О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
Одной из важных особенностей интеграционных процессов в современной России является активное участие в них государства. Формирование крупных интегрированных объединений с государственным участием выступало и продолжает выступать в качестве приоритетного направления военно-промышленной политики государства, одного из важнейших механизмов осуществления институциональных преобразований в реальном секторе.
Создание интегрированных структур ориентировано на достижение ряда эффектов, в числе которых: повышение эффективности управления государственной собственностью, увеличение налоговых и иных поступлений от ее использования, обеспечение взаимовыгодного сотрудничества государства и частного бизнеса, привлечение инвестиций в реальный сектор экономики.
Отечественный оборонно-промышленный комплекс (ОПК) со времен Советского Союза был одним из наиболее мощных в мире. Его отличительной чертой была широкая кооперация различных предприятий и учреждений, деятельность которых в условиях плановой экономики достаточно успешно координировалась и управлялась с использованием, как экономических, так и административных методов. Это создавало возможность подчинять локальные интересы предприятий и организаций, занятых разработкой сложных систем вооружений (авиационных, ракетно-космических, противовоздушных и противоракетных, ядерного оружия и др.) достижению поставленных государством целей.
В других странах основными разработчиками и производителями сложных систем вооружений являются крупнейшие коммерческие многоотраслевые корпорации, которые включают в свой состав предприятия, способные обеспечить единый производственно-технологический цикл создания образцов новой техники.).
С переходом Российского государства к рыночной экономике административный ресурс» был значительно утрачен. В процессе приватизации были разрушены существовавшие в ОПК многочисленные научно-производственные и производственные объединения, ориентированные на разработку и производство определенных систем вооружений. Отечественный оборонно-промышленный комплекс (в т.ч. государственные предприятия) трансформировался в некую совокупность предприятий, деятельность которых достаточно сложно координировать (особенно в условиях недостаточного финансирования).
Сохранение, развитие и эффективное использование потенциала ОПК в современных условиях сопряжено с формированием мощных интегрированных структур.
Процесс интеграции в ОПК (как и в других стратегически значимых секторах, например, в атомной энергетике, связи) позволит обеспечить необходимую управляемость в звене «предприятие - объединение» в рамках традиционных хозяйственных связей и предотвратить распад уникальных производственно-технологических комплексов.
Актуализирована потребность в том, чтобы государство сочетало меры по созданию благоприятных внешних условий для самостоятельной интеграции частных коммерческих предприятий с прямыми действиями по формированию холдингов, корпораций, объединений и т.п. с использованием принадлежащей ему собственности в промышленности в виде акций, долей, недвижимости, прав на интеллектуальную собственность и др.
Пассивная роль государства по отношению к интеграционным процессам недопустима по следующим причинам:
- фактор времени в интеграции предприятий становиться решающим, поскольку иностранные конкуренты не будут ждать;
- интересы частного капитала в большинстве случаев определяются ближнесрочными перспективами и объективно не могут полностью совпадать с интересами государства, в частности по реализации военно-промышленной политики;
- создание холдингов с использованием государственного имущества - один из немногих ресурсно-обеспеченных инструментов реформирования промышленности.
Прямое участие государства в формировании холдингов должно быть подчинено решению двух основных задач:
- развитие частного сектора путем создания конкурентоспособных холдингов с государственным участием и их последующей приватизации; данная задача обусловлена необходимостью повышения инвестиционной привлекательности объектов приватизации, стимулирования частной инициативы в тех секторах, где она недостаточна, формирования предложения для стратегических инвесторов, увеличения доходов государства от приватизации;
- оптимизация государственного сектора путем создания холдингов с государственным участием; что обусловлено необходимостью сокращения числа субъектов государственного управления, повышения эффективности управления государственной собственностью в промышленности, улучшения результатов деятельности государственного сектора в промышленности.
Так, в рамках целевой программы "Реформирование оборонно-промышленного комплекса (2002-2006 годы)" из 19 интегрированных структур, предусмотренных к созданию, созданы – 9, находятся в завершающей стадии формирования и целесообразность создания – 4, пересмотрено - 6.
Из числа созданных функционируют 9 интегрированных структур: ФГУП «РСК «МиГ», ОАО «Компания «Сухой»", ОАО «Туполев», ОАО «МАК «Ильюшин», ОАО «Корпорация «Тактическое ракетное вооружение», ОАО «ОПК «Оборонпром», ОАО «Корпорация «Аэрокосми-ческое оборудование», ОАО «Холдинговая компания «Авиаприбор-Холдинг», ОАО «Концерн «Авионика».
Вопрос государственной поддержки интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе является вопросом военной и промышленной политики государства.
Создание государством благоприятных условий для формирования холдингов в частном секторе и реализации их потенциала не должны сводиться только к совершенствованию правового регулирования. Очень важно также определить механизмы «мягкого» (индикативного) воздействия на частный сектор с целью его лучшей ориентации в отношении того, что является приоритетным для развития отечественной промышленности.
Во всех создаваемых в оборонном комплексе интегрированных структурах государство имеет контрольный пакет акций. В рамках нынешнего курса у частного капитала нет шансов на получение даже блокирующего пакета отраслевых корпораций. Фактически лозунг частно-государственного партнерства заменен на принцип сюзерена-государства и вассала-бизнеса при учете частных интересов тех, кто готов играть по новым правилам.
Как показывает практика формирования таких структур, как Объединенная авиационная корпорация, «Оборонпром», новый порядок большинством субъектов принимается. В этом есть своя логика. Глобальная конкуренция - а именно в ней для выживания должны участвовать корпорации-отраслевые монополисты - предполагает соревнование систем, а не отдельных компаний. Это отчетливо видно при анализе действий и политики таких гигантов, как «EADS» и «BOEING». Без полномасштабной и всесторонней господдержки авиа- и судостроение не имеют шансов на успех на рынке.
Ожидается, что государство на первых порах будет важным инвестором ОАК. Однако эти инвестиции будут осуществляться не только напрямую из бюджета, но и через принадлежащие или контролируемые государством банки. Есть надежда, что они окажутся более квалифицированными инвесторами, чем государственные бюрократические структуры.
Круглякова В.М.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий