logo
Методическая Ю_Н_ по диплому

3.3. Расчётно-технологическая часть

В расчётно-технологической части проводятся расчёты, основанные на «Положении о техническом обслуживании и ремонте подвижного состава на автомобильном транспорте» и Общесоюзных нормах технологического про­ектирования предприятий автомобильного транспорта ОНТП-01-91, Росавторанс, 1991.

Исходные данные. Структура исходных данных включает три основ­ные группы:

• нормы технологического проектирования предприятий автотран­спорта по действующим «Нормам технологического проектирования...», СПиПам, [3,4,6-8].

Приведённые в источниках нормативы даны для эталонных условий. Их необходимо скорректировать применительно к условиям конкретного предприятия.

Технологические расчёты должны основываться на обоснованном выбо­ре наиболее прогрессивных форм организации производственных процессов.

Производственная программа - расчёт программы по техническому об­служиванию, исходя из стратегии технической эксплуатации автомобилей, может выполняться либо за год, либо на принятый в стратегии предприятия пробег автомобилей. Расчёт количества технических воздействий ведётся по автомобилям одной технологически совместимой группы на год, а затем рас­считывается суточная программа. Применяются следующие методики рас­чёта: по цикловому методу, методика ускоренного расчёта, методика уточ­нённого расчёта [3-8]. Расчёт производственной программы по техническо­му обслуживанию на год необходим для определения годовой трудоёмкости каждого обслуживания и необходимого штата работников.

Расчёт трудоёмкости - трудоёмкость работ, выполняемых в зонах ЕО, ТО-1, ТО-2, может приниматься равной расчётной трудоёмкости соответ­ствующего вида обслуживания по парку за год [3-5, 7, 8]. Трудоёмкость ра­бот, относящихся к зоне ТР, например, работ выполняемых только на по­стах, следует рассчитывать, исходя из суммы процентов, приходящихся на контрольно-регулировочные, разборочно-сборочные и смазочные работы от годовой трудоёмкости ТР. При проведении диагностики технического со­стояния автомобилей следует определить трудоёмкость следующими соот­ношениями: диагностики Д1 в размере 10 процентов от трудоёмкости ТО-1, а диагностики Д2 - 20 процентов от трудоёмкости ТО-2. Для малых пред­приятий трудоемкость технических воздействий рассчитывается по кон­кретным видам работ [6].

Состав работающего персонала - численность ремонтно-обслуживающего персонала - зависит от планируемой годовой трудоёмкости ТО и ТР подвижного состава и режима работы предприятия. При этом штатное число рабочих определяется отношением трудоёмкости к годовому фонду времени штатного рабочего, а явочное, или технологически необходимое число рабочих, отношением той же трудоёмкости к годовому фонду рабо­чего места. Необходимо распределить ремонтных рабочих по профессиям квалификации, указав при этом средний разряд работ на объекте проекти­рования. [3, 4, 7, 8] Распределение рабочих зоны ТР по сменам может быть самым различным, но, как правило, особого* уточнения в расчётах и на прак­тике требует укомплектования рабочими второй и третьей смен [6].

Предлагаемый режим работы объекта проектирования (участка, зоны обслуживания) связан с режимом работы автомобилей на линии. Работа без; выходных дней зоны ТР поднимает значение коэффициента технической готовности парка, но усложняет организацию труда из-за необходимости вводить скользящий график выходных дней для рабочих. Поэтому в боль­шинстве случаев зона ТР, как и зоны ТО-1 и ТО-2, работают лишь в дни экс­плуатации автомобилей на линии. Основные решения по сменности работы зон принимаются при расчёте коэффициента готовности, например, для ЕО и ТО-1 применяется межсменное время, а для ТО-2 и ТР устанавливаются коэффициенты, отражающие сменность работы этих зон[6,7].

Расчёт постов (зоны, участка) - для получения минимального числа постов следует при назначении среднего числа рабочих на посту, стремиться к его увеличению, но до разумных пределов [4, 6-8]. Ориентировочные дан­ные для назначения среднего числа рабочих на постах различных зон при­ведены в таблицах. Число постов в зонах ЕО, ТО-1 на поточной линии на­ходится путём деления такта поста на ритм зоны.

Подбор технологического оборудования и оснастки - осуществляет­ся с учётом принимаемой технологии, числа постов или линий и типов под­вижного состава. Подбор технологического оборудования осуществляете с я с учётом рекомендаций «Типовых проектов организации труда на производственных участках автотранспортных предприятий», «Руководства но диагностике технического состояния подвижного состава». Количество; оборудования, используемого для выполнения постовых работ (подъёмники различных типов и назначения, стенды и т.п.), определяется исходя из расчётного количества постов и их специализации. Количество инвентаря и оснастки (верстаки и пр.) индивидуального использования определяется по числу работников данной специализации [3-8].

Выбор оборудования должен проводиться с помощью информации о про­изводстве нового прогрессивного оборудования и его технико-экономических показателей, содержащейся в каталогах и на сайтах Интернет.

Образцы оформления ведомостей на подбор технологического обору­дования, организационной и технологической оснастки представлены в при­ложениях 12 и 13.

Расчёт производственной площади производится путём умножения суммарной площади горизонтальной проекции оборудования на коэффици­ент плотности его расстановки (коэффициент проходов). Значения коэффи­циентов для производственных зон даются в таблицах [3, 4, 6-8]. При на­стольном или настенном размещении оборудования в суммарную площадь должны входить площади столов или верстаков, на которых (или под кото­рыми) устанавливается оборудование, а не площади самого оборудования. В некоторых цехах, например, сварочных и малярных, оборудуются специ­ализированные автомобильные места, в этих случаях площадь автомобиля суммируется с площадью оборудования.

Расчёт потребления электроэнергии и вентиляции. Потребность в электроэнергии рассчитывается как для силовых токоприёмников, так и для освещения проектируемого объекта. Расчёт вентиляции и потребности в других видах ресурсов необходим для определения себестоимости одного км пробега или одного обслуживания. При этом используется метод укруп­нённого расчёта [9].

Объём раздела – 6-8 листов.