15. Факторы размещения производительных сил.
В зависимости от различных элементов, воздействующих на развитие региона, можно выделить следующие группы факторов: природно-географические, экономические, технико-технологические, социодемографические, политико-правовые. В рамках перечисленных групп в соответствии со сферой действия все факторы делятся на внешние, возникающие в хозяйственной системе региона, и внутренние, возникающие на уровне субъектов этой системы.
Группа природно-географических факторов включает в себя подгруппы природно-климатических, ресурсных, географических и экологических факторов, которые оказывают прямое или косвенное воздействие на региональную систему. Как правило, влияние этих факторов относят к внешним факторам. Природно-климатические условия и ресурсный потенциал определяют структуру промышленного производства, сельского хозяйства, стоимость строительных работ и т д.. и, соответственно, определяется специфика отраслей непроизводственной сферы. Экологические факторы оказывают воздействие на строительство очистных сооружений, и, соответственно, на производственную инфраструктуру, в которой они нуждаются.
Блок технико-технологических факторов отражает состояние технико-технологической базы предприятий региона.
Экономические факторы, влияющие на рыночную инфраструктуру, представляют наиболее значительный блок: многообразие форм собственности, рыночная конъюнктура, инвестиционная политика, демонополизация экономики, потребительский рынок, налоговая политика, государственная поддержка, финансовая политика государства, границы рынка сбыта и т. д.
Социо-демофафические факторы относятся к разряду субъективных, так как зависят непосредственно от человека, его менталитета, квалификации, образования, возраста. Сегодня считается, что именно молодые бизнесмены являются движущей силой экономических, социальных и политических перемен в российском обществе.
Политико-правовые факторы проявляются в следующих формах:
- законодательная база в области региональных процессов, в рамках территориально-организационного размещения производительных сил, точность исполнения законов;
- изменение экономических функций государства;
- стабильность политической системы;
дифференциация экономических функций между федеральным и региональными уровнями законодательной и исполнительной власти.
16.Методы определения отраслей специализации региона.
Методы оценки уровня концентрации и специализации:
1.Метод определения коэффициентов (оценка специализации).
2. Метод определения абсолютных величин (оценка концентрации).
3. Метод определения относительных показателей (оценка концентрации).
4. Метод определения индексов (оценка концентрации).
5. Метод ранжирования показателей (оценка специализации).
6. Кластерный анализ (оценка специализации).
7. Портфельные матрицы (оценка специализации).
4 Индексный метод оценки концентрации отрасли в большинстве случаев применяется для выработки мер антимонопольного регулирования.
5. Метод, основанный на расчете средней величины показателя, и выделение на этой основе регионов или отраслей, предприятий, в которых наблюдаемый показатель выше среднего или ниже среднего. В качестве исходных показателей могут использоваться показатели, изложенные в 2-3 пунктах
6.Кластерный анализ - это разбиение выборки на группы (кластеры), состоящие из точек-данных. Кластеры должны быть компактными, т.е. расстояние между разными кластерами должно быть больше, чем среднее расстояние между точками внутри одного и того же кластера. 7. В ряде случаев применяется построение портфельных матриц, таких как матрица БКГ, матрица МакКинси, модель Шелл, матрица Артур де Литтл для ранжирования отраслей и предприятий по стране и региону.
Таким образом, получаем, что вышеперечисленные методы позволяют определить специализацию региона и концентрацию предприятий и отраслей. Выбор метода должен зависеть от целей анализа.
17.Региональные рынки и их структура.
По своей экономической сущности региональный рынок – это совокупность высоколокализованных социально-экономических процессов и отношений в сфере обмена (обращения), формируемых под влиянием особенностей спроса и предложения каждого территориально-административного образования и с учетом адекватных методов конъюнктуры рынка и процессов принятия коммерческих решений.
Региональные рынки могут существовать как при лимитно - распределительной системе, так и при рыночной экономике. В первом случае рынки развиваются и функционируют в соответствии с логикой административно- директивного управления. Так, объем товарооборота и соответствующее товарное обеспечение для каждого территориально-административного образования устанавливается директивными планами.\С переходом к рыночным экономическим отношениям меняются роль и значение рынка в региональном воспроизводственном процессе. Пропорции регионального воспроизводственного процесса формируются через воздействие рыночных инструментов регулирования: цены, налоги, процент за кредит и др.
Региональные рынки неоднородны. Так, по территориальной организации сферы обращения можно выделить поселенческие рынки в населенных пунктах сельской местности, городские, областные, республиканские, межобластные, межреспубликанские и межрегиональные.
Для каждого вида рынков присущи соответствующие инфраструктура с особенностями размещения, развития и функционирования, емкость рынка, каналы и схемы товарообразования.
Потребность в товарах и услугах находится в прямой зависимости от платежеспособного спроса и развития непроизводственной сферы в регионе. Платежеспособный спрос населения характеризуется суммой денежных ресурсов, которую оно может направить на приобретение товаров и потребление платных услуг. Структура платежеспособного спроса в разных районах страны и для различных социально-экономических групп населения определяется характером развития производительных сил в данном экономическом районе. Характерной чертой развития регионального рынка товаров и услуг является непрерывное расширение его емкости и качественных параметров. Емкость рынка – это возможный объем реализации товаров на внутреннем рынке, определяемый размерами платежеспособного спроса потребителей при данном уровне цен.
Кроме населения потребителями товаров и услуг на рынке выступают организации и учреждения непроизводственной сферы и предприятия региона. Региональные рынки можно объединить в систему, которая представляет собой совокупность рыночных образований различного типа, цель которых – обеспечение эффективного развития и функционирования регионального воспроизводственного процесса, воспроизводства орудий, предметов труда и рабочей силы. В систему региональных рынков входят:
- потребительский рынок (рынок благ);
- рынок земли и недвижимости;
- рынок труда;
- рынок капиталов (кредитный рынок и рынок ценных бумаг);
- рынок информации;
- рынок природных ресурсов;
- рынок культурных ценностей;
- рынок образовательных услуг и др.
Все рынки взаимосвязаны друг с другом, они обслуживаются соответствующими составляющими рыночной инфраструктуры.
18.Принципы районирования.
Основные принципы районирования
1. Экономический принцип, рассматривающий район как специализированную часть единого народнохозяйственного комплекса страны с определенным составом вспомогательных и обслуживающих производств.
Согласно этому принципу, специализацию района должны определять такие отрасли, в которых затраты труда, средств на производство продукции и ее доставку потребителю по сравнению с другими районами будут наименьшими.
2. Национальный принцип, учитывающий национальный состав населения района, его исторически сложившиеся особенности труда и быта.
3. Административный принцип, определяющий единство экономического районирования и территориального политико-административного устройства страны. Этот принцип создает условия для эффективного самостоятельного развития районов и укрепления их роли в территориальном разделении труда России.
Эти принципы являются основополагающими для современной теории и практики экономического районирования России. В современных условиях выделение крупных экономических районов диктуется развитием научно-технического прогресса.
Современное экономическое районирование России включает три основных звена:
крупные экономические районы;
районы среднего звена – края, области, республики;
низовые районы – административно-хозяйственные районы, городские и сельские районы.
Крупные экономические районы – это четко специализированные и относительно завершенные территориальные хозяйственные комплексы, играющие важную роль в общероссийском разделении труда. Располагая значительной территорией, большой численностью населения, разнообразным природно-ресурсным потенциалом, крупные экономические районы имеют четко выраженную специализацию (до 5—7 отраслей). Чем больше территория крупного экономического района, тем шире его производственный профиль, сложнее хозяйственный комплекс.
Среднее звено районирования используется для руководства некоторыми отраслями хозяйства в пределах области, края, республики. Велика его роль в руководстве сельским хозяйством и сферой услуг.
Низовые экономические районы представляют собой первичные звенья в таксономии экономического районирования. На их основе образуются начальные специализированные территориальные производственные комплексы. Низовые районы играют важную роль в разработке и выполнении перспективных и годовых программ развития районного хозяйства и социально-культурного строительства, в размещении и специализации предприятий по производству и переработке сельскохозяйственной продукции, местной промышленности, бытового обслуживания, торговли и общественного питания.
- 1. Понятие и сущность региональной экономики.
- 2. Предмет и задачи региональной экономики.
- 3. Объект и методы региональной экономики.
- 4. Методы исследования региональной экономики.
- 5. Региональная политика России.
- 6.Содержание понятия «регион» и его функции.
- 9. Экономические районы рф.
- 10. Субъекты рф.
- 11. Федеральные округа рф.
- 12. Административно-территориальное устройство рф.
- 13. Закономерности размещения производительных сил.
- 14. Принципы размещения производительных сил.
- 15. Факторы размещения производительных сил.
- 19. Цель и задачи анализа социально-экономического развития региона.
- 20.Комплексность хозяйства региона.
- 21. Структура анализа социально-экономического развития региона
- 22. Сущность и формы межрегиональных экономических связей
- 23. Система органов управления субъектами рф
- 24. Асимметрия в развитии регионов
- 25. Региональный инвестиционный климат
- 31. Природно-ресурсный потенциал региона
- 32. Трудовой потенциал региона
- 36. Городское и сельское население. Урбанизация
- 37. Апк Оренбургской области
- 38. Анализ развития отраслей промышленности
- 39. План социально-экономического развития Оренбургской области
- 42. Точки экономического роста.
- 45. Методы отраслевого экономического обоснования размещения производства.
- 46. Производительные силы Оренбургской области.
- 47. Финансово-промышленные группы.
- II этап (2016 - 2020 годы) - активная модернизация традиционных отраслей и реализация приоритетных инвестиционных проектов.
- III этап (2021 - 2025 годы) - этап инновационного развития и формирования постиндустриальных секторов экономики.