2.5 Психология предпринимателя
Предприниматель – творец собственного дела, поэтому предпринимательская деятельность накладывает свой отпечаток на его личность, обуславливает образ жизни, формирует его жизненные цели и психологические установки, мировоззрение. Отличительные особенности психологии предпринимателя связаны с различием между предпринимательской деятельностью и другими видами труда. Труд предпринимателя не регламентирован и не фиксирован, не имеет нормативного результата, в нем нет обязательной последовательности действий. Различия в психологии и формах действий предпринимателя и человека наемного труда отражают различия отношений к собственности у предпринимателя и наемного работника, мотиваций труда и целей деятельности.
Психология предпринимателя – это психология отношений с другими предпринимателями, продавцами и покупателями ресурсов. Предприниматель должен производить благоприятное впечатление на партнеров, быть убедительным и внушать доверие. В процессе общения он должен уметь учитывать психологию партнера или клиента, мотивы, которыми он руководствуется. Коммуникабельность, честность, логичность и убедительность – главные свойства психологии общения, которые присущи предпринимателю.
Предприниматель занимает активную жизненную позицию, выражающуюся в его принципиальности и последовательности, единстве слова и дела. Психологически он должен иметь способность выйти за рамки ситуации и рассматривать ее с точки зрения исходной задачи для поиска возможностей преодоления внутренних и внешних ограничений. Выработка предпринимательской идеи и инициативы по ее внедрению требуют расчета и смелости. Решения принимаются при отсутствии точного прогноза их эффективности и относятся к поисковой активности: предприниматель всегда не удовлетворен происходящим и поэтому всегда в поиске. Расчетливость, решительность, целенаправленность, постоянный поиск, способность рисковать – психологические качества предпринимателя, связанные с его деловой активностью.
Предпринимательство – особый вид экономической деятельности, так как начало деятельности предпринимателя связано с идеей – результатом мыслительной деятельности. Предпринимательская деятельность – творчество, но это экономическое творчество, создающее новую экономическую реальность, новую комбинацию факторов производства.
Экономическое мышление – умение творчески связывать процессы производства и торговли с понятиями микро- и макроэкономики, умение видеть экономические последствия принимаемых решений, направленность на прибыль.
Для личности предпринимателя в экономике характерны:
-
целеустремленность;
-
прогрессивность;
-
способность к прогнозированию и предвидению;
-
стремление к лидерству;
-
нетипичность действий;
-
компетентность;
-
способность к восприятию и усвоению нового;
-
экономия за счет внутренних ресурсов.
Огромнейшее значение имеет личный опыт предпринимателя, на котором основывается саморазвитие предпринимателя, на основе опыта у него формируется представление относительно собственной успешности и неуспешности в предпринимательской деятельности («это я делаю хорошо», «это у меня не получается», «этому следует научиться»). Умение опираться на собственный и чужой опыт, учиться на нем – органическая составляющая психологии предпринимателя.
Наличие специальных знаний в соответствующей предметной области, в нашем случае в книжном деле, опыт работы в нем и понимание книжного дела, любовь к книге в сочетании с типичными для предпринимателя психологическими качествами – залог личного успеха в книжном деле, успеха, приносящего творческое удовлетворение.
Психологические свойства, необходимые для предпринимательского дела, необязательно врожденные. Опыт многих учебных заведений показывает, что система тренинга (особенно коллективного), деловых игр, тестов, решения практических задач позволяют воспитать морально-волевые качества предпринимателя у большинства студентов.
- 3.1. Особенности книжного рынка
- Раздел I
- 1.1. Сущность и виды предпринимательской деятельности
- 1.2 Что такое предпринимательство
- 1.3 Внешняя и внутренняя среда предпринимательства
- 1.4. Особенности предпринимательской деятельности в книжном деле
- 1.5 История развития предпринимательства в издательском деле и книжной торговле России
- 1.6 Современные тенденции предпринимательской деятельности
- 1.7. Проверьте себя
- Что такое предпринимательство?
- Тема 2. Психология и культура предпринимательства
- 2.1 Книжное дело как культурный и деловой процесс
- 2.2 Профессионализм и деловая активность
- 2.3. Деловая репутация в бизнесе
- 2.4. Корпоративная психология. Имидж фирмы. Философия фирмы
- 2.5 Психология предпринимателя
- 2.6. Культура предпринимателя
- 2.7. Деловая этика и деловой этикет
- 2.8 Проверьте себя
- Раздел II
- Тема 3. Экономика предпринимательства
- 3.1. Особенности книжного рынка
- 3.2 Законы спроса и предложения
- 3.3 Циклы воспроизводства
- 3.4 Основной и оборотный капитал
- 3.5 Источники пополнения капитала
- 3.6 Доход, издержки, прибыль
- 3.7. Факторы, влияющие на получение прибыли
- 3.8. Регулирующая роль цены
- 3.9 Цена равновесия
- 3.10 Проверьте себя
- Тема 4. Правовые формы предпринимательства
- 4.1. Форма собственность как системообразующий признак организации предпринимательской деятельности
- 4.2. Законодательно-правовые акты в области предпринимательства и книжного дела
- 4.3. Правовые формы предпринимательства и их особенности в книжном деле
- 4.3.1. Индивидуальное предпринимательство.
- 4.3.2 Коллективное предпринимательство
- 4.3.2.1 Товарищество (партнерство)
- 4.3.2.2. Корпорации
- 4.3.2.3. Производственные кооперативы
- 4.3.2.4. Унитарные предприятия
- 4.3.3. Объединения фирм.
- 4.3.4. Фирмы с иностранными инвестициями (совместные предприятия).
- 4.4. Малое и среднее предпринимательство
- 4.5. Документы правового регулирования предпринимательства
- 4.6. Виды договоров
- 4.6.1. Авторский договор.
- 4.6.2. Договор купли-продажи.
- 4.6.3. Договор подряда
- 4.6.4. Заем и кредит (ст. 807-823).
- 4.6.5. Договор комиссии (поручение продажи).
- 4.7. Проверьте себя
- Раздел III. Управление предпринимательской деятельностью
- Тема 5. Организация управления фирмой
- 5.1. Типы структур управления. Выбор структуры управления
- 5.2. Организация управления предпринимательской деятельностью
- 5.3. Система подготовки и принятия решений
- 5.4. Маркетинг в предпринимательской деятельности
- 5.5. Работа с персоналом
- 5.6. Управление качеством
- 5.7. Проверьте себя
- Тема 6. Планирование предпринимательской деятельности в книжном деле
- 6.1. Планирование и его виды
- 6.2. Сущность и задачи стратегического планирования. Маркетинговая стратегия
- 6.3. Бизнес-план фирмы
- 6.4. Проверьте себя
- Тема 7. Информационное обеспечение деятельности фирмы
- 7.1. Источники информации в предпринимательской деятельности
- 7.2. Информационные технологии
- Для авторов и литературных агентств:
- 7.3. Проверьте себя
- Раздел IV. Финансовая и коммерческая работа в предпринимательской деятельности
- Тема 8. Финансы в книжном деле
- 8.1. Финансовые ресурсы и их источники
- 8.2. Система финансовых расчетов. Наличные операции
- 8.3. Безналичные операции
- 8.4. Налогообложение предпринимательской деятельности
- 8.5. Управление оборотным капиталом и прибылью
- 8.6. Инвестиции
- 8.7. Бухгалтерский учет
- 8.8. Расчет безубыточности
- 8.9. Ценообразование
- 8.10. Экспресс-анализ финансового состояния
- 8.11. Проверьте себя
- Тема 9. Коммерческая работа в книжном деле
- 9.1. Товарные запасы книжной торговли
- 9.2. Организация сбыта товарной продукции
- 9.3. Планирование реализации и товарного покрытия
- 9.4. Выбор партнера. Организация договорного процесса
- 9.5. Действия по организации поставок
- 9.6. Логистика управления материальными потоками
- 9.7. Проверьте себя
- Раздел V. Создание фирмы и ее становление
- Тема 10. Этапы организации фирмы 1
- 10.1. Разработка предпринимательской идеи: миссия, цель, задача
- 10.2. Исследования рынка
- 10.3. Многообразие ниш книжного рынка и выбор направления деятельности
- 10.4. Организационный бизнес-план
- 10.5. Расчет стартового капитала
- 10.6. Учреждение и регистрация фирмы
- 10.7. Стадии развития фирмы
- 10.8. Проверьте себя
- Тема 11. Безопасность предпринимательской деятельности
- 11.1. Предпринимательский риск и его виды
- 11.2. Пути и методы снижения риска
- 11.3. Информационная безопасность фирмы
- 11.4. Коммерческая тайна и ее защита
- 11.5. Служба безопасности фирмы
- 11.6. Проверьте себя