logo
1_introduction_dlya_EGE

2.2.5. Частные и общественные блага

Как мы уже знаем, все блага можно разделить на свободные и экономические. Мы помним, что свободные блага достаются нам бесплатно, а за экономические необходимо платить. Но всегда ли это так для отдельно взятого человека? Ведь мы не платим за просмотр салюта в праздники или за «зебру», позволяющую перейти проезжую часть. Да и за проезд по дороге мы тоже обычно не платим, хотя все перечисленные блага, очевидно, являются экономическими, поскольку их производят люди.

Этот парадокс легко разрешить, если проанализировать два свойства, которыми обладает каждое экономическое благо: конкурентность или неконкурентность (делимость или неделимость) и исключаемость или неисключаемость.

Определение

Конкурентность в потреблении (делимость) блага (rivalrousness in consumption) – свойство блага, при котором в данный момент времени данная единица блага может потребляться только одним потребителем.

Свойством конкурентности обладает большинство экономических благ. Если я ем яблоко, то данный кусок яблока (уже откусанный мной) не сможет потребить никто другой. Если парикмахер стрижет меня, он не сможет в этот момент стричь никого другого.

Как видим, конкурентностью обладают те блага, которые потребляются каждым человеком индивидуально, то есть являются делимыми между потребителями.

В то же время существуют блага, которые потребляются людьми совместно, то есть обладают свойством неделимости или неконкурентности.

Определение

Неконкурентность в потреблении (неделимость) блага (nonrivalrousness in consumption) – свойство блага, при котором благо используется потребителями совместно, причем потребление блага одним человеком, не уменьшает количество блага, доступное другому.

Действительно, если один корабль использует свет маяка, это не мешает пользоваться тем же маяком другому кораблю, множество людей в Москве одновременно могут слушать одну и ту де радиопередачу, не создавая помехи друг другу, фонарь освещает улицу для всех прохожих — благодаря неделимости этих благ потребители могут удовлетворять свои потребности совместно.

Рассмотрим второе свойство — исключаемость блага из потребления.

Определение

Исключаемость блага из потребления (excludability) – возможность не допустить потребление блага теми, кто за него не заплатит.

К исключаемым благам мы отнесем велосипеды, бутерброды, услуги Интернет-провайдеров и такси, билеты на самолет и многое другое, к чему можно не допустить потребителя, если он не заплатит.

Однако нельзя помешать потребителю, не заплатившему деньги, слушать FM-радио, смотреть на даче телевизор, ходить по освещенным улицам или пользоваться поиском на Яндексе - то есть мы можем сказать о наличии у перечисленных благ свойства неисключаемости из потребления.

Определение

Неисключаемость блага из потребления (non-excludability) – невозможность предотвратить потребление блага теми, кто его не оплатил.

ВАЖНО!!!

Понятие неисключаемости из потребления не означает, что потребителя в принципе невозможно лишить доступа к благу, если он за него не заплатит. Важно, что технически это сделать дороже, чем может стоить само благо (представьте себе, например, кассира на каждом пешеходном переходе).

С другой стороны, бесплатность блага может быть предусмотрена законодательно (можно не принять в государственный лицей или на бюджетные места в ВУЗ тех, кто не сдаст успешно экзамены, но нельзя ввести оплату и не допустить к учебе тех, кто не сможет заплатить за нее).

Подумайте

Задание 1.17. Платные и бесплатные дороги

Как Вы считаете, почему, как правило, платными являются автобаны, а бесплатными — городские и проселочные дороги.

Итак, все экономические блага можно поделить на четыре категории в соответствии со свойствами исключаемости и конкурентности.

Определение

Частные блага (private goods) – блага, которые являются и исключаемыми, и конкурентными.

К частным благам относятся все товары и услуги, которые мы приобретаем за деньги. Действительно, если благо исключаемо, нам придется платить за право пользования им. В то же время мы будем оплачивать благо из своего кармана лишь в том случае, если оно будет удовлетворять наши (и только наши) потребности.

Определение

Общественные блага (public goods) – блага, обладающие неисключаемостью и неконкурентностью.

К общественным благам мы отнесем праздничные салюты и светофоры, дорожную разметку и пешеходные переходы — то есть те блага, которые одновременно удовлетворяют потребности большой группы людей, причем мы можем пользоваться ими, не платя за это.

Но не все блага являются частными или общественными. Блага, которые неконкурентны, но исключаемы или конкуренты, но неисключаемы, относятся к смешанным благам.

Определение

Смешанные блага (mixed goods) – это блага, не являющиеся чистыми частными или чистыми общественными.

Обычно смешанные блага в большей степени относящиеся к общественным часто также относят к категории общественных благ.

Поскольку невозможно заставить человека платить за благо, обладающее неисключаемостью (поскольку оно доступно даже тем, кто не заплатит), если попытаться продавать общественные или перегружаемые блага, большинство потребителей не станут платить то, что можно получить бесплатно. В экономике такое поведение потребителей получило название «проблема безбилетника»

Определение

Проблема безбилетника (freerider problem) – ситуация, когда потребители используют неисключаемое благо, не платя за него.

Чем большему числу потребителей доступно неисключаемое благо, тем вероятнее возникновение проблемы безбилетника. И именно из-за существования этой проблемы коммерческие фирмы не заинтересованы в производстве подобных благ.

Подумайте

Задание 1.21. Производство общественных благ

Как вы считаете, к то должен производить общественные (и перегружваемые) блага, и кто оплачивает это производство?

Подумайте

Задание 1.22. Плата за FM-радио.

Как вы думаете, кто платит за производство передач FM-радиостанций?

Подумайте

Задание 1.23. Классификация благ.

К какому типу благ вы отнесете:

  1. Школьное образование

  2. Садовое кольцо или иную городскую трассу

  3. Бесплатную общественную (государственную) больницу

  4. Систему общественного питания

  5. Оборудованный городской пляж

  6. Воздушный шар для сидящих в нем и для наблюдателей полета

  7. Интернет-сайт

  8. Церковь

Аргументируйте ваш ответ.

Подумайте

Задание 1.24. Примеры частных и общественных благ.

Приведите по три примера каждого типа благ, рассмотренных в параграфе. Кратко объясните вашу классификацию.

Зачем мы это изучаем?

Мы будем изучать производство и распределение частных благ в большинстве тем нашего курса(«Спрос», «Предложение», «Рыночное равновесие», «Теория фирмы» и т.д.).

С общественными и перегружаемыми благами мы подробнее познакомимся в теме «Провалы рынка», где рассмотрим проблемы их производства и распределения.