logo
Bartenev_history / 0020

53. Поясните смысл концепции «спонтанного»порядкам ф. Хайека.

Фридрих Хайек (1899–1992) – сторонник максимума экономи­ческой свободы, выступает за всемерное ограничение власти государ­ства, свертывание его экономических функций. «Спонтанный поря­док», проповедуемый Хайеком, не есть результат сознательной дея­тельности. Он считает, что деньги, финансовые институты, нормативы и правила экономического поведения создаются не в результате обду­манных решений, а спонтанно.

Порядок в области социальных, экономических отношений выра­батывается стихийно и приводит к принятию таких правил поведе­ния, которые закрепляются независимо от чьего-либо сознательного вмешательства.

По утверждению Хайека, цель экономики «суть результат ее соб­ственного развития». Многие экономисты не соглашаются с подоб­ным утверждением. Цели экономического развития ставятся людьми; оптимально, если они определяются не узкокорыстными интересами властных группировок, а интересами всего общества, отражают инте­ресы различных социальных групп.

Хайек считает, что государству следует отказаться и от контроля над денежной политикой. Одна-единственная национальная валюта не нужна. Наилучший результат способна дать конкуренция частных валют, выпускаемых банками, свободная конкуренция частных банков.

Важнейшая функция свободного рынка – распространение ин­формации. Информация поступает через систему рыночных цен; цены – показатели значимости товаров. Контроль же над ценами ис­кажает информацию. Обладание информацией дает преимущество участникам хозяйственного процесса, их подталкивает к этому конку­ренция.

Ф. Хайек представляет правое крыло неолиберализма. Он считает, что существует два противоположных принципа формирования соци­ально-экономического порядка. В отличие от спонтанного, основанно­го на самоупорядочении, существует и иной, исходящий из возмож­ности по усмотрению человека сознательно строить основополагаю­щие отношения и структуры. Подобный подход и соответствующий тип «конструктивистского рационализма» (терминология Хайека) не что иное, как «пагубная самонадеянность». Спланировать социально-экономический порядок по определенным целевым критериям невоз­можно.

Проповедник философии экономической свободы придерживает­ся концепции, согласно которой цели социализма «практически и логически недостижимы». Оппоненты Хайека отмечают, что его критика социалистической системы хозяйства носит отвлеченный характер, слишком академична.