2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
Взаимоотношения государства с предприятиями зависят от того, является ли предприятие частным, государственным, действующим на конкурентном рынке, или оно представляет собой так называемую естественную монополию.
Индикативные (целевые) планы государства не обязательны для предприятий частного сектора. Поэтому, в настоящее время основную роль во взаимодействии государства с частными предприятиями играет политика создания стабильных и благоприятных общих условий для деятельности предприятий. Данные условия обеспечивает макроэкономическая политика – стабильность цен, контроль над налогами и обязательными отчислениями и другие известные ее элементы. Важную роль играет юридическая, регламентационная политика – четкость и стабильность правил игры, законы, регулирующие деятельность предприятий и конкуренцию. Не менее важна работа государственной администрации – развитие и качество общественных служб, подготовка кадров, научные исследования, коммуникации и связь.
Одной из форм государственного регулирования деятельности частного предприятия является лицензирование.
Лицензия – это специальное разрешение, выдаваемое государством субъектам хозяйствования на осуществление видов деятельности, которые могут наносить вред интересам Республики Беларусь, природной среде или угрожать здоровью людей.
Лицензия представляет собой административный акт уполномоченного республиканского органа государственного управления или органа местного управления, который выдается на определенный срок и на определенный вид деятельности.
Выдача субъектам хозяйствования независимо от форм собственности лицензий на осуществление деятельности, подлежащей лицензированию, производится министерствами, государственными комитетами и ведомствами, а также исполкомами местных Советов депутатов по месту их регистрации. Если же субъект хозяйствования зарегистрирован за пределами территории Республики Беларусь, лицензия выдается ему исполкомом Совета депутатов по месту осуществления вида деятельности или министерством, государственным комитетом, ведомством. Порядок выдачи лицензий предусмотрен Положением о лицензировании отдельных видов деятельности.
Основными актами законодательства Республики Беларусь, регулирующего вопросы лицензирования, являются: Гражданский кодекс Республики Беларусь; Декрет Президента Республики Беларусь от 14 июля 2003 г. № 17 «О лицензировании отдельных видов деятельности». Помимо указанных нормативных правовых актов существует несколько десятков правовых актов, определяющих особенности выдачи лицензий на отдельные виды деятельности.
Взаимоотношения государства с государственными предприятиями конкурентного сектора мало отличаются от взаимоотношений обычного акционера с предприятиями частного сектора. Для этой категории предприятий наиболее существенная деятельность государственных органов заключается в назначении членов правления и ориентиры в уровне заработной платы.
С крупными государственными предприятиями, действующими в условиях естественной монополии в таких отраслях, как энергетика, транспорт и связь, взаимоотношения обычно складываются по-другому. Они принимают форму планового контракта, который в первую очередь определяет политику инвестиций и тарифных ставок предприятия.
Плановые контракты, связывающие предприятия с государством, обычно охватывают 3-5-летний период и могут включать задачи в области производительности, качества обслуживания, планирования инвестиций, обязательств государства в отношении изменений тарифов. В этом проявляется возможность совместного определения государством и предприятием среднесрочной и долгосрочной стратегии или принятия на себя взаимовыгодных финансовых обязательств.
Государственные предприятия обычно подлежат дополнительному воздействию со стороны государства в сфере стратегии и сфере финансов.
Влияние на формирование стратегии предприятия обычно осуществляется через представителя органа, к ведению которого относится отрасль, например промышленности, транспорта, обороны. Представитель правительства присутствует на заседаниях правления, информирует его о позиции курирующего органа управления, он может настаивать на повторном рассмотрении вопроса или в отдельных случаях воспользоваться правом вето.
Финансовые планы, как правило, должны одобряться одновременно и курирующим органом, и органом, отвечающим за формирование финансов.
В сфере финансов осуществляется дополнительный контроль. Контроль обычно ведется государственным контролером или контрольной комиссией, которые представляют на предприятии министерство, отвечающее за управление финансами. Государственный контролер, присутствующий на заседаниях правления, следит за экономической и финансовой деятельностью предприятия. Он может осуществлять такие контрольные функции, как, например, обязательное визирование документов по сделкам.
Периодически государственные предприятия подлежат также контролю эффективности хозяйствования специальной административной инстанцией.
Финансирование государственных предприятий осуществляется главным образом путем предоставления дотаций некоммерческим организациям и учреждениям или путем увеличения уставного капитала, которое обеспечивает само государство как акционер. Государство представляет некоторым государственным предприятиям субсидии на реконструкцию и техническое перевооружение или в отдельных случаях эксплуатационные субсидии, например, чтобы удерживать некоторые тарифы ниже уровня, компенсирующего издержки производства.
Кроме того, государство может гарантировать займы государственных предприятий как на внутреннем, так и на внешнем рынке.
Государство предоставляет предприятиям возможность выпускать ценные бумаги, позволяющие увеличивать собственные фонды без продажи акций частным инвесторам. Однако часто возникает необходимость выйти за пределы специфической техники финансирования, открывая капитал государственных компаний для доступа частных акционеров.
Таким образом, в современных условиях государство может частично способствовать росту эффективности работы предприятия, но основная роль все же принадлежит экономической политике, проводимой внутри предприятия.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание