logo
Bytyk_Ekonom_teor

5.2. Добавленная стоимость

Добавленную стоимость не следует смешивать с прибавочной стоимостью. До­бавленная стоимость — это разность между реализованной продукцией за опре­деленный период и стоимостью закупленных фирмой за тот же период предметов труда и услуг (по ремонту, маркетингу, сервису и др.), предоставленных ей други­ми предприятиями. Иными словами, добавленная стоимость есть разность между продажами фирмы и ее покупками предметов труда и услуг. Данный показатель близок показателю конечной продукции, рассчитанному по реализованной продук­ции. Однако они не совпадают между собой тогда, когда не все закупленные пред­меты труда (сырье, материалы, топливо), израсходованы за отрезок времени, за который рассчитывается добавленная стоимость фирмы (часть приобретенных ею предметов труда может остаться в запасах). В таком случае конечная продукция (рассчитанная по реализованной продукции) будет больше добавленной стоимос­ти, так как первая — это разность между продажами предприятия и реально потраченными предметами труда, а вторая — между его продажами и покупка­ми предметов труда и услуг.

Преимуществом показателя добавленной стоимости является то, что он полностью исключает (не учитывая амортизации) так называемый повторный счет, искажаю­щий вклад данной фирмы в конечный продукт общества. Его лучше всего показать на условном примере, в котором создание какого-либо потребительского блага рас­падается на несколько технологически связанных стадий, осуществляемых разны­ми фирмами. Причем для чистоты примера желательно, чтобы фирма, находящая­ся на первой стадии, в своем производственном процессе почти не применяла по­купных предметов труда и услуг, учетом которых можно было бы пренебречь. К. Макконнелл и С. Брю предложили достаточно удачную (в данном случае) иллюстрацию, которую мы у них позаимствуем и представим в табл. 10.6. В ка­честве примера они взяли производство и реализацию шерстяного костюма, раз­бив процесс на пять стадий. Для простоты все рассматривается в расчете на один костюм.

Таблица 10.6. Добавленная стоимость при пятистадийном производственном процессе

(гипотетические данные)

Стадия производства

Закупленное сырье (продукты)

Реализованная продукция

Добавленная стоимость

Фермер-овцевод

0

60

(60-0)

Суконная фабрика

60

100

(100-60)

Швейная мастерская

100

125

(125-100)

Оптовая фирма

125

175

(175-125)

Розничный торговец

175

250

(250-175)

Всего

460

710

250 (710-460)

На первой стадии фермер-овцевод выпасает и выстригает овец, поставляя су­конной фабрике шерсть по цене 60 дол. (в расчете на один костюм). На второй стадии фабрика изготавливает из нее сукно, продавая его по цене 100 дол. швей­ной мастерской. На третьей стадии мастерская шьет костюм, реализуя его по цене

215

125 дол. оптовой фирме (в партии с другими костюмами). На четвертой стадии оптовая фирма, найдя розничного торговца, сбывает ему костюм по цене 175 дол. На пятой стадии розничный торговец продает костюм его конечному потребителю по цене 250 дол. Таким образом, шерсть после переработки и перепродажи оказа­лась у потребителя в виде костюма.

Если просуммировать все эти продажи, т. е. реализованную продукцию каждой из пяти фирм на единицу продукта, то получим: 60 + 100 + 125 + 175 + 250 = = 710 дол. В данной сумме пять раз будет учтена стоимость шерсти (один раз — при продаже ее фермером, второй — при сбыте сукна, третий — при реализации костюма мастерской, четвертый — при продаже оптовой фирмой, пятый раз — при сбыте розничным торговцем), четыре раза стоимость сукна (один раз — при реали­зации фабрикой, второй — при продаже мастерской, третий — при сбыте оптовой фирмой, четвертый раз — при реализации розничным торговцем), три раза стои­мость костюма (один раз — при сбыте изготовителем, второй — при реализации оптовой фирмой, третий раз — при продаже розничным торговцем), два раза опто­вая надбавка (один раз — при сбыте оптовой фирмой, второй — при реализации розничным торговцем) и один раз только розничная надбавка (при продаже костю­ма конечному потребителю).

Следовательно, наблюдается многократный повторный счет одних и тех же стоимостей, что вызывает раздувание показателей объемов хозяйственной деятель­ности (причем в данном примере, кроме шерсти и сукна, не рассматриваются затраты других покупных предметов труда и услуг).

Чтобы избежать такого распухания масштабов, обусловленного повторным счетом, нужно суммировать не реализованную продукцию, а добавленные стоимости фирм, т. е. разности между их продажами и покупками. А именно: добавленную стои­мость фермера-овцевода (60 - 0), суконной фабрики (100 - 60), швейной мастер­ской (125 - 100), оптовой фирмы (175 - 125), розничного торговца (250 - 175).

В результате получим: 60 + 40 + 25 + 50 + 75 = 250 дол.

Сумма добавленных стоимостей всех фирм оказалась равной (в этом примере) той цене, по которой розничный торговец продал костюм конечному потребителю. Таким образом, добавленная стоимость наиболее точно отражает стоимостный вклад каждой фирмы в конечный продукт общества. В этом смысле добавленная стои­мость важна не только как показатель индивидуального воспроизводства, но и для характеристики общественного воспроизводства при определении национальных счетов.

216