logo
От Рисина Конференции / АКт

О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе

Одной из важных особенностей интеграционных процессов в современной России является активное участие в них государства. Формирование крупных интегрированных объединений с государственным участием выступало и продолжает выступать в качестве приоритетного направления военно-промышленной политики государства, одного из важнейших механизмов осуществления институциональных преобразований в реальном секторе.

Создание интегрированных структур ориентировано на достижение ряда эффектов, в числе которых: повышение эффективности управления государственной собственностью, увеличение налоговых и иных поступлений от ее использования, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества государства и частного бизнеса, привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.

Отечественный оборонно-промышленный комплекс (ОПК) со времен Советского Союза был одним из наиболее мощных в мире. Его отличительной чертой была широкая кооперация различных предприятий и учреждений, деятельность которых в условиях плановой экономики достаточно успешно координировалась и управлялась с использованием, как экономических, так и административных методов. Это создавало возможность подчинять локальные интересы предприятий и организаций, занятых разработкой сложных систем вооружений (авиационных, ракетно-космических, противовоздушных и противоракетных, ядерного оружия и др.) достижению поставленных государством целей.

В других странах основными разработчиками и производителями сложных систем вооружений являются крупнейшие коммерческие многоотраслевые корпорации, которые включают в свой состав предприятия, способные обеспечить единый производственно-технологический цикл создания образцов новой техники.).

С переходом Российского государства к рыночной экономике административный ресурс» был значительно утрачен. В процессе приватизации были разрушены существовавшие в ОПК многочисленные научно-производственные и производственные объединения, ориентированные на разработку и производство определенных систем вооружений. Отечественный оборонно-промышленный комплекс (в т.ч. государственные предприятия) трансформировался в некую совокупность предприятий, деятельность которых достаточно сложно координировать (особенно в условиях недостаточного финансирования).

Сохранение, развитие и эффективное использование потенциала ОПК в современных условиях сопряжено с формированием мощных интегрированных структур.

Процесс интеграции в ОПК (как и в других стратегически значимых секторах, например, в атомной энергетике, связи) позволит обеспечить необходимую управляемость в звене «предприятие - объединение» в рамках традиционных хозяйственных связей и предотвратить распад уникальных производственно-технологических комплексов.

Актуализирована потребность в том, чтобы государство сочетало меры по созданию благоприятных внешних условий для самостоятельной интеграции частных коммерческих предприятий с прямыми действиями по формированию холдингов, корпораций, объединений и т.п. с использованием принадлежащей ему собственности в промышленности в виде акций, долей, недвижимости, прав на интеллектуальную собственность и др.

Пассивная роль государства по отношению к интеграционным процессам недопустима по следующим причинам:

- фактор времени в интеграции предприятий становиться решающим, поскольку иностранные конкуренты не будут ждать;

- интересы частного капитала в большинстве случаев определяются ближнесрочными перспективами и объективно не могут полностью совпадать с интересами государства, в частности по реализации военно-промышленной политики;

- создание холдингов с использованием государственного имущества - один из немногих ресурсно-обеспеченных инструментов реформирования промышленности.

Прямое участие государства в формировании холдингов должно быть подчинено решению двух основных задач:

- развитие частного сектора путем создания конкурентоспособных холдингов с государственным участием и их последующей приватизации; данная задача обусловлена необходимостью повышения инвестиционной привлекательности объектов приватизации, стимулирования частной инициативы в тех секторах, где она недостаточна, формирования предложения для стратегических инвесторов, увеличения доходов государства от приватизации;

- оптимизация государственного сектора путем создания холдингов с государственным участием; что обусловлено необходимостью сокращения числа субъектов государственного управления, повышения эффективности управления государственной собственностью в промышленности, улучшения результатов деятельности государственного сектора в промышленности.

Так, в рамках целевой программы "Реформирование оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)" из 19 интегрированных структур, предусмотренных к созданию, созданы – 9, находятся в завершающей стадии формирования и целесообразность создания – 4, пересмотрено - 6.

Из числа созданных функционируют 9 интегрированных структур: ФГУП «РСК «МиГ», ОАО «Компания «Сухой»", ОАО «Туполев», ОАО «МАК «Ильюшин», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «ОПК «Оборонпром», ОАО «Корпорация «Аэрокосми-ческое оборудование», ОАО «Холдинговая компания «Авиаприбор-Холдинг», ОАО «Концерн «Авионика».

Вопрос государственной поддержки интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе является вопросом военной и промышленной политики государства.

Создание государством благоприятных условий для формирования холдингов в частном секторе и реализации их потенциала не должны сводиться только к совершенствованию правового регулирования. Очень важно также определить механизмы «мягкого» (индикативного) воздействия на частный сектор с целью его лучшей ориентации в отношении того, что является приоритетным для развития отечественной промышленности.

Во всех создаваемых в оборонном комплексе интегрированных структурах государство имеет контрольный пакет акций. В рамках нынешнего курса у частного капитала нет шансов на получение даже блокирующего пакета отраслевых корпораций. Фактически лозунг частно-государственного партнерства заменен на принцип сюзерена-государства и вассала-бизнеса при учете частных интересов тех, кто готов играть по новым правилам.

Как показывает практика формирования таких структур, как Объединенная авиационная корпорация, «Оборонпром», новый порядок большинством субъектов принимается. В этом есть своя логика. Глобальная конкуренция - а именно в ней для выживания должны участвовать корпорации-отраслевые монополисты - предполагает соревнование систем, а не отдельных компаний. Это отчетливо видно при анализе действий и политики таких гигантов, как «EADS» и «BOEING». Без полномасштабной и всесторонней господдержки авиа- и судостроение не имеют шансов на успех на рынке.

Ожидается, что государство на первых порах будет важным инвестором ОАК. Однако эти инвестиции будут осуществляться не только напрямую из бюджета, но и через принадлежащие или контролируемые государством банки. Есть надежда, что они окажутся более квалифицированными инвесторами, чем государственные бюрократические структуры.

Круглякова В.М.