logo
Основы бизнеса_УП_2008

Прагматическая концепция бизнеса

Данная концепция рассматривает бизнес как неизбежное и положительное явление. Она является усредненной позицией между позитивной и критической концепциями. Ее сторонники не абсолютизируют ни положительных, ни отрицательных сторон деловых отношений. Напротив, они принимают их как должное и необходимое. В разрезе данного подхода считается, что интересы предпринимателей и потребителей сбалансированы. Основные суждения в рамках прагматической концепции представлены на Рис. 3 .8.

Рис. 3.8. Прагматическая концепция бизнеса.

Первый тезис прагматической концепции бизнеса утверждает, что бизнес – это необходимый компонент экономики. Это суждение означает, что без бизнеса экономическая система перестанет существовать. Проиллюстрируем данное предположение на примере. Допустим, существует страна, где абсолютно отсутствуют деловые отношения, т. е. обмена благами не происходит. В таких условиях каждый человек должен самостоятельно обеспечивать удовлетворение своих потребностей. Нет необходимости разъяснять, что государство и экономика в этом случае как таковые перестанут существовать. Общество превратится в совокупность индивидуумов, не имеющих экономических связей между собой. А поскольку человек в одиночку не способен полностью реализовать свои желания, то такая "страна" просто перестанет существовать. Следовательно, без бизнеса любое государство на любом этапе исторического развития не может существовать в принципе.

Следующий тезис гласит, что бизнес есть неизбежный компонент экономической системы. Здесь мы акцентируем внимание на том, что экономическая система образовывается из совокупности деловых отношений. Т. е. неизбежность существования бизнеса в экономике обоснована возникновением экономики из бизнеса. В любом государстве каждый человек задействован в определенной сфере деятельности. Т. е. с его участием производится лишь ограниченный круг товаров и услуг. Соответственно, для обеспечения своей жизни ему необходимо регулярно получать определенный набор благ, созданием которых занимаются другие люди. Этот человек вынужден обменивать плоды своей деятельности на то, что ему необходимо. В современном обществе такой обмен осуществляется при помощи всеобщего стоимостного эквивалента – денег. Это и есть деловые отношения, совокупность которых есть экономика.

Третий тезис прагматической концепции предполагает, что бизнес есть противоречивое явление. Мы уже неоднократно отмечали, что бизнес порождает конфликты между предпринимателями за клиента и ограниченные ресурсы. Однако это не единственный источник противоречий, связанный с бизнесом. Другой тип конфликтов представляет собой столкновения между бизнесменом и потребителем по поводу условий сделок. Если сторонники критической концепции утверждали, что предприниматель будет всячески игнорировать требования клиента ради своей личной выгоды, то в рамках прагматической концепции предполагается, что предприниматель будет всячески учитывать интересы общества, чтобы завоевать большую часть рынка, увеличить количество своих клиентов и таким образом достичь высокой прибыли. Т. е. условия диктует уже не предприниматель потребителю, а потребитель предпринимателю. Это может проявляться в открытой или скрытой формах. В первом случае клиент прямо заявляет бизнесмену, что условия сделки его не устраивают и просит изменить их, представляя, что у него есть альтернативный вариант вести дела с другой компанией. К примеру, покупатель, приобретая большую партию товара, настаивает на предоставлении скидки. В случае скрытого конфликта человек просто предпочитает воспользоваться услугами конкурирующей фирмы. Например, потенциальный клиент желает разместить депозит в банке. Но, ознакомившись с условиями, он выбирает другой банк, где процентная ставка по депозитам выше.

Следующий тезис состоит в том, что бизнес – это постоянное историческое явление. Это означает следующее. Бизнес как совокупность деловых отношений существовал на протяжении всей истории человечества, и он будет иметь место в будущем на протяжении всего периода существования общества. Это обуславливается тем, что любой бизнес основан на обмене благами, т. е. объектами, в которых нуждается человек. А так как человек всегда нуждался и будет нуждаться в определенных вещах и услугах для обеспечения нормальной жизнедеятельности, то всегда существует обмен результатами деятельности разных людей, который порождает специфическую систему отношений – бизнес.

Пятый тезис указывает на соблюдение бизнесом баланса между интересами клиента и предпринимателя. Абсолютный дисбаланс интересов привел бы к тому, что предприниматели ограничились бы деловыми отношениями только с себе подобными. Т. е. обычные члены общества, жестко следуя своим интересам (идеал которых – бесплатное получение товаров и услуг), вообще отказались бы от предложений со стороны бизнесменов. В свою очередь, бизнесмены в погоне за прибылью установят такие цены, что их услугами смогут воспользоваться только другие предприниматели, поскольку последние производят блага, пригодные для эквивалентного обмена. Однако все участники деловых отношений стремятся сбалансировать свои интересы. Каждый член общества нуждается в продукции и готов платить за нее. В свою очередь, организации пытаются расширить рынок сбыта, поскольку выгоднее продать 100 товаров по цене 10 рублей за единицу, чем 3 товара по цене 100 рублей каждый.

Прагматическая концепция бизнеса полностью укладывается в современную экономическую теорию, подтверждается исторической практикой и принимается большинством ученых-экономистов нашего времени. Она рассматривает бизнес как существенный атрибут именно рыночной экономики. В других типах экономических систем деловые отношения, безусловно, сохраняются, но в условиях рынка они приобретают больший вес и значение в обеспечении благополучия общества.