logo
статистика - Васнев С

Статистический анализ налогообложения

Налоги представляют собой безвозмездные, обязательные платежи (сборы), взимаемые с физических и юридических лиц государственными структурами для обеспечения государственных и общественных интересов. Налоговые ставки устанавливаются в законодательном порядке.

В статистическом анализе используются такие понятия, как база налогообложения, объект налогообложения, налоговое событие.

База налогообложения представляет собой некую базовую стоимостную величину, подлежащую налогообложению. База налогообложения предполагает наличие установленной величины налога (налоговой повинности), объекта налогообложения в виде юридических или физических институциональных единиц, а также так называемое налоговое событие.

Статистика с помощью определенных методов оценивает стоимостную величину объекта налогообложения, что очень важно для налоговых органов.

Налоговое событие - это та ситуация, которая влечет за собой уплату налогов (поставка товара, получение наследства, инкассация денег и т.д.).

Налоги можно рассматривать с функциональной и экономической точек зрения.

В зависимости от выполняемых налогами функций их можно подразделить на персональные (зависимость от уровня платежеспособности физических лиц), реальные (момент акта покупки-продажи), прогрессивные (растущие по мере увеличения базы налогообложения в зависимости от облагаемого минимума), пропорциональные и фиксированные.

По экономическому содержанию налоги можно подразделить на прямые (взимаются непосредственно с личных доходов граждан или их имущества) и косвенные (устанавливаются в виде надбавок к цене или тарифу).

Прямые налоги напрямую связаны с доходами налогоплательщиков, сокращая их номинально, так как берутся непосредственно с заработной платы, прибыли, ренты, земли, дома, ценных бумаг налогоплательщика, и уклониться от них достаточно сложно.

Косвенные налоги не связаны непосредственно с получаемым доходом или имуществом налогоплательщика, поэтому теоретически от них можно уклониться, если отказаться от приобретения товара или услуги.

Косвенные налоги могут иметь твердые ставки (налог исчисляется на единицу измерения товара или услуги) и долевые ставки (налог берется, как правило, в виде какого-то процента от цены товара). Разновидностью косвенных налогов являются акцизы (налог на однородный высокорентабельный товар массового потребления). Косвенные налоги являются очень важным источником наполнения государственной казны.

Для социально-экономической политики государства косвенные налоги выполняют несколько важнейших функций: фискальную (очень выгодны долевые налоговые ставки, так как при увеличении цены товара автоматически увеличивается размер налога), регулирующую (влияют на потребительский спрос), структурирующую (с помощью налога с оборота, налога на добавленную стоимость, таможенные пошлины и др.).

Статистика учитывает и такой важный момент, что в целом налоги могут оказывать влияние и на распределение власти между различными уровнями управления.

К федеральным налогам относятся: налог на добавленную стоимость, налог на прибыль предприятий и организаций, подоходный налог.

Налог на добавленную стоимость Ндс рассчитывается как разница между объемом реализации товаров Qт и стоимостью закупок у поставщиков Sп :

(16.2)

Налоговая база Ндс очень устойчива и не зависит от величины текущих материальных затрат.

Налог на прибыль предприятий и организаций Нпр поддерживает равновесие в стране и регулирует фонд оплаты труда. Величина облагаемой прибыли ПРоб включает сумму величин валовой прибыли ПРв и разницы между величиной превышения расходов на оплату труда Рпр и нормируемой величиной расходов на оплату труда Рн :

(16.3)

Подоходный налог с физических лиц также является важным источником доходов государства, поскольку он взимается на принудительной основе со всех граждан, занятых в народном хозяйстве.

К обязательным региональным налогам относятся: налог на имущество предприятий, лесной налог, плата за воду, налог на нужды учреждений народного образования и здравоохранения. Другие налоги вводятся по усмотрению региональных властей.

К налогам местных органов власти (муниципальным и районным) можно отнести налоги на жилище, застроенные и незастроенные участки земли, доходную деятельность.

Исходными для налоговых доходов являются два фактора:

Абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой базы (ПрНб), можно рассчитать по формуле

(16.4)

Абсолютный прирост налога, обусловленный изменением налоговой ставки (ПрНс), рассчитывается по формуле

(16.5)

где Бн1 и Бн0 - размер налоговой базы в отчетном и плановом (базисном) периодах; Сн1 и Сн0 - уровень налоговой ставки в отчетном и плановом (базисном) периодах.

С помощью данного статистического расчета исчисляются суммы налоговых доходов по определенным видам налогов.

Статистические показатели денежного обращения и кредита. Cтатистика банковской и биржевой деятельности

Основные показатели статистики денежного обращения

Изучение статистических показателей в сфере денежного обращения и кредита связано с анализом денежного обращения (движение денежных потоков при выполнении ими своих функций в наличной и безналичной формах). Статистическая информация о денежном обращении необходима государственным структурам для разработки денежно-кредитной политики, осуществляемой на законодательной основе.

Основными являются следующие статистические показатели:

Денежная масса - это важнейший количественный показатель, характеризующий движение денег, которые выступают как средство обращения, как мера стоимости, а также как средство накопления.

В статистике используется также понятие «совокупная денежная масса». Это суммарная величина всех наличных и безналичных денег в обращении по состоянию на первое число месяца, которая определяется Центральным банком на основе данных сводного баланса банковской системы. Для расчета совокупной денежной массы используется классификация абсолютных показателей - денежных агрегатов (кластеры, в которых те или иные виды платежных средств сгруппированы по различным признакам). Денежная масса включает агрегаты:

На денежную массу оказывают влияние два фактора: количество денег и скорость оборота денег.

Определение количества денег (денежной массы) находится в компетенции государства, его законодательной власти, где главным условием является стабильность денежной единицы (соответствие фактического оборота наличной и безналичной денежной массы необходимым хозяйственным потребностям).

Для исследования интенсивности движения денег при выполнении ими функций средства обращения и средства платежа используют статистические показатели скорости обращения денег: показатель количества оборотов денежной массы и показатель продолжительности одного оборота денежной массы.

Показатель количества оборотов денежной массы Vо характеризует скорость оборота денежной массы (частоту использования одного рубля денежной массы для получения товаров и услуг). Он рассчитывается как отношение ВВП в текущих ценах к величине совокупного объема денежной массы в исследуемом периоде (М2 ):

(17.1)

Показатель продолжительности одного оборота в днях Vд исчисляется как отношение числа календарных дней в определенном периоде (Д) к величине предыдущего показателя (количеству оборота денег Vо ):

(17.2)

Показателем, с помощью которого можно измерить запас денежной массы на 1 руб. ВВП (%), является показатель монетаризации экономикиэ ), который исчисляется как отношение совокупного объема денежной массы в изучаемом периоде (М2 ) к величине валового внутреннего продукта в текущих ценах (ВВП):

(17.3)

В развитых странах Мэ = 60-80% считается нормой.

Важнейшими статистическими показателями анализа в сфере денежного обращения являются показатели купюрного строения денежной массы. Купюрное строение характеризует удельный вес денежных знаков (как по количеству, так и по сумме купюр) различного достоинства в общей массе обращающихся денег. Статистической задачей в этом случае является выявление степени рациональности купюрного строения денежной массы.

Самым распространенным показателем, характеризующим динамику купюрного строения денежной массы, является величина средней купюры, которая рассчитывается по формуле средней арифметической взвешенной:

(17.4)

где К - достоинство купюр; F - число купюр.