14.Цена и ее функции. Виды цен
Цена — количество денег, в обмен на которые продавец готов передать (продать), а покупатель согласен получить (купить) единицу товара. По сути, цена является коэффициентом обмена конкретного товара на деньги. Величину соотношений при обмене товаров определяет их стоимость. Поэтому цена является стоимостью единицы товара, выраженной в деньгах, или денежной стоимостью единицы товара, или денежным выражением стоимости. Это фундаментальная экономическая категория.
Под общим широко распространенным названием «цена» понимается комплекс экономических понятий, входящих в единую синтетическую категорию. Реально под одним наименованием «цена» существует множество ее видов, различающихся между собой назначением, областью применения, способом формирования.
В любой экономической системе цена является регулятором отношений экономических субъектов.
Первичной функцией цены следует считать измерительную. Благодаря цене удается измерить, определить стоимость товара, иначе говоря, определить, какое количество денег покупатель должен заплатить, а продавец получить за проданный товар. Цены дают возможность деньгам как платежному средству обрести количественную определенность в акте купли-продажи.
С измерительной функцией цены соседствует соизмерительная, заключающаяся в сопоставлении ценностей разных товаров. Сравнивая цены, мы получаем возможность различать более или менее дорогие товары, дорогие и дешевые. Благодаря соизмерительной функции цена обретает учетную функцию. Переводя показатели количества и качества товаров в материально-вещественном выражении, измеренные в физических единицах, в адекватные показатели, измеренные в денежных единицах, цена становится вспомогательным инструментом учета.
Наряду с учетом цена как измеритель может быть одним из важных инструментов анализа, прогнозирования, планирования, при которых используются показатели в денежном выражении.
Из перечисленных функций цен вытекает возможность их использования в качестве инструмента регулирования экономических процессов. Так, в рыночной экономике цены - это основной инструмент уравновешивания спроса и предложения, увязывающий денежный запрос производителя или продавца товаров на их оплату с ответной реакцией потребителя, покупателя. При этом характерно, что сама регулирующая цена рождается в процессе регулирования и является в этом смысле регулируемой. Поэтому точнее было бы говорить о функции саморегулирования товарно-денежных процессов с помощью равновесных, то есть самоустанавливающихся цен, уровень которых соответствует выравниванию спроса и предложения. Цена может выполнять распределительную функцию, заключающуюся в возможности за счет перераспределения спроса на тот или иной продукт, связанного с его ценой, влиять на предложение товара, на расширение производства недостающего (дефицитного) товара и сокращения производства избыточного товара. Цена выполняет очень важную социальную функцию. С ценами и их изменением связаны структура и объемы потребления благ и услуг, расходы, уровень жизни, прожиточный минимум, потребительский бюджет семьи. В бытовом восприятии розничных цен на потребительские товары и услуги люди считают, что рост цен снижает уровень жизни, тогда как снижение цен заведомо улучшает жизнь. При этом обычно не принимаются во внимание другие, неценовые факторы, такие, как доходы, наличие товаров на рынке, структура потребления.
Наряду с внутренними функциями, реализуемыми в пределах народного хозяйства страны, цены выполняют внешнеэкономические функции, выступая в роли инструмента торговых сделок, внешних платежей, взаимных расчетов между странами.
Цены классифицируют по различным направлениям.
По сферам товарного обслуживания: - оптовые цены, по которым предприятия реализуют в больших объемах продукцию промышленно-технического и потребительского назначения (между отраслями внутри оптовой сферы и из оптовой в розничную). - розничные цены, по которым товары реализуются конечному потребителю (в основном населению) в ограниченном количестве; - закупочные цены, по которым государство покупает продукцию у сельскохозяйственных предприятий (фермеров);
- цены и тарифы на услуги. Тарифы могут относиться к сфере оптовой торговли (например, грузовые транспортные тарифы, фрахт) и розничной (пассажирские тарифы).
По формам продаж: - контрактные (договорные) цены - цены фактической договоренности между продавцом и покупателем; - биржевые котировки - это уровень цены товара, реализуемого через биржу. Цена биржевого товара складывается из биржевой котировки и надбавки (скидки) за качество, удаленность от места поставки; - цены ярмарок и выставок (часто льготные); - аукционные цены, отражающие ход продаж на аукционах (различают стартовые цены и продажные).
По стадиям продажи: - цены предложения (цены продавца, или стартовые), по которым продавец желает продать товар - цены спроса, по которым покупатель заинтересован приобрести товар;
- цены реализации (сделки, продажи, покупки) - фактические, или номинальные, цены. Их следует отличать от реальных, соотнесенных с уровнем дохода общества или общим уровнем цен.
По степени регулирования: - жестко фиксированные (основной тип цен в условиях административно-командной экономики); - регулируемые (допускаются изменения в определенных пределах, устанавливаются государством, как правило, на продукты повышенного социального назначения); - свободные (не подвержены прямому вмешательству, формируются в соответствии с конъюнктурой рынка).
По степени устойчивости во времени: - твердые: устанавливаются при заключении договора на весь срок действия; - подвижные: зафиксированная в договоре цена меняется в момент поставки, если изменилась рыночная цена товара, установленная по оговоренному в контракте источнику;- скользящие: в договоре устанавливается исходная цена и оговаривается порядок (формула) внесения поправок в случае изменения стоимости ценообразующих факторов. Скользящие цены применяются к товарам, требующим длительного срока изготовления; - с последующей фиксацией: в договоре определяются условия фиксации и принцип определения уровня цены: периодичность фиксации, база фиксации, сроки согласования и осуществления фиксации.
- 1.Предмет теории принципы экономики. Эволюция взглядов на предмет
- 2. Экономические категории и законы
- 4. Социально-экономические системы, критерии их классификации
- 5. Экономическое содержание собственности: объекты и субъекты собственности
- 6. Экономическая теория прав собственности.
- 7.Альтернативные теории стоимости.
- 8.Стоимость как экономическая категория. Формула стоимости товара
- 9. Производство и воспроизводство. Простое и расширенное произ-во
- 10. Производство и его факторы. Подходы к анализу факторов произ-ва
- 11,Эффективность использования факторов произ-ва. Закон убывающей производителельности.
- 12. Денежная система и ее эволюция
- 13, Структура и виды рынков. Функции рынка
- 14.Цена и ее функции. Виды цен
- 15. Закон спроса и предложения. Равновесная цена
- 16.Эластичночность спроса и предложения: понятие и виды
- 17. Концуренция. Сущность,виды и формы
- 18. Монополистическая конкуренция
- 19. Теории капитала. Сущность капитала
- 20,Кругоооборот и оборот капитала. Функуиональные формы капитала
- 21, Накопление капитала: сущность, цель, источники
- 22.Предпринимательство и бизнес: характерные черты, источники финансирования
- 23. Особенности предпринимательской деятельности в Республике Казахстан.
- 24. Аграрное производство: особенности организации в условиях рынка.
- 25. Рентные отношения.Виды ренты
- 26. Сущность издержек. Виды издержек и их классификация.
- 27.Теории макроэкономического равновесия.
- 29.Теория экономических циклов. Виды циклов. Причины циклического характера развития экономики.
- 31.Экономический смысл кривой производственных возможностей.
- 32. Сущность денег, функции денег.
- 33.Инфраструктура рынка: сущность, основные элементы.
- 34.Рыночная система и ее элементы.
- 35. Теория прибыли. Функциональные формы прибыли, факторы их максимизации.
- 36.Заработная плата: экономическая природа. Различные концепции заработной платы
- 37.Основной и оборотный капитал: структура, особенности
- 38.Конкуренция и ее экономическая роль.
- 39.Кредит: содержание, функции и формы. Принципы кредитования.
- 40.Предпринимательство как вид деятельности. Классические признаки предпринимателя.
- 42.Франчайзинг и венчурное предпринимательство: характеристика, роль в современной экономике.
- 43.Характерные черты социально – ориентированной рыночной экономики.
- 44.Экономический рост. Типы и факторы экономического роста.
- 45.Накопление капитала: сущность, основные направления использования.
- Товарное производство: характерные черты, условия возникновения.
- Ограниченность ресурсов. Границы производственных возможностей.
- Товар и его свойства.
- Промышленной цикл и его фазы.
- Безработица и её виды. Экономические и социальные издержки безработицы. Виды безработицы
- Агропромышленный комплекс: структура, принципы организации.
- Инфляция: сущность, причины возникновения, виды.
- Социально-экономические последствия инфляции.
- 61. Раскройте понятие «свобода» в условиях рыночной экономики.
- 62.Основное экономическое противоречие – характер влияния на экономику.
- 63.Редкость ресурсов – проблемы использования в современной экономике.
- 64.Справедливое распределение благ в условиях рыночной экономики: сущность, способы реализации.
- 65.Процесс глобализации – особенности влияния на развитие национальной экономики.
- 66.Свободная или совершенная конкуренция. Её достоинства и недостатки.
- 67. Методы анализа экономических явлений.
- 72.Национальное богатство: понятие, структура Национальное богатство.
- Защита конкуренции
- Сглаживание макроэкономических колебаний
- Пресечение асимметричной информации
- 78. Импорт капитала: основные причины и направления эффективного использования
- 80 . Первоначальное накопление капитала: источники и цель формирования
- Капитал, формирование первоначального капитала.
- 81. Социально – ориентированный рынок: понятие, особенности реализации
- 82. Кривая Лаффера – особенности влияния налоговой политики на рост производства и доходов
- 83. Понятия: благо, экономическое благо, продукт, товар, услуга.
- 88. Доходы населения: виды и источники формирования
- 89. Поведение фирмы в условиях несовершенной конкуренции