Позитивная концепция бизнеса
Данная система взглядов предполагает абсолютно позитивное отношение к бизнесу. Сторонники этой концепции понимают бизнес как общественно полезную деятельность людей, осуществляемую по личной инициативе, целью которой является производство товаров и услуг во благо общества. Здесь подчеркиваются следующие черты, свойственные предпринимательской деятельности:
-
бизнес – это система действий по достижению желаемого результата;
-
бизнес создает продукцию, нужную людям;
-
бизнес предоставляет рабочие места;
-
бизнес – это основа современной экономической системы.
Основные положения позитивной концепции бизнеса представлены на Рис. 3 .6.
Рис. 3.6. Позитивная концепция бизнеса.
Первый главный тезис данной концепции утверждает, что бизнес нацелен на всеобщее благо. Т. е. предприниматели занимаются производством необходимых каждому человеку вещей. Ориентируясь на спрос, а значит, и на интересы людей, бизнесмены создают самые благоприятные условия для жизни людей. Безусловно, доля истины в этом суждении есть, но следует помнить, что предприниматели исходят не из общественных, а из своих личных интересов, даже если эти интересы и способствуют повышению уровня жизни общества. Современная экономическая теория утверждает, что бизнес, будучи предоставленным самому себе, приводит не к всеобщему благополучию, а к дроблению общества на дифференцированные по принципу богатства классы. Такая ситуация наблюдалась в некоторых зарубежных странах в период индустриализации экономики. Только разумный контроль государства способен воспрепятствовать этому.
Другой тезис сторонников этой концепции утверждает, что бизнес подчинен всеобщим интересам. Это означает, что предприниматели исходят из интересов всех субъектов экономики в процессе своей деятельности. Однако мы уже отмечали, что это не так. Бизнесмены никогда не принимают во внимание интересы других участников деловых отношений. К примеру, фирма ведет активную благотворительную деятельность. На первый взгляд, это подчинено интересам общества, но чаще такие действия призваны создать благоприятный имидж организации, чтобы привлечь дополнительных клиентов, инвесторов и т. д.
Третий тезис утверждает, что бизнес побуждает работать на благо общества. Действительно, благодаря предпринимателям, оплачивающим труд своих сотрудников, они побуждают людей работать, что, в конечном итоге, ведет к производству нужных обществу товаров и услуг. Конечно, это основано, опять же, на корыстных интересах бизнесменов, но в этом свете данный тезис представляется верным.
Следующий тезис утверждает, что бизнес является содержанием экономики. Другими словами, бизнес представляет собой неотъемлемую часть экономики любой страны. Это действительно справедливо для современных развитых государств. Развитые деловые отношения способствуют технологическому, научному и культурному прогрессу. Цикличное развитие экономики предполагает чередование кризисов и подъемов, но в целом тенденция направлена на экономический рост.
Пятый тезис сторонников позитивной концепции говорит о том, что бизнес является непротиворечивым явлением. Т. е. бизнес не порождает конфликтных ситуаций. В связи с тем, что интересы каждого предпринимателя основаны на стремлении принести благо обществу, отсутствуют противоречия по поводу условий и результатов сделок. Любой современный человек может подтвердить, что это ложное утверждение. В объективной реальности интересы компаний постоянно сталкиваются и порождают конфликты. Более того, основой развития и прогресса является конкуренция, представляющая собой совокупность конфликтов в чистом виде. Таким образом, конфликт является базой любого бизнеса.
Еще один тезис предполагает, что бизнес является типичной чертой жизни людей. Это утверждение абсолютно верно. Деловые отношения так прочно вошли в нашу жизнь, что каждый человек проводит значительную часть времени в качестве их участника. Для кого-то это выражается в работе по найму, а кто-то становится непосредственно предпринимателем. Без этого в современном мире существовать невозможно.
Позитивная концепция бизнеса привела к созданию таких направлений, как "теории общества всеобщего благосостояния" и "государства всеобщего благоденствия". Согласно этим теориям, благосостояние общества достигается с помощью справедливого распределения благ между его членами. Роль государства заключается в том, чтобы путем реформирования добиться социального равенства. Сторонниками такого подходы выступили Дж. М. Кларк, Дж. Гэлбрейт, М. Редер, А. Коул, Н. Кэлдор, Г. Мюрдаль.
Многие положения позитивной концепции бизнеса соответствуют истине. Но ее сторонники проявляли излишнюю веру в бескорыстие предпринимателей и бесконфликтность деловых отношений. Мы уже указывали, что конфликты – это основа бизнеса. Выжить, опираясь только на интересы общества, в условиях конкуренции бизнесмену невозможно. Следовательно, стремление только к личным интересам – залог успешного бизнеса. Более того, при разумной политике государства, "корыстный" бизнес – это единственная сила, способная двигать общество вперед.
- Понятие и виды бизнеса
- Понятие и содержание бизнеса. Экономические блага
- Деловые интересы в бизнесе
- Виды предпринимательской деятельности
- История российского бизнеса
- Предпринимательство на Руси до XV века
- Российское предпринимательство периода XV – XIX веков
- Бизнес в России дореволюционного периода
- Бизнес в период руководства коммунистической партии
- Предпринимательство постсоветского периода
- Концепции и родовые признаки бизнеса
- Концепции бизнеса
- Позитивная концепция бизнеса
- Критическая концепция бизнеса
- Прагматическая концепция бизнеса
- Родовые признаки бизнеса
- Система современного бизнеса
- Субъекты бизнеса
- Предприятие в системе бизнеса
- Конкуренция в бизнесе
- Бизнес – планирование
- Методические основы разработки бизнес – плана
- Состав бизнес-плана
- Структура бизнес-плана
- Титульный лист, оглавление, резюме бизнес-плана
- Титульный лист бизнес-плана
- Строго конфиденциально. Просьба вернуть, если Вас не заинтересовал проект
- Пример резюме проекта
- История бизнеса организации (описание отрасли)
- План маркетинга
- Производственный план
- Организационный план
- Финансовый план
- Учреждение бизнеса
- Организационно-правовые формы бизнеса
- Процедура государственной регистрации
- Направления деятельности на фирме
- Общее управление организацией
- Школы менеджмента и подходы к управлению
- Общие принципы управленческой деятельности
- Маркетинговая деятельность на фирме
- Сущность финансов предприятия
- Инвестиции организаций
- Риски в бизнесе
- Понятие и сущность рисков в бизнесе
- Классификация рисков
- Система управления рисками
- Процесс управления рисками на предприятии
- Методы управления рисками
- Управление информационными рисками
- Методы финансирования рисков