logo
Лекции по Макрокономике / ЭТ

Проблема подсчета нп как отражение структуры рынка

Внимательный читатель несомненно заметил, что даже современные методики, одобренные самыми авторитетными международными организациями, хотя и преодолели недостатки узкого подхода, однако не избавлены полностью от слабостей подхода широкого. Знакомому с реальностями жизни человеку, знающему, какое множество бесполезных, а то и просто вредных дел финансируется и оплачивается в нашем мире, трудно смириться с мыслью, что многие так называемые «услуги» являются вкладом в национальный продукт.

Как показала современная институциональная теория прав собственности, корень этой проблемы произрастает не из слабости ее научного анализа, а из несовершенства самой экономики. При идеальной спецификации прав собственности, когда каждый компонент «пучка» прав для каждого собственника определен и невозможно нарушение ни одного из прав, любая трансакция действительно свидетельствует о реализации на рынке товара или услуги и может быть включена в НП. В такой идеальной рыночной экономике, например, не может быть лишних чиновников или не нужно раздутой армии. Налогоплательщики как собственники в состоянии строго проследить за реализацией своих прав, они наймут, например, ровно столько генералов, сколько надо для получения услуги «национальная безопасность».

Напротив, чем менее эффективна институциональная структура экономики, тем больший объем товаров и услуг в экономике производится без всякой пользы, не становится реальными экономическими благами. Для России, а ранее СССР, эта проблема особенно остра. Значительная часть военной продукции, изготовленной в советское время, была излишней, фактически являлась растратой, а не созданием НП. Огромный бюрократический аппарат современной России также во многом работает не на оказание услуг населению, а сам на себя.

Только совершенствование институциональной структуры общества (правовых рамок функционирования экономики, демократических институтов, эффективности государственного управления, разнообразных форм экономической самоорганизации, например обществ защиты прав потребителей и т. п.) способно превратить показатель национального продукта из «бумажного» в реальное мерило экономических благ, произведенных, распределенных и потребленных в стране.