3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
Эффективность сферы услуг зависит от многообразия факторов – движущих сил процессов производства и обращения услуг, определяющих итоги развития отраслей. Состав, структура и качество факторов определяют возможности сферы услуг как в целом по стране, так и по ее республикам, краям, областям, городам, районам, предприятиям. Знание факторов позволяет организованно воздействовать на них, правильно оценивать объективные условия работы предприятий, развивать услуги более эффективным путем, полнее удовлетворять потребности в них.
К факторам, влияющим на развитие сферы услуг, относятся:
1. Социально-экономические: уровень экономического развития региона, обеспеченность населения новыми товарами и предметами потребления длительного пользования, уровень обеспеченности населения денежными средствами, обеспеченность населения дорогам, занятость населения.
2. Демографические: количество населения, его структура, прирост, половозрастной состав населения, подвижность населения, уровень образования населения, размер территории региона, приток отдыхающих, туристов, размер семьи, отдаленность райцентров от областных, республиканских, краевых центров.
3. Природно-климатические: географическое расположение района, климат.
4. Научно-технические: виды бытовой техники; количество бытовой техники и приборов и т. п.
Сфера услуг, расцвет которой в мире начался в первой половине 60-х годов ХХ века, сегодня выступает важнейшим и преуспевающим сектором экономики развитых стран. Выделяют три основные причины такого развития сферы услуг. Развитие сферы услуг обусловлено, во-первых, внутренними, структурными потребностями научно-технического прогресса. Создание и расширение ряда секторов услуг, связанных с наиболее передовыми в научно-техническом секторе областями, – следствие развития наукоемких отраслей промышленности или переоснащения соответствующих производств современной техникой. Транспортные, финансовые, телекоммуникационные услуги – база инфраструктуры всей экономики. Строительные услуги не только создают "собственные" рабочие места, но и через систему межотраслевых связей стимулируют развитие широкого круга отраслей индустрии.
Во-вторых, прогресс рассматриваемой сферы непосредственно соотносится с динамикой уровня жизни населения. В первой половине 60-х годов мощным фактором роста сферы услуг в большинстве развитых стран мира послужило повышение благосостояния основной массы населения вследствие увеличения общественной производительности труда. Удовлетворив базовые потребности в материальных товарах, люди получили возможность все больше средств тратить на услуги, что ранее исключалось из-за низкого уровня доходов, которые едва обеспечивали расходы на питание, оплату жилья, покупку товаров длительного пользования и т. д. Так, если в начале ХХ века американский средний класс из своего месячного дохода мог выделить на оплату разного рода услуг не более 2-3%, то в конце 60-х годов – уже 25%, а сейчас – около 40%.
В-третьих, развитие сферы услуг в развитых странах объясняется не только реализацией отложенного спроса большинства населения, но и изменением потребительской психологии общества. Столетиями в буржуазной морали культивировалось накопление: деньги должны были либо поступать в деловой оборот, либо вкладываться в вещи, обладавшие высокой степенью ликвидности. Все прочие затраты рассматривались как расточительство и непозволительная роскошь. Но если аскетическая культура видит в услугах расточительство, то культура потребительского гедонизма, утвердившаяся с начала 60-х годов ХХ века, трактует услуги в качестве средств реализации права человека на жизнь. Символом благополучия становится не только возможность окружать себя дорогими вещами, но и покупать дорогие услуги. Так гедонистическая потребительская культура, создав повышенный спрос на услуги, уже в силу чисто рыночных законов стала фактором развертывания в сфере услуг конкуренции, которая в свою очередь вынуждала предлагать рынку все более дифференцированный их спектр.
Согласно данным ЮНЕСКО, в 2000 году в том или ином виде сервиса было задействовано около 67% трудоспособного населения планеты. Что касается России, то этим видом деятельности охвачено 40% населения страны, а доля услуг составляет примерно 50% валового национального дохода.
Рост занятости в сфере услуг идет за счет других секторов экономики – аграрного и индустриального. Наиболее высокий уровень насыщенности специалистами наблюдается в науке и научном обслуживании, на втором месте сфера образования и культуры.
Важнейшим фактором развития рынка услуг является комплекс мероприятий по маркетингу, включающий сегментацию рынка, изучение конкурентов, продвижение услуг и др. Конкурентными преимуществами в сфере услуг могут быть: известное имя, мастерство и опыт работы, высокое качество услуг, индивидуальный контакт с клиентами, эффективная реклама и благоприятные условия для продажи услуг, развитая сеть филиалов, приемных пунктов, выгодное местоположение, хорошая материальная база, комплекс дополнительных услуг.
Важное значение имеет также продвижение услуг. Продвижение услуг или система коммуникации – это комплекс мероприятий, направленных на формирование спроса и стимулирование сбыта продукции (услуг), то есть в конечном итоге – на увеличение объема продаж. Продвижение включает рекламу в самых разнообразных формах, мероприятия по формированию общественного мнения, стимулирующие мероприятия и личные продажи. Особые характеристики услуг и отличия услуг от товаров требуют дополнительных знаний маркетинга. Хотя многие принципы маркетинга товаров применимы и к услугам, но их использование часто отличается.
- Г. А. Дремина экономика отрасли
- Оглавление
- Введение
- Предмет, метод и содержание курса "экономика отрасли"
- 1.1. Предмет курса “Экономика отрасли”
- 1.2. Понятие отрасли
- 1.3. Отрасль и рынок
- 1.4. Современные классификаторы экономической деятельности
- 2. Отрасль в системе национального хозяйства
- Место сферы услуг в экономике
- Типы услуг
- Функции и роль бытового обслуживания населения
- Характеристика состояния сферы услуг в России
- 2.4. Динамика рынка бытовых услуг в России
- 3. Условия возникновения отрасли
- 3.1. Экономические границы отрасли
- 3.2. Жизненный цикл отрасли
- 3.3. Факторы, определяющие развитие сферы услуг
- 4. Структура отрасли
- 4.1. Понятие и показатели структуры отрасли
- 4.2. Типы рыночных структур
- 4.3. Структура сферы услуг
- 4.4. Эволюция отраслевой структуры экономики России
- 5. Отраслевые организационно-экономические процессы
- 5.1. Формы концентрации производства в отрасли
- 5.2. Оценка уровня концентрации на отраслевых рынках
- Концентрация производства и монополизации рынка
- 5.4. Интеграционные процессы в отрасли
- 1. Компании холдингового типа.
- 2. Ассоциация предприятий.
- 3. Финансово-промышленные группы (фпг).
- 5.5. Слияния и поглощения
- Конгломератные слияния объединяют фирмы из разных отраслей, подотраслей или разных регионов.
- Рыночная власть и контроль
- 6. Размещение предприятий отрасли
- Экономика размещения предприятий
- Факторы, определяющие размещение предприятий в отрасли
- 6.3. Размер предприятия и факторы, его определяющие
- 6.4. Диверсификация деятельности предприятий
- 7. Поведение фирм в отрасли
- 7.1. Олигополистическая взаимосвязь и кооперация
- 7.2. Олигополистическое ценообразование
- 7.3. Неценовая конкуренция
- 7.4. Дифференциация продукта
- 7.5. Ценовая дискриминация
- 8. Функционирование отрасли
- 8.1. Система государственного регулирования отраслей
- 8.2. Основные направления экономического развития Российской Федерации
- 8.3. Научно-техническое развитие отраслей экономики
- 8.4. Перспективы развития сферы услуг
- 8.5. Направления повышения эффективности оказания бытовых услуг
- Заключение
- Структура мсок (3-я редакция, издание 1990)
- В – Рыболовство
- М – Образование
- Экономика отрасли
- 644099, Г. Омск, ул. Красногвардейская, 9