2.1.2. Вторичные потребности
На третьем уровне «Пирамиды Маслоу» расположил социальные (или групповые) потребности – потребность нахождения в обществе, чувство принадлежности к коллективу, необходимость в общении, друзьях, духовной близости, любви, взаимопонимании.
На четвертой «ступеньке» размещены престижные потребности или потребности в уважении. К престижным потребностям А. Маслоу отнес уважение со стороны окружающих, самоуважение, признание, общественное положение, социальный статус.
Подумайте | |
| Задание 1.3. Уважение и самоуважение Как Вы считаете, почему к престижным потребностям А. Маслоу относит не только уважение со стороны окружающих, но и самоуважение? |
Абрахам Маслоу считал, что, только после удовлетворения всех четырех групп потребностей, человек может достичь «вершины» пирамиды — у него появляются потребности в саморазвитии, к которым он относил потребности в познании, эстетические потребности и потребности в самореализации (то есть потребности в самоутверждении, самовыражении, самосовершенствовании через творчество).
В соответствии с теорией А. Маслоу переход к новому уровню потребностей возможен только после удовлетворения потребностей более низкого уровня. При этом потребности в саморазвитии А. Маслоу считал неутолимыми.
Социальные потребности, потребности в уважении и потребности в саморазвитии мы можем назвать вторичными или производными потребностями.
Подумайте | |
| Задание 1.4. Безграничность (неутолимость) вторичных потребностей Докажите, что вторичные потребности являются безграничными (неутолимыми), или докажите обратное. |
Обратите внимание! | |
| Вторичные потребности обладают следующими свойствами:
|
Более поздние исследования показали, что для каждого человека существует своя иерархия потребностей. Так, человека можно лишить возможности удовлетворить часть физиологических или социальных потребностей или потребностей в безопасности, заключив его в тюрьму. Намного сложнее лишить человека потребности к уважению (например, самоуважению), и практически невозможно лишить потребностей в саморазвитии.
Доказательство тому – судьба великих художников, музыкантов, писателей, философов, живших и умерших в бедности (таких как Диоген, Рембрандт, Моцарт, Гоген), великих ученых средневековья, терпевших лишения и смерть от инквизиции, но продолжавших заниматься своим любимым делом (как сожженный на костре Джордано Бруно и проведший последние годы жизни под домашним арестом Галилей), декабристов, живших и творивших в тюрьме и ссылке, русских эмигрантов, закончивших свои дни на чужбине.
Подумайте | |
| Задание 1.5. Исключение из теории А. Маслоу Приведите примеры (не менее пяти) людей, имевших (и удовлетворявших) потребности в саморазвитии, не удовлетворив часть потребностей более низкого уровня. Кратко поясните свой ответ. |
Но, несмотря на это, мы можем утверждать, что у каждого человека существуют потребности. Причем в отличие от животных, потребности человека являются безграничными. Как только мы удовлетворим какую-либо существующую потребность, тут же появится новая, актуальная теперь.
Всегда ли мы сможем удовлетворить эту новую потребность? К сожалению, нет. Купив автомобиль, мы, наверняка, захотим автомобиль лучшего качества. Получив самый лучший из существующих сегодня автомобилей — пожелаем автомобиль еще лучше (каких еще не существует в принципе), потом – самолет, затем – космический корабль и т.д. В конце концов, у нас возникнет потребность, которую утолить никак невозможно. И даже, если мы ее утолим, тут же возникнет новая потребность. Даже золотая рыбка не смогла удовлетворить все потребности старухи, оставив ее в результате у разбитого корыта (рис. 1.2.). |
|
Подумайте | ||
| Задание 1.6. Потребности Маугли 1. Вспомните книгу Р.Киплинга или мультфильм «Маугли». Назовите основные потребности, которыми обладали: | |
а) Маугли. б) Вожак волчьей стаи Акела. в) Другие волки из стаи. г) Тигр Шер-Хан. д) Удав Коа. Докажите свое мнение, приведя примеры. |
| |
2. Укажите, как изменялись потребности Маугли на протяжении книги? |
Зачем мы это изучаем? | |
| Знание о потребностях человека будет необходимо нам уже в этой теме, а также в темах «Полезность» и «Спрос». |
- Тема I Введение. Понятие экономики. Предмет и метод экономической науки
- 1. Экономика – это где? 2
- 2. Экономика – это что? 3
- 3. Экономика – это кто? 25
- 4. Экономика – это как? 27
- 1. Экономика – это где?
- 1.1. Что изучает экономическая наука?
- 1.2. Экономика: хозяйство и наука
- 2. Экономика – это что?
- 2.1. Потребности. Классификации потребностей
- 2.1.1. Первичные потребности
- 2.1.2. Вторичные потребности
- 2.2. Блага. Классификация благ
- 2.2.1. Свободные и экономические блага
- 2.2.2. Товары и услуги
- 2.2.3. Нормальные и инфериорные блага
- 2.2.4. Заменяющие и дополняющие блага
- 2.2.5. Частные и общественные блага
- 2.2.6. Потребительские и инвестиционные блага
- 2.3. Производство
- 2.4. Экономические ресурсы (факторы производства)
- 2.4.1. Земля
- 2.4.2. Капитал
- 2.4.3. Труд
- 2.4.4. Предпринимательская способность (предприимчивость)
- 2.4.5. Информация
- 2.4.6. Плата за использование экономических ресурсов
- 2.5. Безграничность потребностей и ограниченность ресурсов
- 2.6. Экономический кругооборот
- 3. Экономика – это кто?
- 3.1. Экономические агенты
- 3.2. Домашние хозяйства
- 3.3. Фирмы
- 3.4. Государство
- 3.5. Иностранный сектор
- 3.6. Принцип рационального поведения
- 4. Экономика – это как?
- 4.1. Определения экономической науки
- 4.2. Микроэкономика и макроэкономика
- 4.3. Экономический анализ. Позитивный и нормативный анализ
- 4.4. Экономические модели
- 4.6. Экономическая теория и прикладные дисциплины
- 4.7. Экономическая теория и экономическая политика
- Первичные потребности
- Вторичные потребности