2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
Выдающимся ученым, разделившим судьбу Чаянова был Николай Дмитриевич Кондратьев(1892-1938). Наибольшую известность ему принесла теория больших циклов конъюнктуры. Подробное изложение теории содержалось в статье, переведенной в 1926 г. на немецкий, а в 1935 г. на английский язык. Концепцию больших циклов Кондратьева можно рассматривать, во-первых, как эмпирическое доказательство существования «большой модели циклов», во-вторых, как эмпирически установленные некоторые закономерности, сопровождающие длительные колебания конъюнктуры, и, наконец, как попытку их теоретического объяснения, или собственно теорию больших циклов.
Н.Д. Кондратьев провел обработку временных рядов следующих экономических показателей: товарные цены, процент на капитал, заработная плата, оборот внешней торговли, добыча и потребление угля, производство чугуна и свинца для четырех стран - Англии, Германии, США и Франции. Период статистических наблюдений составил примерно 140 лет (с конца XVIII до начала XX века), а по отдельным показателям несколько меньше. В результате обработки данных им была выявлена тенденция, показывающая существование больших периодических циклов, волн продолжительностью от 48 до 55 лет:
Первый цикл | Подъем | 1780г | 1810-1817 гг. |
| Спад | 1810-1817 гг. | 1844 -1851 гг. |
Второй цикл | Подъем | 1844 –1851 гг. | 1870-1875 гг. |
| Спад | 1870-1875 гг. | 1890-1896 гг. |
Третий цикл | Подъем | 1890-1896 гг. | 1914-1920 гг. |
| Спад | 1914-1920 гг. | ? |
Циклы по Кондратьеву выражаются в изменении либо уровней показателей, либо темпов их динамики и носят международный характер. Опираясь на концепцию частичного равновесия А. Маршалла, ученый рассматривал обнаруженные им большие циклы как нарушение и последующее восстановление длительного экономического равновесия.
Н.Д. Кондратьев установил ряд эмпирических закономерностей, сопровождавших большие циклы. Так, например, повышательная волна начинается тогда, когда накапливается достаточное количество капитала, идущего на инвестиции в радикальное обновление техники и создание новых технологий. Повышение темпа экономического развития, осложняемое средними циклами, вызывает обострение борьбы за рынки сбыта, вызывает рост социальных противоречий, помимо того, сопровождается «созреванием» технологий. В какой-то момент темп накопления капитала уменьшается и сокращается количество свободного капитала, что ведет к перелому в динамике развития. В период понижательной волны происходят аккумуляция свободного капитала и рост усилий по совершенствованию техники, что создает предпосылки для нового подъема.
В мировой экономической науке интерес к проблеме циклов и закономерностей циклического развития обострился после Великой депрессии (экономического кризиса 1929-1933 гг.) Гипотеза Кондратьева нашла много сторонников и последователей. Она прочно вошла в число крупнейших достижений экономической науки. С тех пор длительные циклы называют «циклами Кондратьева» наряду с трехлетними циклами Китчина, десятилетними циклами Жюглара и т.д. На родине Кондратьева его теория не была по достоинству оценена в силу расхождения ее с официальной доктриной общего кризиса капитализма.
Не меньший интерес представляют работы по изучению трендов в рядах экономических показателей влияния различных факторов на изменения цен, проводившиеся Конъюнктурным институтом под руководством Н.Д. Кондратьева. Одним из достижений коллектива стало создание «единого экономического показателя Конъюнктурного института», рассчитанного на основе 35 показателей по всему национальному хозяйству. Показатель служит индикатором для определения прогноза экономической ситуации. В связи с этими изысканиями ученого следует отметить, что Н.Д. Кондратьев был сторонником сочетания двух принципов в подходе к планированию - генетического и телеологического. Генетический принцип планировнаия предполагает, что оно должно отталкиваться от прогноза, то есть, как будет развиваться национальное хозяйство при условии невмешательства государства. Телеологический принцип состоит в том, что главное при планировании заключается в определении целей, в то время как энтузиазм и сознательность трудящихся помогут их достижению, невзирая ни на какие объективные закономерности. При этом концепция разумного сочетания и применения принципов генетики и телеологии так же, как и сочетание рыночных и плановых начал, представлялось Кондратьеву обоснованным для всех секторов народного хозяйства. Наряду с исследованиями в области теории Н.Д. Кондратьев принимал большое участие в составлении первых планов. В 1924-1925 гг. им разработан перспективный план «сельскохозяйственной пятилетки Кондратьева», содержавший не только всесторонний анализ состояния аграрного сектора страны, но и оптимальный вариант государственной политики, не противоречащий сложившимся тенденциям развития этого сектора экономики.
В условиях усиления идеологического давления на инакомыслие внутри страны, свертывания НЭПа в конце 1920-х гг., ученый подвергся резкой критике со стороны партийной части экономистов. В 1928 г. он был уволен с поста директора Конъюнктурного института, затем арестован и осужден по делу не существовавшей в действительности «трудовой крестьянской партии» в 1930 г. В тюрьме Н.Д. Кондратьев продолжает работать над проблемами теоретического и методологического характера. В 1938 г. ученый был расстрелян. Работы Н.Д. Кондратьева до второй половины 1980-х годов не были доступны для большинства отечественных ученых.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель