logo
хрестоматия

Глава 1 Введение

По словам доктора Ватсона, он с изумлением встретил новость, что великий Шерлок Холмс даже и не слыхивал о солнечной системе. Однако самым поразительным было его явное нежелание что-либо узнать об этой системе, поскольку, согласно эксцентричной психологической теории Холмса, мозг человека уподоблен хранилищу с ограниченной вместимостью и данные о солнечной системе просто бы вытеснили его осведомленность об анатомии мочки уха воровок, промышляющих в магазинах.

Я с уверенностью утверждаю, что познания в области экономической теории не сотрут в вашей памяти информацию из физики, латинского языка или, скажем, точечной сварки. В то же время вполне справедливо стремление каждого к экономии личного времени, столь ограниченного в действительности. Вот почему, если бы экономический анализ не был столь важен, то все время, затрачиваемое на его изучение, было бы лучше и целесообразнее использовать для множества иных дел.

По ком звонит колокол

Прежде всего к изучению экономической теории побуждают повседневные и касающиеся каждого из нас проблемы, которыми и занимается экономическая теория.

Какие виды работ требуется выполнять? Как они будут оплачены? Какова реальная цена одного доллара при покупке товара сейчас или в период галопирующей инфляции? Может ли наступить такое время, когда в пределах устанавливаемых сроков вы не будете в состоянии найти подходящую для вас работу?

Но в то же время экономическая теория рассматривает не только личные и семейные проблемы, но и вопросы, связанные с политикой, что затрагивает каждого человека.

В случае забастовки шахтеров будет ли государство решать вопрос об оказании им помощи путем увеличения моих налогов, либо будут найдены иные решения для смягчения ситуации? Должен ли я сегодня отдать мой голос за строительство новой школы или шоссе или, может, было бы лучше выждать время со строительством до наступления спада деловой активности и снижения цен на цемент, что заставит изыскивать дополнительные возможности в поисках работы? Допустимо ли лишить замужних женщин в итоге голосования права работать в государственных учреждениях и тем самым помочь мужчинам сохранить уровень занятости? Не снизится ли размер заработной платы из-за автоматизации до полугодового уровня и не возникнет ли в результате избыток рабочей силы? Как отнестись к антитрестовскому законодательству в борьбе против монопольных цен?

Экономическая теория занимается также и вопросами предпринимательства в промышленности и торговле.

Чем вызвано катастрофическое падение акций с 1929 по 1932 гг. и столь драматическое их резкое повышение в послевоенные годы? В чем взаимосвязь одновременного повышения курса облигаций и понижения курса акций? Как должен поступить фермер в вопросе изменений соотношения между затратами земли и затратами труда, если по сравнению с земельной рентой относительно возрастает заработная плата?

Экономическая теория призвана дать ответ и на ключевые проблемы общества и нации в целом.

В чем проблематичность для Индии роста ее народонаселения? И какова подобная проблема в Соединенных Штатах? Принося в жертву производство потребительских товаров на алтарь производства машин и прочего машинного оборудования, способствуем ли тем самым в значительной степени темпу нашего роста в будущем, либо будущий рост стимулируется скорее переменной активизацией изобретательности ученых университетов, инженеров-исследователей и фабричных мастеров?

Передовые западные цивилизации да и развивающиеся страны озабочены таким важным вопросом, каковы реальные возможности Советского Союза догнать в ближайшие два десятилетия Соединенные Штаты, представляющие общество наибольшего изобилия на Земле? Как эволюционирует существующий между этими различными типами экономических систем разрыв? Каковы возможности каждого из нас, чтобы изменитьих относительное положение? Какие же методы могут стать образцом для подражания населения Индии или Конго для ускорения экономического развития этих стран?

Изучение экономической теории и дает возможность ответить на подобные вопросы. Хотя, несомненно, не следует думать, что, изучив ее или проштудировав дюжину учебных пособий, вы сможете найти исчерпывающий и окончательный ответ. Экономическая теория взаимосвязана с человеческим бытием, которое, как это будет видно из дальнейшего изложения, невозможно уложить в рамки простых и категоричных истин.

В то же время для того, кто даже не знаком с экономической теорией, чрезвычайно затруднительно не только находить какие-либо ответы на такие вопросы, но и продумывать их. Он словно глухой, который пытается рассуждать о достоинствах музыкального произведения. Хотя, обрети он слух, и, пусть в нем нет таланта и способностей восполнить его отсутствие жизненным опытом, пусть ему не дано насладиться мелодией и ритмом, понять гармонию и структуру музыки, — все ж таки в нем она, по меньшей мере, породит связанные с ней чувства.

Вышеперечисленные да и постоянно возникающие в нашей жизни экономические вопросы являются для людей и средств массовой информации предметом дискуссий. Для того чтобы принять полезное и приятное участие в этом “Великом разговоре”, и необходимо изучать экономическую теорию.

Плоды просвещения

Существует и другая причина, побуждающая нас изучать экономическую теорию. Она может увлечь вас. Дело в том, что действительно более двух столетий экономическая теория служила для образованных людей источником ответов на все вопросы, возникавшие перед ними в жизни. И в то же время экономические принципы обладают логическим изяществом, которое мы находим, например, в геометрии Эвклида. Бесспорны прелести квантовой физики, но они доступны лишь тому, кто в совершенстве владеет всеми секретами математической техники. В то же время эстетика построения экономического анализа требует только формирования логического мышления и способности испытывать изумление каждый раз, когда экономические умозаключения приобретают действительную значимость для миллиардов жителей всех континентов.

Впрочем, не только об изяществе идет речь. Если бы экономист в конце своего долгого жизненного пути пришел к выводу, что в итоге его трудов остаются лишь его изыски в области красивых форм, то, несомненно, он не испытал бы чувства удовлетворения, связанного с констатацией серьезного влияния на жизнь людей плодов его труда. Именно поэтому изучение экономической теории важно с точки зрения его результативности, а любое другое связанное с этим чувство удовлетворения — это лишь только нежданное и во многом случайное вознаграждение.

Суть экономической теории

Выло время, когда начинавшие изучать экономическую теорию люди требовали дать им краткое определение ее сути в одной фразе. Довольно-таки активный спрос, надо сказать, встречал и не менее активные попытки его удовлетворения. Вот некоторые из предлагавшихся в то время определений:

1. Экономическая теория — это наука об обмене и денежных сделках в обществе.

2. Экономическая тория — это наука об использовании человеком редких или ограниченных производительных ресурсов (земля, труд, товар производственного назначения, например, машины, технические знания) в целях как производства других товаров (например, хлеб, говядина, одежда, строительство яхт и дорог), так и распределения их в потребительских целях между членами общества.

3. Экономическая теория — это наука о повседневной деловой жизнедеятельности человека, о добываемых им средствах к существованию и ихиспользовании.

4. Экономическая теория — это наука о решении человеком задач в области потребления и производства.

5. Экономическая теория — это наука о богатстве.

Этот обширный перечень определений отнюдь не исчерпывающий, поскольку грамотному человеку вполне достаточно провести один час в приличной библиотеке, чтобы значительно его расширить. Впрочем, дать в одной фразе исчерпывающее определение и описание любого предмета, четко отграничивающего его от других смежных дисциплин и дающего начинающим представление о круге охватываемых им вопросов, — задача не из легких. В экономическую теорию, несомненно, входят элементы как вышеперечисленных определений, так и тех формулировок, которые можно было бы привести в дополнительном списке.

Хотя если бы современному экономисту предложили на выбор пять вышеприведенных определений с задачей выбрать наиболее приемлемую, то он остановился бы на второй дефиниции. Известно, какое значение имеют деньги, и в случае, например, отказа Китаем от их использования в целом все равно он вынужден был бы решать бесчисленное множество проблем, являющихся предметом рассмотрения экономической теории. В рамках ее компетенции находятся даже и действия Робинзона Крузо и первых поселенцев, пусть даже в их жизни не имели место обмен товарами или бартерные сделки.

Экономическая теория не преследует цель, что вполне очевидно, описывать чувства человека в его повседневной жизни, например, когда он слушает стихи Элиота или песни о муках любви и смерти в исполнении Синатры. Самое ценное в жизни невозможно приобрести даром или купить на рынке. То есть невозможно дать исчерпывающе точное определение экономической теории. Впрочем, в этом нет и особой необходимости. В то же время для общего ознакомления с данным предметом вполне возможно дать его краткую характеристику в следующем изложении:

Экономическая теория — это наука о редких производительных ресурсах, избираемых с течением времени людьми и обществом с помощью денег или без их участия, в целях производства различных товаров для последующего их распределения в настоящем и будущем между людьми и группами общества.

Что не следовало бы называть экономической теорией

Прежде всего, в экономическую теорию не следует включать экономику ведения домашнего хозяйства. Целесообразно обратиться к другим источникам для того, чтобы грамотно выпекать пироги или вести домашнее счетоводство.

В экономическую теорию не входит также и наука об управлении предприятиями. В ней вы не найдете секреты успешного приобретения миллиона долларов, составления годового финансового отчета, разработки наиболее эффективной рекламной стратегии или предвидения будущего биржевого курса акций.

В экономической теории не говорится и о технических науках. Поскольку решения задач по строительству плотины, получения пенициллина или опыления кукурузы находятся в процессе лабораторных опытов или в гуще самой жизни непосредственно.

И тем не менее, как это следует из дальнейшего изложения, экономическая теория весьма близко граничит со всеми подобными вопросами. В самом деле, она строится на признании профессиональных знаний инженера, факта небеспредельности природы и человеческих познаний. К тому же в экономической теории дается описание влияния ограниченных ресурсов и относительных уровней цен на решения техников, их вынужденный выбор между альтернативнымитехнологическими процессами. Не надо искать экономиста, чтобы починить вышедший из строя двигатель. Однако экономические знания становятся бесспорно необходимыми при нарушении взаимозависимых социальных отношений в производстве. Тому наглядные примеры — времена Великой депрессии после 1929 г. в США или инфляция в Германии в 1932 г.

Бесспорно, огромен интерес экономиста к теме семейного бюджета, однако из этого не следует одинаковый подход экономиста и рачительного главы семьи либо специалиста по вопросам семейного права к характеристике потребительского спроса. Не менее очевидно и то, что, усвоив излагаемые в начальных курсах экономической теории, например данной книги, методы извлечения наибольшей прибыли или достижения других целей, используемые группой бизнесменов, еще не дает студенту второго года обучения возможность незамедлительно стать гораздо опытнее и искуснее своего отца.

В действительности тому, кто пожелает в течение всего лишь пяти лет возможно больше заработать на бирже или в торговле, следовало бы выйти на передовую линию огня или поступить на выучку в любую действующую компанию. Но также бесспорно, что, не приобретая незамедлительно при изучении экономической теории профессиональных навыков и умения, любой человек, обладающий широким кругозором и глубоким пониманием основных социальных сил современной экономики, в конечном итоге будет иметь все условия для достижения гораздо большего материального успеха, нежели юноша, стремящийся незамедлительно к приобретению практического опыта.

Одна в ряду многих наук

Обычно экономическую теорию называют политической экономией. Она находится в ряду других важных университетских предметов. Среди этих социальных наук — социология, политическая наука, психология и антропология,предмет которых хотя и не в полной мере, но совпадает с предметом экономической теории. Это иллюстрирует нижеследующий пример:

Как-то во время пребывания в Индии один заезжий экономист обратил внимание на то, что в фактически нищей стране население почитает священными животными коров: они тысячами безбоязненно бродят по улицам в поисках пищи. Наивный экономист, не обладающий никакими знаниями в области человеческой природы, рассматривал бы эти стада животных в качестве источника белковой пищи в дополнение к скудному столу индийского жителя. Однако ученый-экономист, умеющий заглянуть вперед и понимающий все тонкости психологии в ее соотношении с национальными обычаями, построил бы свой экономический анализ развития этой страны несомненно с учетом этого социального фактора. В исследовательских целях он попытался бы выяснить влияние подобной обстановки на политическую структуру и расстановку сил и группировки, воздействующие на политический курс.

Несомненна также близость экономической теории к ucтории.Разве простое совпадение неоднократное на протяжении веков повышение цен в Испании и других странах Европы после открытия Колумбом Америки с ее золотыми запасами? В чем взаимосвязь улучшения положения фермеров Айовы и ухудшения положения их коллег в Вермонте и Оксфордшире, а также облегчения участи обитателей лондонских трущоб с началом эры практического использования изобретения железных дорог и парохода? Чтобы истолковать такие исторические явления, необходимо использовать аналитические средства, поскольку сами по себе факты не будут “говорить сами за себя”; в то же время подобный подход не противоречит известной старинной китайской поговорке “один взгляд стоит тысячи ухищрений”.

Особого упоминания в ряду граничащих с экономикой дисциплин заслуживает статистика.Огромное количество самой разнообразной цифровой информации публикуют государственные учреждения и организации предпринимателей. Большая часть приведенных в этой книге кривых — результат тщательного статистического анализа собранной информации. Таким образом, многие известные математические методы теории вероятности и статистики находят свое применение именно в области экономики.

Кстати, знание математики, несмотря на наличие в каждом даже элементарном учебнике геометрических диаграмм, необходимо только лишь для усвоения сложных разделов экономической теории. Залогом успешного овладения основными экономическими принципами является логическое мышление, а успешное применение на практике экономических знаний зависит от точности оценки эмпирических данных.

Основатель квантовой теории, лауреат Нобелевской премии Макс Планк как-то весьма скромно заметил, что вынужден был оставить свою первую профессию экономиста из-за ее сложности. Услышав эти слова, Бертран Рассел, первопроходец современной математической логики, возразил: “Как странно. Ведь мне пришлось оставить экономическую теорию только из-за ее явной простоты!”

Несмотря на полярность высказываний, в них есть общее зерно истины. Хотя оба они и содержат одну и ту же ошибку. Фактически — и это доказано опытом многих миллионов людей — усвоить довольно-таки сносно экономические принципы может любой смышленый достигший совершеннолетия человек. Что подтверждает мысль Рассела. Однако одной лишь виртуозности мышления в искусстве познания экономических сил, действующих в жизни человека, как это полагал Планк, далеко не достаточно. И в то же время, опять-таки основываясь на опыте, можно утверждать, что, хотя простакам и недоступен полный успех в какой-либо области знаний, совсем не нужно быть сверхчеловеком для плодотворных занятий предметом, называемым экономической теорией и справедливо, по мнению людей, включающим в себя элементы искусства и чистой науки.

Экономический анализ и описание

Современная экономическая наука ставит перед собой прежде всего задачу описания, анализа и объяснения динамики производства, безработицы, цен и ряда подобных явлений с установлением их взаимосвязи. Такое описание может иметь ценность только лишь при условии, если оно не является простым набором не связанных между собой констатации. Речь идет о необходимости ввода некоей системы; это и предполагает наличие подлинного анализа.

При этом следует принимать во внимание, что в отличие от естественных наук, исследования в области которых отличаются точностью, такую же степень точности невозможно достичь в связи со сложностью поведения людей и постоянных изменений в социальной сфере их бытия. То есть исключены контролируемые эксперименты подобно тем, которые проводят химик или биолог. Подобно астроному, нам остается ограничиться лишь “наблюдениями”. И к тому же наблюдаемые нами явления и используемые статистические данные, увы, не могут быть уподоблены четким и упорядоченным данным и явлениям орбит небесных тел. Однако подобная точность, к счастью, и не требуется, так как гигантским шагом вперед стало бы правильное определение общего направления процесса данного явления и его последствия и результаты.

Сами по себе знания и понимание природы и общества уже окупили бы затраченные усилия. Если представляет интерес изучение путей планет и проделок атомов, то, вероятно, не менее полезно знать секреты механизма создания банками денег, пути развития инфляции, выяснить роль в установлении цен предложения и спроса. Насколько интересен процесс приобретения знаний ради знаний, настолько привлекательна и надежда на то, что с новыми открытиями в физике инженеры смогут применять в жизни связанные с ними полезные для нас усовершенствования, что прогресс в области физиологических исследований поднимет на новый уровень медицину, что беспристрастный анализ экономических данных поможет обществу обрести пути, исключающие повторение ошибок и возникновение наиболее болезненных и неприятных явлений экономического свойства.

Экономическая политика

Мы приблизились к понятию экономической политики — одной из важных проблем. В конечном итоге понимание всегда способствует усовершенствованию и эффективному контролю. Возможно ли и каким образом воздействовать на капризы экономического цикла? Какими способами стимулируется экономический прогресс и его эффективность? Каким образом можно добиться общедоступности уровня жизни?

В каждой части нашего анализа вы увидите стремление объяснить проблемы экономической политики. Для достижения успеха каждый из нас должен обладать качествами беспристрастности и объективности, способностью видеть вещи такими, какими они являются в действительности, независимо от нашего личного отношения к ним. Следовало бы не упускать из виду, что экономические проблемы волнуют практически всех и каждого. Ущемление глубоко укоренившихся привычек и предрассудков чревато весьма негативными нарушениями кровяного давления, появлением повышенных тонов и крикливости в голосе человека; но вполне очевидно, что многие из этих привычек и предрассудков сложились как плохо замаскированные экономические интересы определенных кругов общества.

Страстно стремящийся вылечить больного врач обязан сначала постичь науку объективной оценки предмета его наблюдений. Врач с пользой для человека применяет бактериологию, и в то же время какой-нибудь ненормальный ученый может использовать ее достижения для уничтожения человечества, выпустив на волю бактерии чумы. Одни лишь благие намерения не помогут добиться желаемых результатов.

“Там, где царствует культ поклонения солнцу, невозможно успешно усвоить законы теплоты”.

Таким же образом каждая данная экономическая ситуация имеет лишь одно истинное объяснение, несмотря на все трудности его поиска. Не существует экономической теории для республиканцев и отдельно для демократов, специально для рабочих и только для предпринимателей. Вот почему довольно-таки близки точки зрения экономистов в их большинстве при анализе цен и занятости как основных экономических проблем.

Это отнюдь не предполагает единодушия среди экономистов в определении экономической политики. Так, экономист Аутверждает возможность любой ценой достижения полной занятости. А экономистБне придает первостепенного значения подобному пути решения проблемы. Дело в том, что сама наука как таковая не может решать коренные вопросы, определяющие правильность или ошибочность выбираемых целей. Эти цели входят в сферу этики и “оценки ценностей”. И в конечном итоге, само общество в целом должно находить решения таких вопросов. Специалист может лишь привести существующие альтернативы и предположить наиболее ощутимые издержки тех или иных предлагаемых решений.

Здравый смысл и бессмыслица

Экономическая политика зачастую выступает предметом спора. Поскольку в своей совокупности сложного и взаимозависимого мира выступают цены, заработная плата, проценты, акции и облигации, банки и кредит, налоги и расходы. И каждый вопрос, очевидно, имеет более нежели одну сторону; иногда кажется, что единственно правильный ответ будет исходить от держащего вас за пуговицу последнего оппонента.

Без тщательного и длительного изучения невозможно разобраться в таком сложном предмете, как химия. В этом кроются и свои преимущества, и свои недостатки. Так, посторонний человек или тот, кто торгует в газетном киоске, по всей вероятности, не может считать себя высшим авторитетом в химии; и это в порядке вещей. С другой стороны, начинающий изучать химию обязан ознакомиться с ее основными концепциями, на что необходимо затратить значительные время и усилия.

Однако каждый из нас уже с детства наслышан об экономике. С одной стороны, это хорошо, поскольку речь идет об определенной сумме знаний, и в то же время с этим связано распространенное заблуждение, обусловленное свойством человека относиться к внешней правдоподобной точке зрения как к истине, не подвергая критике подобное отношение. Любому студенту о деньгах известно довольно-таки много, несомненно, даже больше, нежели он думает. Например, студенту просто смешно предпочтение ребенка к большому никелю, когда ему предлагают вместо него маленький дайм, либо его выбор блестящей монетки в 25 центов по сравнению с бумажным долларом. Студенты с иронией отнеслись бы к тем крестьянам-баскам, которые завладели незаполненной чековой книжкой убитого ими заезжего художника.

Хотя и немногим больший объем знаний тоже опасен. Так, здравый смысл при тщательном рассмотрении оказывается сущей бессмыслицей. Заключив несколько успешных трудовых соглашений, профсоюзный руководитель может посчитать себя экспертом в вопросах оплаты труда. Выплатив всю сумму заработной платы, предприниматель вполне может полагать окончательным свой контроль над ценами. И если банкиру удается сбалансировать все счета, то он также может сделать вывод о полноте своих знаний о деньгах.

Таким образом, каждому человеку присуще выделять только те аспекты какого-либо явления экономического характера, которые имеют именно к нему непосредственное отношение. Исключено, что лишившийся работы рабочий-каретник предастся размышлениям о перспективах увеличения занятости в области автомобилестроения в связи с сокращением строительства карет. Но нам как раз и необходимо быть готовыми рассматривать размышления именно подобного типа.

Настоящий экономист, приступая к рассмотрению любой проблемы, прежде всего проявляет интерес к функционированию экономики как единого целого,а не как выражения точки зрения определенных общественных групп. Поскольку цель его работы — выработка не индивидуальной, а социальной и общегосударственной политики. Очевидно, что кого-либо конкретно часто просто не касается то, что интересует всех членов o6щества.

Именно поэтому целесообразно вновь повторить в самом начале этой книги, что целью элементарного курса экономической теории не является обучение индивида умению управлять предприятием или банком, искусству рачительного расходования денежных средств или способам добывания скорого богатства в результате биржевых операций. Но в то же время мы питаем надежду, что в области подобных видов деятельности у вас может появиться полезная основа.

Разумеется, образ мышления банкиров, предпринимателей, инвесторов и потребителей должен быть хорошо известен экономисту. Хотя это отнюдь не означает использование и экономистом, описывающим деятельность члена общества, и индивидуумом одной и той ж терминологии и одних и тех же методов при принятии решений. Неужели планетам столь необходимо знать открытые астрономами их эллиптические орбиты движения? Правомерно классическое утверждение: открытием для многих, даже и не подозревающих об этом, является то, что они говорят прозой. Точно так же встречаются бизнесмены, с удивлением узнающие о возможности систематического экономического анализа их деятельности. И это сказано не в упрек их, на первый взгляд, наивной неосведомленности. Ведь играющий в бейсбол не будет это делать с большим успехом с усвоением всех тонкостей законов аэродинамики; можно предположить значительные трудности процесса застегивания нами на рубашке пуговиц, если мы будем это делать размышляя о роли самосознания в этих действиях.

Диктатура слов

“Диктатура слов” наиболее опасна в социальных науках. И без того настолько сложен наш мир, чтобы мы сами провоцировали бы путаницу и неясности, употребляя по незнанию два различных слова для обозначения одного и того же явления или понятия либо применяя одно и тоже слово к различным предметам.

Так, Джонс обвинит Робинсона во лжи только за то, что по мнению последнего, чрезмерные сбережения являются причиной депрессии, в то время как, по мнению Джонса, в действительности недопотребление и вызывает подобное явление. Вступив в спор, Шварц вполне может сказать: “Оба вы не правы. Недостаточные инвестиции — вот в чем корень зла”. И спор этот может затянуться на всю ночь, однако прекрати они спорить и проанализируй используемую терминологию, то весьма скоро они пришли бы к выводу о полном совпадении их точек зрения, словесная путаница и вызвала столь явное противостояние.

Поскольку нам далеко не безразличны слова, то они вполне могут стать для нас и предательскими. Одобряя программу правительства ускорения экономического роста, кто-то из нас назовет ее “разумным планированием”, а кто-то другой, не признающий эту программу, обвинит правительство в “тоталитарной бюрократической регламентации”. Кто же поддержит одну из сторон, согласившись или возразив при рассмотрении их высказываний? Хотя в действительности речь-то идет об одном и том же. Таким образом, даже и не будучи специалистом в области науки о смысловом значении языка – семантики, – легко понять желательность, насколько возможно, избегать употребления такого рода эмоциональной терминологии в научной дискуссии.

Теория и практика

Чрезвычайно сложен мир экономики. Выше мы уже говорили о невозможности проводить контролируемые эксперименты в ходе экономического анализа подобно научным лабораторным опытам. Чтобы определить действие пенициллина при воспалении легких, физиологу достаточно “сделать прочие условия равными”, т.е. использовать для опыта две группы, применяя пенициллин только в одной из них. И гораздо более жесткие условия созданы для экономиста. Допустим, стоит задача определить последствия налога на бензин на его потребление. Предположим, что в этот же период введения налога впервые был проложен трубопровод. И несмотря на это, экономист обязан сделать попытку хотя бы мысленно использовать метод “при прочих равных условиях” для выделения из цепочки причин влияния, связанного с введением этого налога. В противном случае невозможно объяснить экономический эффект в совокупности и в отдельности применения налогообложения и усовершенствования способов транспортировки.

При невозможности провести контролируемый эксперимент при анализе какого-либо явления возникающие трудности вполне можно проиллюстрировать на примере первобытного лекаря, который считает необходимым для успешного умерщвления врага одновременное использование колдовства и какого-то количества мышьяка либо полагает наличие причинной зависимости между его платьем зеленого цвета и появлением листьев на деревьях. Вот почему столь неполными представляются наши количественные познания в области экономики в результате этих и многих подобных ограничений. Это, право, не означает дефицит точных и доступных для нас статистических данных. Мы располагаем множеством подобных сведений. Целые годы данных о цензах, рынках и финансовой статистики накоплены в правительственных органах, торговых ассоциациях и концернах.

И все же очевидна необходимость, как и в любой другой науке, упрощать, абстрагироваться от множества деталей, даже если бы мы располагали еще большей массой еще более совершенных данных. Не существует такой человеческий мозг, который мог бы охватить огромную массу не связанных между собой фактов. Поскольку абстрагирование присуще любому анализу. Всегда необходим умозрительный подход при рассмотрении действительного окружающего нас мира, всегда необходимо уметь опускать детали, создавать наипростейшие гипотезы и схемы для постановки правильных вопросов при обобщении обширного фактического материала. Допустимо утверждение об искажении реальности в результате ее чрезмерного упрощения в любой физической, биологической либо социологической научной теории. Однако если речь идет о подлинной теории, то мы имеем возможность понимать ее в свете различные эмпирические данные, восполняя с избытком опущенные детали.

Именно поэтому при правильном их понимании не могут противоречить друг другу теория и наблюдение, дедукция и индукция. Полезность для освещения наблюдаемой действительности основана на критерии обоснованности теории. Впрочем, прямого отношения к делу не имеют ни ее логическое совершенство, ни изящное построение сложных рассуждений. Вот почему было бы совершенно бессмысленным заявление исследователя, если бы при утверждении “это верно в теории, но не на практике”, он не имел бы в виду, что “не все в порядке в относящейся к делу теории”.

Целое и часть:

Ошибочное построение доказательства”

Для изучающих экономическую теорию важно усвоить, прежде всего, наиважнейшее правило: не принимайте вещи такими, какими они вам представляются на первый взгляд. Иллюстрацией этому правилу могут послужить нижеследующие примеры:

1. Если при весьма благоприятных условиях всем фермерам в результате упорного труда удается вырастить небывалый урожай, то общая сумма их доходов может значительно уменьшиться и, вероятно, это и будет иметь место в действительности.

2. Все люди не могут решить проблему трудоустройства таким же образом, как один человек, стремящийся получить работу и имеющий такую возможность при условии наличия у него большого умения это делать или его согласия работать за меньшую плату.

3. Никто не может извлечь выгоду, если цены возрастут в одинаковой мере на все, что покупается и продается, в то время как рост цен в одной отрасли вполне может принести выгоду тем, кто имеет к ней отношение.

4. При отказе других стран снизить пошлины на импортируемые товары тот же шаг может стать выгодным для Соединенных Штатов.

5. Если ведение какого-либо дела в фирме не покрывает связанных с ним полных издержек, то тем не менее оно может оказаться выгодным данной фирме.

6. Попытки отдельных членов общества увеличить свои сбережения в период депрессии могут привести к уменьшению общей суммы сбережений данного общества.

7. Для нации или государства может оказаться безрассудным то, что может быть благоразумным для отдельного человека.

Прежде всего, отметим справедливость каждого из вышеприведенных утверждений. Хотя внешне они и парадоксальны. И каждый из кажущихся парадоксов найдет свое решение в этой книге, в которой вы не найдете магических формул и не столкнетесь со скрытым обманом. Такова сама экономическая теория, утверждающая, что при условии последовательности и логичности приводимых доказательств все действительно существующее безусловно разумно.

Полезно также подчеркнуть общую для многих из этих парадоксов одну-единственную ошибку, называемую в логике “ошибочным построением доказательства”. В учебниках логики ей дается такое определение:

Ошибочное построение доказательства — ошибка, проистекающая из предположения, будто то, что верно для части, верно также и для целого.

Следующее явление часто наблюдается в экономической области: кажущееся правильным для индивидуума не всегда верно для общества в целом; и наоборот — представляющееся верным для общества вполне оказывается ошибочным для отдельного его члена. Никакого толка не будет, если все зрители на параде встанут на цыпочки, чтобы лучше видеть. Однако приподнимись кто-то из зрителей один — и он от этого только выиграет. В экономической области подобных примеров масса. Проверьте, какие из вышеприведенных 7 примеров можно отнести к ошибочному построению доказательства. Хотя с гораздо большей пользой для себя вы могли бы поискать новые аналогичные примеры.

Б. Технологический выбор в любом обществе

Кривая трансформации или производственных возможностей человека

Итак, нами рассмотрено основное положение экономической теории, гласящее, что определяющее влияние на выбор между относительно редкими товарами оказывает ограниченностьсовокупных ресурсов. Использование простейших арифметических примеров и графических диаграмм убедительно его подтверждает. Для тех, кто занимается экономической теорией, известна роль важных наглядных пособий, облегчающих усвоение многих ее разделов и представленных в виде диаграмм и графиков. Ваш труд будет вознагражден в будущем, если с самого начала вы сумеете уделить им внимание и понять их.

Итак, возьмем хозяйство с определенной численностью занятых в нем работников, располагающих определенной суммой технологических знаний, определенным количеством фабрик и орудий труда, владеющих землей, имеющих свою долю гидроэнергии и природных богатств. Решая задачу, что и как производить, это хозяйство рассматривает целесообразность в производстве самых различных товаров распределения между ними имеющихся в его распоряжении ресурсов. Например, сколько земли отвести под пастбище и сколько засеять пшеницей? На каких фабриках наладить производство шпилек для волос? И какое количество квалифицированного труда может быть занято на машиностроительных предприятиях?

Несомненна сложность подобных проблем как при принятии какого-либо решения, так и при их обсуждении. В этой связи и требуется поставить вопрос в более простом виде. Допустим, что мы ограничиваем наше производство лишь двумя экономическими благами (видами экономических благ). Широко известен в этой связи пример производства пушек и масла. То есть речь идет о традиционном выборе между военным и гражданским производством. В то же время подобный ход универсален. Так, при увеличении по решению правительства ресурсов, выделяемых на строительство общественных дорог, уменьшается их объем для частных строек, увеличение потребления продовольствия ведет к уменьшению производства одежды, вообще увеличение потребления обществом приводит к сокращению производства машин и товаров производственного назначения, что, в свою очередь, в перспективе приведет к сокращению производства потребительских товаров.

Однако возьмем наш пример с пушками и маслом. Итак, допустим, что на производство масла (гражданских товаров) направлены все ресурсы. В то же время масло можно производить до какого-то максимального количества в год, так как это зависит от количества и качества ресурсов, эффективности применяемой в хозяйстве технологии. Итак, максимальное количество масла в нашем примере — это 5 млн. фунтов. Большее невозможно из-за ресурсов и уровня технологии.

Другой крайностью могло бы стать использование для производства пушек всех 100% имеющихся ресурсов. При этом максимально можно было бы выпустить15 тысяч пушек определенного образца.

Безусловно, при наличии других вариантов данный пример выглядит крайностью по своему содержанию. То есть при сокращении некоторогоколичества изготовляемого масла появляется возможность сделать также инекотороеколичество пушек. В табл. 2-1 и показаны две крайности —АиF,гдеА— это исключительное использование всех ресурсов для производства масла, а F —для их направления в военную отрасль. ТочкиЕ, D, С, Впоказывают данные о возрастающем производстве масла вместо пушек. Таким образом, масло как бы “трансформируется”, разумеется не буквально, а как показатель переброски ресурсов от одного вида продукции к другому, в пушки.

Гораздо нагляднее эти варианты производства возможно проиллюстрировать графиком производственных возможностей или производственной трансформации, в котором на горизонтальной оси откладывается количество масла, по вертикальной — количество пушек (см. рис. 2).

В результате мы можем от цифровой таблицы перейти непосредственно к графику. Для этого отложим 5 единиц масла вправо и 0 пушек по вертикали, в результате чего получаем точку Е.Откладывая 0 единиц масла вправо и 15 пушек вверх, отмечаем точкуА.

Возможно, используя меньшие, нежели миллионы и тысячи единиц измерения, заполнить все промежутки между нанесенными на графике точками и получить, соединив их, кривую производственных возможностей (рис. 3).

Таблица 2-1. Полное использование ограниченных ресурсов означает, что общество должно выбирать: производить ли ему больше маслаили больше пушек

Возможности

Пушки,

тыс. штук

Масло,

млн. фунтов

A

15

0

B

14

1

C

12

2

D

9

3

E

5

4

F

0

5

Альтернативные возможности производства масла и пушек. Экономические ресурсы возможно направить на выпуск пушек вместо масла.

Из всех приведенных ниже рисунков можно вывести следующее существенное обстоятельство:

Для производства одного товара экономика полной занятости всегда вынуждена поступиться производством другого товара. Разумеется, здесь содержится возможность перевода некоторых ресурсов с производства одного товара на выпуск другого; та же сталь может быть использована для производства пушек и для строительства сельскохозяйственных машин в области маслопромышленности.

Таким образом, законом жизни в экономике полной занятости является замещение.Перечень для общества альтернативных возможностей выбора и представленкривой производственных возможностей(трансформации).

Табл. 2-1 возможно дать в виде рис. 1:

Масло, млн. фунтов Пушки, тыс. штук

Рис. 1. Альтернативные возможности производства.Ресурсы на производство дополнительного количества пушек определяются издержками в производстве определенного количества масла то есть производится только лишь 2 млн. фунтов масли и тыс. пушек. При вводе неиспользуемых ресурсов появляется возможность сделать больше и пушек и масла. В таком случае мы перемещаемся в точкиDилиЕи получаем большее количество как пушек, так и масла.

Именно это обстоятельство помогает ответить на вопрос о различиях исторического опыта США, Англии и России во времена второй мировой войны 1939-1945 гг. Каким образом начиная с 1940 г. США смогли превратиться в “арсенал демократии” и одновременно достигли наивысшего жизненного уровня по сравнению с прошлым?

Это произошло в основном за счет использования материальных и людских ресурсов, не использовавшихся ранее. Германия, с другой стороны, начала подготовку к войне еще в 1933 г., т.е. за шесть лет до ее начала. Подготовке к войне предшествовал период массовой безработицы, которая по своей остроте и дала возможность Гитлеру получить голоса и обеспечить ему мирный приход к власти. При этом почти все расширение производства за счет пуска ранее остановленных заводов было ориентировано не на рост гражданского потребления, а на военную продукцию. И третьим примером может стать Советский Союз после начала второй мировой войны. Общество уже находилось непосредственно на довольно низкой кривой производственных возможностей, которой почти не предшествовала безработица. И русские не имели практически выбора, кроме как перейти с гражданского производства на военное, что и привело к ограничению удовлетворения ряда потребностей населения.

Приведенная выше кривая производственных возможностей составлена с учетом фиксированного количества ресурсов и данного уровня технологического развития. Чтобы уяснить это поставим два вопроса. Первый: как поведет себя кривая производственных возможностей при условии возрастания в течение ряда лет населения и численности рабочей силы страны? Второй: как она будет выглядеть после технологических усовершенствований и технических открытий инженеров и ученых в области производства пушек и маслопромышленности? Совершенно ясно, что в обоих случаях мы будем наблюдать сдвиг кривой производственных возможностей, направленный вовне. В данном случае появляются возможности расширения производства и пушек и масла. Что и подтверждает человеческий опыт предшествующих столетий экономической истории (Рассчитайте и вычертите на рис. 3 новую кривую, иллюстрирующую рост производительности.)

Возрастающие затраты

Представленная выше кривая производственных возможностей наклонена вправо и вниз — с северо-запада, на юго-восток. Тем самым подчеркивается обстоятельство, что при полной занятости выбор становится альтернативным одних товаров в ущерб другим. Кроме того, наша кривая — выпуклая или “выгнутая” линия при взгляде на нее сверху. В этом заключен следующий принцип экономики:

Большее количество какого-либо товара связано с необходимостью платить за него и более высокую цену, выраженную в других товарах, которые в данном случае не производятся или производятся в меньших количествах, т.е. для производства определенной единицы желаемого товара мы вынуждены пренебречь производством дополнительного количества других товаров.

Тенденция возрастающих затрат проиллюстрирована в табл. 2-1 и рис. 1, 2 и 3. Первая единица масла требует сокращения только на одну единицу производимых пушек. Однако для получения дополнительно еще одной единицы масла требуется пожертвовать двумяединицами пушек! Из цифровой таблицы видно возрастание стоимости каждойдополнительнойединицы масла придополнительномотказе от выпуска пушек.

Данный закон возрастающих дополнительныхзатрат относится к изготовлению масла. А как он действует в отношении производства пушек? Таким же образом. С использованием той же самой аргументации на выпуклой кривой рис. 3 мы увидим ту же природу закона возрастающих затрат. Впрочем, этот закон применим к изготовлению любого товара. Приведем пример, доказывающий это положение. Первая пушка, если мы находимся около точкиF,сделанная дополнительно, требует незначительного количества масла. Продвигаясь к точкеЕ и к точкеD(принося масло в жертву на алтарь производства пушек), мы видим, что изготовление каждой дополнительной пушки требует от нас отказаться от все большего количества масла по сравнению с предыдущей пушкой. Достигнув точкиА иВ,мы увидим из уменьшения кривой, что производство дополнительной пушки сопряжено с отказом от возрастающего количества масла.

В чем же общий смысл закона возрастающих затрат? Необходимо отметить, что сначала небольшое количество пушек можно частично произвести за счет ни в коей мере не пригодных для производства масла ресурсов. Но потребуется еще более увеличить производство пушек, и мы будем вынуждены использовать также и ресурсы, вполне пригодные или предназначенные для изготовления масла. Ставя перед собой задачу, производить только пушки, мы должны использовать в этих целях всех фермеров и их земли, бывшие до этого момента эффективными ресурсами в маслопромышленности, пусть даже они и не способны внести в военную область значительный вклад. Таким образом, в данном случае неизбежно возрастание затрат на единицу продукции. (Допустим, что произошло невероятное: имело бы место абсолютноодинаковое соотношение при изготовлении пушек и масла таких факторов, как земля, труд и сопутствующие им другие. В таком случае наш график выглядел бы прямой линией: отказ от каждой единицы масла высвобождал бы ровно столько же ресурсов, сколько необходимо для изготовления трех пушек. При желании вы сами можете изобразить такую прямую линию, внеся новые данные в табл. 2-1, и вычертить диаграмму также в виде прямой линии на рис. 3.)

Знаменитый закон убывающей доходности

Возрастание цены одного товара, выраженной в другом товаре, частично связано с более известным соотношением технологического и экономического характера, которое носит название закона убывающей доходности. Согласно этому закону, соотношение устанавливается не между двумя товарами (в наших примерах — пушки и масло), а между производственными затратами (труда, например) и выпуском продукции (опять-таки масла или более традиционный пример — пшеницы).

В конкретном определении закон убывающей доходности применим к выпуску дополнительной продукции,получаемой в результате последовательного добавления равныхдополнительныхединицизменяющихсязатрат к неизменному количеству некоторыхдругих затрат(запомните выделенные слова).

Вот пример закона убывающей доходности. В ходе контролируемого эксперимента мы имеем неизменное количество земли (предположим, 100 акров) для выращивания пшеницы. Если мы вообще не вкладываем наш труд, то естественно получим нулевой результат, т.е. не будем иметь никакого количества выпущенной продукции.

В ходе второго опыта в те же 100 акров земли мы вкладываем дополнительно единицу труда. Какое же количество продукции можно получить в данном случае? При ответе на вопрос одними рассуждениями не обойтись. Здесь необходимо проследить динамику фактических результатов опыта. Итак, положим, что в результате мы получили 2 тыс. единиц (любых весовых единиц, например бушелей) пшеницы. Зафиксируем, что 2 тыс. единиц получено в результате добавления к неизменному количеству земли одной единицы труда.

Теперь необходимо поставить и третий опыт, чтобы суметь проследить действие закона убывающей доходности. Итак, количество земли остается неизменным. Но мы вновь изменяем количество труда, т.е. трудовые затраты: дополнительно вносим еще одну единицу труда. В результате мы уже внесли две такие единицы дополнительно. С вполне оправданным огромным нетерпением начинаем ждать результаты, думая о дополнительном урожае пшеницы. Возможно ли получить теперь 4 тыс. единиц пшеницы, ведь на одну дополнительную единицу труда мы получили 2 тыс. единиц пшеницы? А если вторая единица дополнительных затрат труда нам даст менее 2 тыс. дополнительных единиц пшеницы, и мы почувствуем действие убывающей доходности?

При условии действительного действия закона убывающей доходности в итоге мы можем убедиться только в том, что вторая дополнительная единица труда принесет нам по сравнению с первой меньшее количество дополнительной продукции. Добавь мы дополнительно третью единицу труда, получим еще меньший результат, и таким образом будет наблюдаться действие закона и в последующих опытах такого рода. Значение убывающей доходности наглядно иллюстрируют цифры в табл. 2-2.

Таблица 2-2. Убывающая доходность — это основной закон экономики и технологии

Количество человеко-лет труда

Совокупный продукт (бушели пшеницы)

Дополнительная продукция, получаемая от дополнительной единицы труда

0

0

0

1

2000

2000

2

3000

1000

3

3500

500

4

3800

-

5

3900

100

Доход, получаемый при выращивании пшеницы на неизменном количестве земли при внесении дополнительных затрат труда. При добавлении к (табл. 2-2) постоянному количеству фиксированных затрат равных дополнительных затрат последовательно уменьшается дополнительная продукция — это и составляет содержание закона убывающей доходности (предлагаем заполнить прочерк в последней колонке таблицы).

В то же время универсальной силы закон убывающей доходности не имеет. Дело в том, что он вступает в силу зачастую послезначительного количества дополнительных равных количеств изменяющегося фактора. То есть в данном случае говорят, что закон убывающей доходности работает только с определенного момента (до этого момента можно получить под влиянием непостоянных по своему характеру факторов действительное увеличение дополнительной продукции при добавлении к неизменным затратам дополнительных единиц изменяющихся затрат).

Так по каким же причинам можно говорить о правдоподобности закона убывающей доходности? Ведь, как правило, мы исходим из того, что, одновременно добавляя неизменные количества земли и труд, — при условии их возрастания в одинаковой пропорции в итоге будет расширяться масштабпроизводства, — мы будем наблюдать пропорциональное возрастание количества выпускаемой продукции и не отметим сокращение дополнительной продукции. Да и почему она должна сокращаться, если к неизменному количеству одного вида затрат постоянно прибавляется другой вид затрат?

То есть можно говорить о возможности сохранения отношения затрат к выпуску продукции, оперируя в масштабах производства необходимыми изменениями. Однако, с другой стороны, можно убедиться и в том, что изменяющиеся затраты соединяются с убывающим количеством фиксированных затрат при условии сохранения соотношения изменяющихся остальных затрат и неизменности фиксированного вида других затрат. Отсюда и очевидное уменьшение дополнительной продукции по отношению к дополнительным изменяющимся затратам. Ведь такой неизменный фактор производства пшеницы, как земля, уменьшается по сравнению с количеством труда (изменяющиеся затраты). Так, на одной и той же площади посевов при увеличении численности обрабатывающих ее работников и интенсивных методах обработки почвы, вполне возможно какое-то время получать и определенное дополнительное количество зерна, хотя мы будем констатировать постепенное уменьшение массы получаемого дополнительно зерна.

Все сказанное можно изложить в следующем виде:

Закон убывающей доходности: увеличение общего количества продукции имеет место при увеличении некоторых затрат по отношению к другим, неизменным затратам. Однако после определенного момента в результате прибавления тех же самых дополнительных затрат получаемая в итоге дополнительная продукция будет постепенно уменьшаться. Причиной уменьшения дополнительной доходности является уменьшение, количества фиксированных ресурсов по отношению к новым “порциям” изменяющихся ресурсов.