2.2.2. Товары и услуги
Все экономические блага можно разделить на товары и услуги. Попробуем разобраться, чем же товары и услуги отличаются друг от друга.
В различных словарях даются такие определения понятия товар:
Товар – продукт труда, имеющий стоимость и распределяющийся в обществе путем купли-продажи; вообще всё, что является предметом торговли (Толковый словарь Д.Н.Ушакова).
Товар – запасы торговые, вещи, назначенные у купца в продажу, все, чем торгует, промышляет кто (Словарь В.И.Даля)
Товар – имеющая потребительную стоимость продукция, производимая для продажи или обмена (система словарей Glossary Commander http://glossary.ru).
Товар – любая вещь, которая участвует в свободном обмене на другие вещи. Обычно, это продукт труда, специально произведённый для обмена и способный удовлетворить человеческую потребность. (Википедия, http://wikipedia.org).
Как видим, в словарях значение термина «товар» объясняется очень похоже на уже рассмотренное нами понятие «экономическое благо». И, действительно, часто вместо термина «благо» мы говорим «товар». Да, все, что может быть продано (то есть все экономические блага) в определенной степени может быть названо товаром. Но это не совсем верно. Если мы еще раз внимательно прочитаем определения, предлагаемые как в XIX веке В.И.Далем, так и в XXI веке Википедией, мы увидим одно важное слово «вещь». Именно вещественная (материальная) форма является особенностью любого товара.
Определение | |
| Товар (goods) – экономическое благо, имеющее материальную (вещественную) форму. |
Мы можем выделить пять свойств товаров.
Обратите внимание! | |
| Товары обладают следующими свойствами:
|
Услуги также являются экономическими благами, также могут быть куплены или проданы, но имеют существенные отличия от товаров.
Определение | |
| Услуга (service) – экономическое благо, не имеющее материальной формы. |
Выделяя свойства услуг, обратим внимание, что большинство из них похожи на свойства товаров, но имеют частицу «не».
Обратите внимание! | |
| Услуги имеют следующие свойства:
|
Часто товар сложно отделить от услуги, сопровождающей его приобретение. Например, магазин может предлагать покупателю бесплатно упаковать купленный товар. Но мы с вами понимаем, что произведенные блага не могут быть бесплатными, значит, кто-то платит за это. Кто? Мы, покупая этот товар. Просто цена упаковку уже «спрятана» в цене товара. В то же время, приходя в ресторан и заказывая ужин, мы платим не за саму принесенную еду (казалось бы – товар), а за приготовление блюда, обслуживание официантами, создание атмосферы. То есть, покупаем не столько товар, сколько услугу.
Для того чтобы закрепить понимание различий между товарами и услугами, рассмотрим еще один пример:
ПРИМЕР | Фигурист Евгений П. каждые три месяца приобретает новые коньки. Коньки товаром, поскольку они имеют вещественную форму, Евгений П., покупая коньки, получает их в полное и бессрочное пользование, он может их носить, хранить, кроме того, он может продать коньки или подарить их. Его знакомый, певец Дима Б., считает себя более экономным, поэтому он вообще не покупает новые коньки, зато еженедельно берет напрокат новую пару. Прокат коньков – услуга, поскольку Дима Б. получает не сами коньки, а лишь право временного пользования ими. И платит он не за коньки, а за право ими пользоваться. Очевидно, что право пользования не имеет материальной формы это право нельзя хранить, продавать или передавать. |
Подумайте | |
| Задание 1.10. Компьютерные программы: товары или услуги? Объясните, к какому типу благ относятся компьютерные программы, скачанные Вами из Интернета. |
- Тема I Введение. Понятие экономики. Предмет и метод экономической науки
- 1. Экономика – это где? 2
- 2. Экономика – это что? 3
- 3. Экономика – это кто? 25
- 4. Экономика – это как? 27
- 1. Экономика – это где?
- 1.1. Что изучает экономическая наука?
- 1.2. Экономика: хозяйство и наука
- 2. Экономика – это что?
- 2.1. Потребности. Классификации потребностей
- 2.1.1. Первичные потребности
- 2.1.2. Вторичные потребности
- 2.2. Блага. Классификация благ
- 2.2.1. Свободные и экономические блага
- 2.2.2. Товары и услуги
- 2.2.3. Нормальные и инфериорные блага
- 2.2.4. Заменяющие и дополняющие блага
- 2.2.5. Частные и общественные блага
- 2.2.6. Потребительские и инвестиционные блага
- 2.3. Производство
- 2.4. Экономические ресурсы (факторы производства)
- 2.4.1. Земля
- 2.4.2. Капитал
- 2.4.3. Труд
- 2.4.4. Предпринимательская способность (предприимчивость)
- 2.4.5. Информация
- 2.4.6. Плата за использование экономических ресурсов
- 2.5. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов
- 2.6. Экономический кругооборот
- 3. Экономика – это кто?
- 3.1. Экономические агенты
- 3.2. Домашние хозяйства
- 3.3. Фирмы
- 3.4. Государство
- 3.5. Иностранный сектор
- 3.6. Принцип рационального поведения
- 4. Экономика – это как?
- 4.1. Определения экономической науки
- 4.2. Микроэкономика и макроэкономика
- 4.3. Экономический анализ. Позитивный и нормативный анализ
- 4.4. Экономические модели
- 4.6. Экономическая теория и прикладные дисциплины
- 4.7. Экономическая теория и экономическая политика
- Первичные потребности
- Вторичные потребности