Тема 2. Теория потребительского поведения
1.Принципы рационального поведения потребителей.
2.Полезность. Общая и предельная полезность. Закон убывающей предельной полезности.
3.Кривая безразличия и бюджетная линия.
1.Рыночный спрос формируется на основе принятия решений множеством отдельных потребителей, что имеет большое значение для развития производства товаров.
Каждый потребитель, опираясь на свой доход, стремится приобрести различные товары в таких количествах и пропорциях, которые принесли бы ему максимальное удовлетворение от их использования. Такое поведение потребителя на рынке называется рациональным.
Потребительское поведение – процесс формирования спроса потребителей на товары и услуги, что определяет развитие их производства и предложения на рынке.
Теория потребления исходит из того, что в поведении потребителя отмечаются типичные общие черты:
- спрос потребителя зависит от уровня доходов;
- каждый потребитель стремится получить максимальную полезность;
- средний потребитель имеет систему предпочтений;
- на спрос потребителя влияет наличие или отсутствие «сопряженных» товаров.
Следовательно, можно сформировать основные принципы рационального поведения потребителей на рынке:
1.Ограниченность дохода.
2.Рациональность.
3.Системность предпочтений.
4.Суверенность.
Предпочтение потребителей товаров очень трудно учитывать по причинам так называемых Эффектов потребительских взаимовлияний. Рассмотрим его виды:
«Эффект сноба» - покупки делаются, чтобы подчеркнуть свое социальное положение.
«Эффект Веблена» - покупки делаются подчеркнуть и демонстративно.
«Эффект предположительного качества» - товары одинакового качества продаются в разных магазинах по разным ценам.
«Эффект присоединения к большинству» - стремление быть «не хуже других».
«Нерациональный спрос» - покупки делаются только потому, что кто – то это купил.
«Спекулятивный спрос» - возникает в условиях дефицита товаров.
Успех или провал производителя зависит от суммарного поведения в секунду потребителей. Такое явление называется суверенитет потребителя. Он состоит в способности потребителя воздействовать на производителя. Необходимым условием суверенитета потребителя является свобода потребительского выбора.
2.При анализе потребительского поведения используется два подхода:
- кардиналистский (количественный)
- ординалистский (порядковый)
Кординалистский основывается на основе теории предельной полезности (А.Маршалл). Ординалисткий (В.Паретто и И.Фиглер) используют теорию кривых безразличия и бюджетную линию.
Полезность(Ютиль) – это субъективное удовлетворения, получаемое потребителем от потребления набора товаров или услуг.
Общая полезность (TV) – это совокупная полезность от потребления всех наличных единиц блага, она увеличивается с увеличением единиц потребления блага.
Предельная полезность (MV) – это дополнительная полезность, которую извлекает потребитель из каждой дополнительной единицы блага. Она выступает как прирост общей полезности блага на одну единицу.
Теория предельной полезности опирается на следующие основные положения:
1.Полезность, которую приносит каждая последующая единица данного товара, меньше полезности предыдущей единицы товара.
2.Потребитель стремится получить максимальное удовлетворение, или полезность, используя свой ограниченный доход.
Правило потребительского поведения состоит в том, что предельная полезность, получаемая в расчете на рубль, была бы равной полезности, получаемой на рубль, потраченный на другой товар.
Закон равных предельных полезностей:
По мере насыщения потребителя в приобретении какого – либо товара субъективная полезность этого товара сокращается. Это значит, что действует закон убывающей предельной полезности (закон Госсена), он состоит в следующем: по мере потребления все новых единиц одного и того же товара общая полезность получаемая индивидом возрастает все более медленными темпами вследствие того, что предельная полезность имеет тенденцию к сокращению.
Функция полезности – обратно пропорциональность между полезностью и количеством потребляемого блага.
3.Более глубокое объяснение поведения потребителя дается при помощи метода бюджетных линий и кривой безразличия.
Ограниченность денежных доходов потребителя в пределах, в которых могут быть осуществлены расходы на потребления называется бюджетными ограничениями. Это условия, в рамки которых попадает потребитель. Они показывают все комбинации товаров, которые могут быть приобретены при данных доходах и данных ценах.
Для графического отображения бюджетных ограничений используются бюджетные линии (линии цен)
Точка С – точка недоиспользованного дохода; точка Д – точка заимствования дохода; М – бюджетная линия, показывает различные комбинации товара А и В, которые могут быть приобретены при фиксированной величине дохода.
Уравнение бюджетной линии
РА*А+РВ*В=М , где РА – цена товара А, А – количество товара А, РВ – цена товара В, В – количество товара В.
Наклон бюджетной линии зависит от отношения цены товара В к цене товара А.
Факторы, влияющие на бюджетную линию:
1 – Доходы потребителей: увеличение дохода приводит к перемещению бюджетной линии вправо (М1), уменьшение дохода перемещает ее влево.
2 – Изменение уровня цен: снижение цен обоих продуктов перемещает график вправо (М1), рост цен на оба продукта перемещает график влево (М2).
Теперь рассмотрим кривые безразличия. Проблема оптимального выбора набора товаров привела к возникновению техники кривых безразличия. Они служат для анализа потребительских предпочтений.
Кривая безразличия – это кривая, показывающая различные комбинации двух товаров, имеющих одинаковую полезность, т.е.потребителю безразлично какой набор товаров выбрать.
Пример построения кривой безразличия:
Выбор вариантов | Сок | Пирожки |
А | 4 | 7 |
В | 5 | 5 |
С | 6 | 4 |
Д | 8 | 3 |
|
|
|
|
|
|
Все варианты А, В, С, Д имеют одинаковую полезность для потребителя. На основании таблицы построим кривую безразличия.
Любая точка на данной кривой U1 отражает разное количество двух товаров, но в то же время варианты А,В,С,Д имеют одинаковую суммарную полезность. Но могут существовать такие наборы кривых безразличии, которые отличаются по уровню полезности.
Норма безразличия – это набор кривых безразличия для определенного потребителя, т.е. шкала предпочтений потребителя (U1, U2, U3). Чем выше кривая безразличия от начала координат, тем выше уровень полезности набора товаров.
Свойства кривых безразличия:
Кривые безразличия имеют отрицательный наклон.
Две кривые безразличия не могут пересекаться.
Кривая безразличия может быть проведена через каждую точку в пространстве товаров.
Наклон кривой безразличия уменьшается при движении вправо, они вогнуты по отношению к началу координат.
Для того, чтобы определить условия оптимального выбора потребителя необходимо провести совместный анализ предпочтений и возможностей потребителя. Для этого совместим на одном графике кривые безразличия (U1, U2, U3) и бюджетную линию (М).
В точке Е – точка оптимума потребителя, точка слияния бюджетной линии с самой высокой кривой безразличия (U2). В точках С,Д, где бюджетная линия пересекается с U1, набор продуктов обладает меньшим уровнем полезности.
Равновесие потребителя достигается в точке Е, когда при определенных ценах и уровне дохода потребитель получает максимальную полезность от потребления набора товаров. В этой точке наклон бюджетной линии и кривой безразличия совпадает.
Понижение цены товара приводит к двум различным последствиям:
«Эффекту дохода»: если цена продукта падает, то реальный доход потребителя данного товара увеличивается.
«Эффект замещения»: снижение цены продукта означает, что он теперь стал дешевле по отношению ко всем другим товарам, что будет стимулировать потребителя к замещению этим товаром других подорожавших товаров.
Если «Эффект дохода» будет на столько сильным, что общее потребление данного товара сократится в результате падения на него цен, то это называется парадоксом «Гиффена», а товары – товарами Гиффена.
- Конспект лекций
- Тема 1:Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы.
- Тема 2: Становление и сущность товарно-рыночного производства.
- 2.По отраслям:
- Раздел 2. Микроэкономика
- Тема 1. Механизмы функционирования рынка.
- Основные понятия и категории
- Характеристики (показатели) спроса:
- Факторы, влияющие на спрос:
- Экстремальные случаи эластичности спроса
- Эластичность предложения
- Тема 2. Теория потребительского поведения
- Тема 3. Теория издержек и прибыли
- Основные термины и понятия
- Классификация издержек
- Износ и амортизация
- Ограничения, которые должны соблюдаться при расчёте тб
- Тема 4. Рыночная конкуренция и ее виды
- Основные понятия и категории
- Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
- Виды монополий
- Тема 5 . Рынок факторов производства, ценообразования и доходы от факторов производства.
- Основные понятия и категории
- Проблема оптимизации ресурсов
- Рынок капитала
- Тема 6. Внешние эффекты и общественные блага
- Основные понятия и категории
- Раздел 3.Макроэкономика
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Основные понятия и категории
- Индексы цен
- Национальное богатство и структура национального хозяйства.
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Основные понятия и термины
- Тема 3. Макроэкономическая нестабильность
- Основные термины и понятия:
- Типы безработицы
- Причины безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы:
- Тема 4. Фискальная политика государства в условиях рынка
- Основные понятия и термины:
- Основные виды налогов:
- П рямые и косвенные
- «Кривая Лаффера»
- Тема 5. Денежно-кредитная политика государства
- Основные термины и понятия
- Основные операции банков
- 1. Организационная структура Банка России
- 2. Цели и задача деятельности цб
- Теоретические модели спроса на деньги
- Тема 6. Динамика экономического развития
- Основные термины и понятия
- 2. Типы экономического роста
- Тема 7. Международные аспекты экономической деятельности
- Основные термины и понятия
- Регулирующая часть
- Тема 8. Особенности переходной экономики России