logo
От Рисина Конференции / АКт

Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований

Муниципальное образование является особым уровнем управления, который несет основную функциональную нагрузку по формированию предпосылок социально-экономического развития территории. Рационализация экономических и социальных отношений в муниципалитете является важным условием обеспечения комплексного развития региона в целом. Однако эта система обладает подвижными составляющими внутренней и внешней среды (демографической, миграционной, экономической и др.). Для принятия эффективных управленческих решений необходим инструментарий оценки изменений факторов среды и силы их влияния на реализуемые в муниципальных образованиях (МО) проекты и долгосрочные цели развития.

Анализ возможностей и угроз внешней среды, сильных и слабых сторон внутренней среды муниципального образования дает возможность получить общее представление о потенциале развития. Результаты SWOT-анализа формируют базу для стратегического планирования и разработки стратегических программ.

Таблица 1 - Оценка факторов и параметров внутренней среды муниципального образования город Волгоград

Фактор

Параметр

Оценка

Возможность «+»

Угроза «-» Нейтрально «0»

Географическое положение

физические размеры

близость к центру страны

наличие развитой транспортной инфраструктуры

-

+

+

Геополитическое положение, уровень известности, имидж

близость к границам

историческое значение и современная роль МО

отношение к МО жителей и приезжих

привлекательность для туристов размещение и активность СМИ международные связи, партнерства

-

+

0

+

0

Климат

тип климата

среднегодовая температура, максимальные и

минимальные температуры

количество осадков

+

+

-

Экономика

ВРП, в т.ч. на душу населения

структура ВРП по производству, использованию и распределению

объем инвестиций

индекс роста цен

+

+

-

-

Внутримуниципальные связи и пространственная организация

производственная кооперация

близость рынков сбыта и поставщиков

наличие агломераций и

промышленных узлов,

межотраслевых комплексов

региональные схемы размещения производительных сил и расселения

муниципальные диспаритеты и асимметрия

0

0

-

-

-

Финансы

доходы и расходы бюджета

налоговая нагрузка, местные налоги, сборы, пошлины

финансовое стимулирование, кредиты и займы

-

-

-

Ресурсная база

природные ископаемые ресурсы,

полезные

-

Население и уровень жизни

численность населения

продолжительность жизни

численность и качество экономически активного населения

уровень безработицы, рождаемости, смертности

половозрастная структура населения

социальная структура

уровень социальной напряженности

доходы и расходы населения

+

0

0

0

0

-

0

Производственный потенциал

структура производства

отрасли специализации

возможности занятости

потенциал рынков

производственные мощности, износ ОФ

конкурентоспособность региональных рынков товаров и услуг

-

-

-

-

-

-

Потребительский потенциал

покупательная способность

населения

привлекательность и размер рынков

-

+

Условия хозяйственной деятельности

инвестиционный климат и

инвестиционная привлекательность

стимулирование экономического развития администрацией

уровень монополизации

региональных рынков

отношение к

предпринимательству

+

-

-

+

Природная среда и возможности рекреации

природная зона, ландшафты

качество окружающей среды

затраты на охрану окружающей среды

организация отдыха

+

-

-

+

Жилье

обеспеченность жильем

качество жилья

-

-

Социальная инфраструктура

возможности проведения досуга

сектор услуг, торговля

культура, искусство

образование, наука

медицинское обслуживание

спорт

+

+

0

+

+

0

Производственная инфраструктура

земельные участки

энергетика

транспорт, транспортная доступность

инновационные центры, технопарки

ярмарки, выставки

наличие финансовой инфраструктуры

сфера информации и телекоммуникаций

+

+

+

-

0

+

0

Институциональная инфраструктура

эффективность государственного и муниципального управления

благоприятный для населения и хозяйствующих субъектов сервис администрации

уровень коррумпированности и преступности

0

0

-

Экологическая инфраструктура

использование важнейших видов сырья и природных ресурсов

уровень выбросов и сбросов в водно-воздушный бассейн

шумовая нагрузка

утилизация и повторное использование сырья и материалов

обеспеченность населения питьевой водой

+

-

-

-

+

Таблица 2 - Оценка факторов и параметров внешней среды муниципального образования город Волгоград

Фактор

Параметр

Оценка

Возможность «+» Угроза «-» Нейтрально «0»

Макроэкономическая ситуация

экономическая политика и реформирование экономики

приток иностранных инвестиций

финансовая устойчивость государства

обменный курс

ставка рефинансирования

цены на факторы производства

стимулирование экономики на национальном и международном уровне

конъюнктура национальных рынков

0

0

-

+

0

-

-

-

Политическая ситуация в стране

интенсивность акций протеста легитимность власти

поляризация политических симпатий населения

0

+

0

Глобальные

экономические

изменения

секторальные изменения

рост интернациональных экономических связей в реальном и финансовом секторах

усиление конкуренции между территориями

конъюнктура мировых рынков

-

0

0

-

Глобальные социально- экономические изменения

трансформация общественных ценностей

соотношение экономики и экологии

переход к устойчивому развитию

приоритет развития человеческого капитала

укрупнение политических альянсов

0

-

0

0

0

Масштабные проекты и программы

федеральные, региональные и муниципальные целевые комплексные программы

проекты межрегионального, национального и мирового уровня

+

0

Межмуниципальные связи и

пространственная организация

объем и направления ввоза-вывоза товаров и услуг

межмуниципальные соглашения о кооперации

наличие управленческих структур на субфедеральном уровне

либерализация межрегиональных рынков факторов производства, товаров и услуг

0

0

0

0

Муниципальное управление

достаточность финансовых ресурсов на региональном и муниципальном уровнях новые формы сотрудничества государства, муниципального и частного сектора

внедрение в управление

муниципальным образованием корпоративных методов

-

-

-

Результаты SWOT-анализа могут быть использованы для принятия решений о разработке стратегии развития муниципального образования, о формировании портфеля конкретных проектов, о создании государственно-частных партнерств для их реализации. В частности, в МО г. Волгоград идет подготовка институциональных и организационно-экономических условий для разработки и реализации муниципальной промышленной.

В течение длительного времени, в постреформенный период, в России и на федеральном, и на региональном уровнях отсутствовал системный подход к определению основных направлений развития промышленности. Либеральная политика по отношению к этим отраслям экономики, основанная на невмешательстве государства, привела к пагубным, разрушительным последствиям, выразившимся в архаичности структуры производства, снижению эффективности, повышенному моральному и физическому износу фондов, деквалификации рабочей силы, падению конкурентоспособности промышленных товаров и пр.

Для такого крупного промышленного города, каким является Волгоград, в котором в отраслях промышленности работает четверть численности экономически активного населения, формируется 65% налоговых поступлений в бюджеты всех уровней, но при этом ежегодно снижается индекс промышленного производства (например, в 2009 г. он снизился к уровню 2008 г. на 10%), необходимо принимать активные целенаправленные меры по выработке эффективной промышленной политики.

Общеизвестно, что полномочия муниципалитетов в сфере промышленности существенно ограничены, в основном, они затрагивают социальную сферу. Однако возможности регулирования существуют и они направлены на создание условий для формирования заинтересованного в промышленной деятельности собственника, на недопущение неоправданной ликвидации предприятий, подготовку квалифицированной рабочей силы и защиту руководителей предприятий. Для этого разрабатывается «Временное положение о промышленной политике в Волгограде», создан Координационный Совет по промышленной политике и Совет директоров города, привлечены научные и консультационные организации для выработки проекта Концепции промышленной политики. В целом, можно сказать, что созданы стартовые условия для механизма реализации промышленной политики на муниципальном уровне. При этом инструментарий мониторинга внешней и внутренней среды муниципалитета даст возможность правильно определить приоритеты политики, выявить «точки роста», уточнить с учетом конкурентных преимуществ отрасли специализации.

Ломовцева О.А.,