализма. Работы Ф. Хайека являются теоретической основой критики тоталитаризма во всех его многочисленных проявлениях, с которыми столкнулись многие страны в XX веке. В своей книге «Пагубная самонадеянность. Ошибки социализма» Ф. Хайек размышлял о губительной природе социалистических утопий ХIХ-ХХ веков. В частности он указывал, что научный анализ показывает, что, следуя спонтанно складывающимся нравственным традициям, лежащим в основе конкурентного рыночного порядка, общество может производить и накапливать больше знаний и богатства, чем может быть добыто и использовано в централизованно управляемой экономике, и делает вывод: цели социализма фактически недостижимы. Являясь сторонником чистого рынка, Ф. Хайек выступает против перераспределительной бюджетной политики, так как, по его мнению, неравенство должно быть обязательно – оно предпосылка рынка. Хайек критикует профсоюзы: последние являются монополией рынка труда, что нарушает чистоту рынка.
Как уже отмечалось, Ф. Хайек изучал широкий круг проблем экономики. В работе «Чистая теория капитала» (1941) он рассмотрел оборот капитальных благ с учетом их воспроизводства, износа, заменяемости и специфичности. Много работ Хайка посвящены теории денег. Им введено понятие «нейтральности денег» и рассмотрена их роль в экономике. Вклад Хайека в разработку теории торговых циклов состоит в развитии идеи влияния постоянных денежных инъекций в народное хозяйство на цены в различных периодах. Он также является одним из авторов концепции «децентрализации денег», подержанной в последние годы рядом представителей монетаристской школы. Ее суть состоит в передаче права эмиссии денег в частные руки, поскольку невозможно достичь денежного равновесия с помощью высоко политизированных кредитно-денежных учреждений. Идеи и концепции либерализма взяты на вооружение консервативного направления в ряде западных стран.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель