2.6. Культура предпринимателя
Термин «культура» многозначен, но для целей пособия важно различать «культуру» как уровень образования, владения традициями и совокупность норм поведения субъекта предпринимательства, с одной стороны, и как один из важнейших инструментов управления предпринимательской деятельностью – с другой. Основной темой является раскрытие именно второго понимания термина «культура», но предварительно необходимо пояснить значение культуры в смысле культурного уровня предпринимателя в книжном деле.
Книжное дело как культурный процесс требует от предпринимателя определенного культурного уровня, обеспечивающего понимание им своей культурной и просветительской миссии. Иногда задается вопрос, нужны ли предпринимателю, издающему книги по истории, математике или литературоведению, знания истории, математики или литературоведения. Ответ: нет, не нужны, но нужны знания библиографии этих отраслей науки, а более глубокие знания необходимы научным редакторам. То же самое относится и к предпринимателям, специализирующимся в книжной торговле. Предприниматель книжного дела немыслим без достаточно высокого общекультурного уровня.
Таблица 2.1
Крайние психологические типы деловой культуры предпринимателей
Психологические факторы | "Акула" | "Дельфин" |
Отношение к людям | Низкая оценка других людей. Люди понимают только силу. Конкурентов необходимо устранять. Принцип: если не я, то меня. Установка на агрессию | Люди достойны уважения. Добром можно добиться больше, чем силой. Принцип: понять другого. Установка на взаимопонимание |
Отношение к праву | Выполняю только законы, выгодные для меня и помогающие мне разбогатеть | Законы необходимо исполнять независимо от их выгодности |
Отношение к себе | Повышенная самооценка. Устраняю всех, кто мешает мне разбогатеть | Я такой же, как многие, для успеха надо много учиться и много работать |
Отношение к природе | Реальны лишь материальные ценности. У природы надо брать возможно больше, иначе захватят другие | Природа – источник жизни, необходимо ее беречь |
Отношение к духовным ценностям | Бизнес и мораль несовместимы. Исполнение обрядов, благотворительность нужны для репутации | В бизнесе действуют те же законы морали и совести, как и в других сферах человеческой деятельности. Благотворительность и ритуалы – потребность |
Отношение к делу | Ориентация на быстрое обогащение, мое дело – источник моей власти | Мое дело – мое призвание, оно нужно для удовлетворения потребностей людей |
Отношение к риску | Зависит от отношения к ожидаемой прибыли и потенциальной опасности | Необходимо учитывать все аспекты, в том числе, избегать нанесения ущерба людям, сотрудникам, своему делу |
Жизненная цель | Жить для себя, иметь деньги, власть, авторитет, полностью удовлетворять свои потребности | Оставить после себя хорошую память, пользоваться уважением, жить достойно и честно |
Средства достижения цели | Любые, в том числе, если это сулит большую выгоду, аморальные | Ограничены принципами права и закона |
Культура как инструмент управления предпринимательской деятельностью – часть деловой активности предпринимательства. Следует различать деловую культуру индивидуального предпринимателя и корпоративную культуру фирмы.
Факторы деловой культуры:
-
Общечеловеческие ценности.
-
Образ жизни, отражающий национально-культурные и религиозно-культурные ценности конкретной страны.
-
Нормы делового поведения и общения (этикет, см. следующий подраздел).
-
Отношение к труду (трудовая этика).
-
Отношение к подчиненным (этика руководителя).
-
Отношение к государству (правовая этика).
-
Отношение к экономической деятельности (хозяйственная этика).
Исторически сложились два крайних типа деловой культуры предпринимателей: «акула» и «дельфин». Характеристики этих типов приведены в табл. 2.1.
Специфика предпринимательства в России связана с традиционным менталитетом российского общества: предпринимательство часто отождествляется с хищничеством, эксплуатацией, бескультурьем, равнодушием к судьбам людей.
В странах развитой рыночной экономики исторически сложилось иное отношение к предпринимательству: предприниматель рассматривается как элита общества, движущая сила экономики, золотой фонд нации.
Возрождение российского предпринимательства первоначально выдвинуло на первый план, так называемое «силовое» предпринимательство, связанное с криминалом, отмыванием денег, навязыванием услуг, криминальными приемами борьбы за рынок. Образ предпринимателя концентрировался в личности «нового русского», живущего по законам преступного мира и использующего прибыль на личное потребление (часто подчеркнуто демонстративное), а не на развитие своего бизнеса. Отношение большинства российского общества к предпринимательству это не улучшило. Перелом происходит в настоящее время, когда активное место в жизни начинает занимать поколение, получившее образование после 1990 г., не подвергавшееся влиянию идеологических штампов советской эпохи. Следует также отметить, что сегодня в деловой жизни значительно возросла роль предпринимателей, соответствующих западным и началу ХХ в. российским этическим стандартам.
Ясно, что к типу «акул» относятся, например, так называемые «новые русские», а также множество героев А.Н. Островского, Э. Золя, Ч. Диккенса и др. Тип «дельфина» слабо отражен в литературе, хотя именно к нему относится большинство предпринимателей всего мира, в том числе и России.
На культуру российского предпринимателя оказали влияние факторы, специфические для нашей страны, определяющие национально-культурные особенности российских предпринимателей:
-
Сильное вмешательство государства в частную и деловую жизнь.
-
Традиции общинного и феодального быта, отсутствие традиций, связанных с духом гражданской свободы, парламентаризмом, зависимости правительства от парламента.
-
Преобладание не корпоративного, а семейного типа ведения дел.
-
Природно-климатическая среда, определяющая экстенсивный тип хозяйствования, сжатый период для проведения сельскохозяйственных работ. Отсюда экстремальный «взрывной» характер труда, когда периоды «затишья» перемежаются с периодами лихорадочной работы.
-
Система высшего управления, субъекты которого не связаны с предпринимательством и бизнесом, ориентирована на присвоение, а не созидание.
-
Отсутствие традиций гласности в общественно-политической и деловой жизни.
-
Ориентация на авторитеты, традиции подчинения, патриархальности в организации коллективов.
-
Православные традиции отрицательного отношения к личному богатству и предпринимательству.
-
Авторитет силы, авторитет бюрократической должности, неуважение к частной собственности, традиции бюрократической собственности («чем управляю, тем владею»).
-
Приоритет государственного интереса.
Указанные факторы нельзя назвать ни положительными, ни отрицательными, но именно они определяют менталитет, культуру российского предпринимателя, его психологические установки. Культуру российского предпринимателя в книжном деле определяют ряд специфических факторов:
-
Непреходящие ценности русской литературы и всей русской культуры.
-
Традиции уважительного отношения к книге, осознания ее культурной и просветительской ценности.
-
Традиционный конфликт культуры и власти.
-
Традиции российской интеллигенции, явления, характерного только для России.
-
Многонациональный и многоконфессиональный характер культуры России.
-
Духовные ценности и традиции прошлого.
-
Знание и положительное восприятие литературы и культуры стран Запада.
Корпоративная культура включает миссию, философию и цели корпорации (фирмы) как целое, ее девиз определяет корпоративную психологию. Корпоративная культура -это имидж корпорации в глазах общества. Большинство понятий, охватываемых термином «корпоративная культура», раскрывается в темах 5 и 10.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя