Основные понятия и категории
Конкуренция, ценовая и неценовая конкуренция, монопсония, монополия, естественные монополии, показатели монопольной власти, монополистическая конкуренция, олигополия, тайный сговор, лидерство в ценах, дуополия, антимонопольное регулирование, функции конкуренции. Совершенная и несовершенная конкуренция. Индекс Лернера.
1. Конкуренция – это борьба предпринимателей за наиболее выгодные условия производства и сбыта товаров в целях получения максимальной прибыли. Конкуренция – это способ эффективного распределения ограниченных ресурсов общества. Конкуренция выполняет стимулирующую функцию. Посредством конкуренции происходит распределение доходов в соответствии с вкладом и эффективностью использования факторов производства.
Методы конкурентной борьбы:
ценовая – соперничество при помощи маневрирования ценами (война цен, лидерство в ценах, ценовые льготы оплаты);
неценовая – повышение технического уровня качества продукции, овладение передовыми технологиями, послепродажное обслуживание, реклама).
Конкуренция выполняет следующие функции:
Регулирующая функция – проявляется в воздействии на производство товаров, чтобы оно осуществлялось в соответствии со спросом, а также в ограничении рыночной власти.
Инновационная функция – необходимость инновации как средство повышения экономической эффективности.
В зависимости от соотношения конкуренции различают два типа рынка: совершенной и несовершенной конкуренции.
Совершенная конкуренция – вид конкуренции, осуществляемой между множеством продавцов однородной продукции при свободном ценообразовании.
Основные черты рынка совершенной конкуренции:
значительное число продавцов и покупателей на конкретном рынке;
объемы производства и предложения отдельного производителя составляет незначительную долю, поэтому отдельная фирма не может повлиять на цену;
продукция однородная, стандартная;
все участники рынка обладают одинаковой информацией о положении цен на рынке;
фирмы могут свободно выходить из одной отрасли и входить в другую;
Совершенная конкуренция была характерна для экономики развитых стран XIX в., в настоящее время это явление редкое. В наибольшей степени к такому рынку можно отнести рынки сельскохозяйственных продуктов, биржи, валютные, фондовые рынки (рынок зерна, ценных бумаг, валюты).
Несовершенная конкуренция – это экономическая ситуация, в которой не соблюдается хотя бы один из признаков совершенной конкуренции, фирма в условиях несовершенной конкуренции обладает определенной властью над ценой. К ней относятся следующие модели рынка: чистая монополия, монополистическая конкуренция, олигополия.
2. Совершенно конкурентная фирма – это фирма, которая принимает цену за свою продукцию как данную, не зависящую от объема продаваемой продукции. Такую фирму называют прайстейкером – это влияет на спрос.
Спрос на продукцию отдельного продавца абсолютно эластичен и кривая имеет следующий вид:
Цена в условиях совершенной конкуренции является постоянной для отдельной фирмы. Отраслевая рыночная кривая спроса является обычной нисходящей.
Валовая выручка продавца прямо пропорциональна количеству проданного товара.
Средняя выручка есть цена товара.
Предельная выручка есть цена товара, т.е. дополнительные единицы товара могут быть проданы по постоянной цене.
Кривая предложения совершенно конкурентной фирмы выражает функциональную зависимость объема предложения от изменения рыночной цены, т.к. фирма будет максимизировать свои прибыли или минимизировать свои убытки до точки равновесия МС=Р, т.е. эта функция предложения будет определяться кривой предельных издержек. Эта кривая в краткосрочном периоде будет иметь восходящий характер и совпадать с отрезком кривой предельных издержек, который лежит выше точки минимума средних переменных издержек.
- Конспект лекций
- Тема 1:Предмет экономической теории, ее философские и методологические основы.
- Тема 2: Становление и сущность товарно-рыночного производства.
- 2.По отраслям:
- Раздел 2. Микроэкономика
- Тема 1. Механизмы функционирования рынка.
- Основные понятия и категории
- Характеристики (показатели) спроса:
- Факторы, влияющие на спрос:
- Экстремальные случаи эластичности спроса
- Эластичность предложения
- Тема 2. Теория потребительского поведения
- Тема 3. Теория издержек и прибыли
- Основные термины и понятия
- Классификация издержек
- Износ и амортизация
- Ограничения, которые должны соблюдаться при расчёте тб
- Тема 4. Рыночная конкуренция и ее виды
- Основные понятия и категории
- Максимизация прибыли в краткосрочном периоде
- Виды монополий
- Тема 5 . Рынок факторов производства, ценообразования и доходы от факторов производства.
- Основные понятия и категории
- Проблема оптимизации ресурсов
- Рынок капитала
- Тема 6. Внешние эффекты и общественные блага
- Основные понятия и категории
- Раздел 3.Макроэкономика
- Тема 1. Введение в макроэкономику
- Основные понятия и категории
- Индексы цен
- Национальное богатство и структура национального хозяйства.
- Тема 2. Макроэкономическое равновесие
- Основные понятия и термины
- Тема 3. Макроэкономическая нестабильность
- Основные термины и понятия:
- Типы безработицы
- Причины безработицы
- Социально-экономические последствия безработицы:
- Тема 4. Фискальная политика государства в условиях рынка
- Основные понятия и термины:
- Основные виды налогов:
- П рямые и косвенные
- «Кривая Лаффера»
- Тема 5. Денежно-кредитная политика государства
- Основные термины и понятия
- Основные операции банков
- 1. Организационная структура Банка России
- 2. Цели и задача деятельности цб
- Теоретические модели спроса на деньги
- Тема 6. Динамика экономического развития
- Основные термины и понятия
- 2. Типы экономического роста
- Тема 7. Международные аспекты экономической деятельности
- Основные термины и понятия
- Регулирующая часть
- Тема 8. Особенности переходной экономики России