logo
Лекции по Макрокономике / ЭТ

Промежуточные и конечные продукты

Она связана с тем, что лишь немногие из обращающихся на рынке товаров и услуг являются конечными продуктами. Большинство же из них представляют собой продукты промежуточные. Так, железная руда используется не как конечный продукт, а как сырье для производства металла, который, в свою очередь, часто включается в длинные технологические цепочки. Сталь, скажем, превратится в прокат, из проката отштампуют деталь легкового автомобиля, и только он уже станет предметом потребления для человека.

Но для фирмы, действующей в добывающей промышленности, железная руда  готовая продукция. Она будет продана на рынке и, в принципе, должна быть включена в состав национального продукта. Купившая железную руду металлургическая компания произведет из нее стальной прокат и продаст его. Естественно, в цене прокатного листа будет содержаться и цена использованной при его изготовлении железной руды. Если включить стоимость проката в НП, то цена железной руды будет учтена в нем дважды. В изготовленных из прокатного листа деталях автомобильного кузова цена железной руды будет включена в НП уже трижды, а при продаже готового автомобиля  четырежды.

Совершенно очевидно, что такая статистическая процедура не измеряет реальный объем национального продукта, а искажает как его объем, так и структуру. Ведь вклад того или иного товара в НП будет тем больше, чем больше ступеней технологической цепочки он прошел, и чем чаще его (или содержащие его) изделия последовательно продавались на рынке.

На первый взгляд, эту проблему легко решить, включая в состав НП только конечные продукты. В действительности, однако, это лишь видимость решения. На самом деле выделить, какой продукт является конечным, а какой  нет, практически невозможно. Во-первых, о многих товарах лишь его владелец знает, используется ли он (и если да, то в какой части) как конечный продукт. Нельзя же, в самом деле, считать машину, везущую директора на службу и обратно, конечным продуктом, а ее же во время служебных поездок  промежуточным. Во-вторых, в экономике весьма распространены замкнутые технологические цепочки. Например, из железной руды выплавляют чугун, из него изготовляют железнодорожные рельсы, а по ним возят металл и руду. Какой из продуктов следует в этом случае безусловно назвать конечным, определить невозможно.