2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
Предпринимательская идея реализуется в деятельности фирмы, которая по своей сути является корпорацией предпринимателей, объединением их капиталов. Миссия фирмы, цели ее функционирования накладывают свой отпечаток на всех работников фирмы, обуславливают их корпоративную психологию. Концепция корпоративной психологии в настоящее время получила распространение в качестве важнейшего элемента идеологии корпорации и включает следующие элементы:
-
осознание миссии фирмы и установка на поддержку миссии фирмы, ее философии;
-
признание каждым работником принадлежности к единой команде;
-
гордость за успехи фирмы и стойкость при неудачах;
-
забота об имидже фирмы и ее репутации.
Корпоративная психология позволяет создать коллектив единомышленников, ощущающий единые цели и задачи, «болеющий» за дела фирмы. Корпоративная психология формируется в результате целенаправленных долговременных мероприятий, к которым относятся:
-
система мотивации труда;
-
система закрепления и повышения квалификации кадров;
-
система психологического тестирования при приеме на работу;
-
отсутствие поведенческой границы между топ-менеджерами и исполнителями – каждый должен осознавать свою ценность для фирмы;
-
коллективные мероприятия, связанные с памятными датами и юбилеями фирмы;
-
забота о ветеранах фирмы;
-
знакомство каждого работника с историей фирмы;
-
гласность в поощрении (премирование, путевки, представительские командировки, акции, карьерный рост и т.д.) работников, внесших значительный или решающий вклад в решение проблем, возникающих перед фирмой;
-
предпочтение на занятие вакансий в руководящем составе отдается работникам фирмы;
-
создание внутрифирменных общественных организаций, ставящих целью изучение и поиск решения отдельных проблем (например, клубы качества, клубы подготовки молодых сотрудников, круглые столы по обмену опытом и т.д.);
-
формирование фирменных эмблем, традиций, этикета, формы одежды.
Базой формирования корпоративной психологии, корпоративного духа фирмы являются миссия и философия фирмы (темы 4, 10), которые задают ориентиры деятельности фирмы на длительный период. Миссия и философия фирмы, корпоративная психология формируют имидж фирмы в глазах потребителей ее продукции и общества в целом. Когда имидж находит свое подтверждение в практической деятельности фирмы, он прочно связывается с положительным мнением о фирме, название фирмы приобретает знаковое значение.
Корпоративную психологию на уровне фирмы следует отличать от корпоративной психологии на уровне фирм, принадлежащих к одному сектору экономики (иногда применяется термин «цеховая психология»). Именно психологическая установка руководителей фирм в книжном деле на один продукт, на культурную и социальную значимость своего дела, выражается в стремлении конкурирующих фирм к созданию отраслевых союзов для отстаивания общих интересов перед государством, представительства в государственных органах, зарубежных отраслевых объединениях.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя