logo
1_introduction_dlya_EGE

2.1.2. Вторичные потребности

На третьем уровне «Пирамиды Маслоу» расположил социальные (или групповые) потребности – потребность нахождения в обществе, чувство принадлежности к коллективу, необходимость в общении, друзьях, духовной близости, любви, взаимопонимании.

На четвертой «ступеньке» размещены престижные потребности или потребности в уважении. К престижным потребностям А. Маслоу отнес уважение со стороны окружающих, самоуважение, признание, общественное положение, социальный статус.

Подумайте

Задание 1.3. Уважение и самоуважение

Как Вы считаете, почему к престижным потребностям А. Маслоу относит не только уважение со стороны окружающих, но и самоуважение?

Абрахам Маслоу считал, что, только после удовлетворения всех четырех групп потребностей, человек может достичь «вершины» пирамиды — у него появляются потребности в саморазвитии, к которым он относил потребности в познании, эстетические потребности и потребности в самореализации (то есть потребности в самоутверждении, самовыражении, самосовершенствовании через творчество).

В соответствии с теорией А. Маслоу переход к новому уровню потребностей возможен только после удовлетворения потребностей более низкого уровня. При этом потребности в саморазвитии А. Маслоу считал неутолимыми.

Социальные потребности, потребности в уважении и потребности в саморазвитии мы можем назвать вторичными или производными потребностями.

Подумайте

Задание 1.4. Безграничность (неутолимость) вторичных потребностей

Докажите, что вторичные потребности являются безграничными (неутолимыми), или докажите обратное.

Обратите внимание!

Вторичные потребности обладают следующими свойствами:

  1. Вторичные потребности обычно удовлетворяются после удовлетворения первичных.

  2. Удовлетворение вторичных потребностей связано с обеспечением полноценной качественной жизни человека, а не с обеспечением его выживания.

  3. Удовлетворение одной вторичной потребности может быть заменено удовлетворением другой. Такой процесс называется сублимацией (подменой) потребностей. Человек может отказаться от удовлетворения одной вторичной потребности ради удовлетворения другой.

  4. Вторичные потребности являются безграничными (неутолимыми).

Более поздние исследования показали, что для каждого человека существует своя иерархия потребностей. Так, человека можно лишить возможности удовлетворить часть физиологических или социальных потребностей или потребностей в безопасности, заключив его в тюрьму. Намного сложнее лишить человека потребности к уважению (например, самоуважению), и практически невозможно лишить потребностей в саморазвитии.

Доказательство тому – судьба великих художников, музыкантов, писателей, философов, живших и умерших в бедности (таких как Диоген, Рембрандт, Моцарт, Гоген), великих ученых средневековья, терпевших лишения и смерть от инквизиции, но продолжавших заниматься своим любимым делом (как сожженный на костре Джордано Бруно и проведший последние годы жизни под домашним арестом Галилей), декабристов, живших и творивших в тюрьме и ссылке, русских эмигрантов, закончивших свои дни на чужбине.

Подумайте

Задание 1.5. Исключение из теории А. Маслоу

Приведите примеры (не менее пяти) людей, имевших (и удовлетворявших) потребности в саморазвитии, не удовлетворив часть потребностей более низкого уровня. Кратко поясните свой ответ.

Но, несмотря на это, мы можем утверждать, что у каждого человека существуют потребности. Причем в отличие от животных, потребности человека являются безграничными. Как только мы удовлетворим какую-либо существующую потребность, тут же появится новая, актуальная теперь.

Всегда ли мы сможем удовлетворить эту новую потребность? К сожалению, нет. Купив автомобиль, мы, наверняка, захотим автомобиль лучшего качества. Получив самый лучший из существующих сегодня автомобилей — пожелаем автомобиль еще лучше (каких еще не существует в принципе), потом – самолет, затем – космический корабль и т.д. В конце концов, у нас возникнет потребность, которую утолить никак невозможно. И даже, если мы ее утолим, тут же возникнет новая потребность.

Даже золотая рыбка не смогла удовлетворить все потребности старухи, оставив ее в результате у разбитого корыта (рис. 1.2.).

Подумайте

Задание 1.6. Потребности Маугли

1. Вспомните книгу Р.Киплинга или мультфильм «Маугли». Назовите основные потребности, которыми обладали:

а) Маугли.

б) Вожак волчьей стаи Акела.

в) Другие волки из стаи.

г) Тигр Шер-Хан.

д) Удав Коа.

Докажите свое мнение, приведя примеры.

2. Укажите, как изменялись потребности Маугли на протяжении книги?

Зачем мы это изучаем?

Знание о потребностях человека будет необходимо нам уже в этой теме, а также в темах «Полезность» и «Спрос».