2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
Экономическая мысль мусульманского средневековья также развивалась под влиянием религиозных постулатов. Мусульманская культура начала формироваться в период арабских завоеваний в VII-VIII вв. Традиционно в странах Востока государство сохраняло за собой право владения и распоряжения значительными земельными угодьями, сбора для нужд казны обременительных налогов с населения. Государственная власть старалась не допустить свободного развития рыночных отношений, торговли, что было бы разрушительно для данной системы. Незыблемость этого общественного устройства поддерживалась благодаря распространению ислама, основные догмы и постулаты которого в общественной жизни выступали как строгие правила и законы, определяющие поведение людей, и фактически закрепляли существующие общественные отношения.
Основным источником экономической мысли раннего средневековья в арабских странах является Коран (610-632 гг.) - собрание проповедей, обрядовых и юридических установлений, заклинаний и молитв, назидательных рассказов и притч, произнесенных Мухаммедом в форме пророческих откровений в Мекке и Медине. Изучение и толкование Корана положили начало гражданскому и каноническому мусульманскому праву.
Коран освятил складывающееся в Аравии социальное неравенство, институт частной собственности. Коран объясняет общественное неравенство Божественным предопределением: «Мы возвышаем одних над другими»; утверждает, что существующий общественный и политический строй установлен Богом, «чтобы на земле был порядок»; защищает частную собственность, признавая необходимость наказаний за покушение на собственность; учит бедняков: «не засматривайтесь на те блага, которыми мы наделили некоторые семейства», необходимо проявлять терпение и покорность своему положению; в то же время указывает на обязательную благотворительность, рекомендуется добровольная милостыня. Коран призывает следовать правилам торговли: «соблюдайте верность в мере и весе». Прибыль в торговле рассматривает как нормальное явление, но ростовщический процент осуждает, высокие проценты должны запрещаться.
К наиболее значимым представителям экономической мысли позднего средневековьяна арабском Востоке принадлежит виднейший идеолог, философ и историкXIVв.Валиэддин Абдаррахман ибн Хальдун(1332-1406), выдвинувший первую в мусульманской философиитеорию развития общества, в которой большое внимание было уделеноэкономическим проблемам. Его основной труд носит название «Книга назидательных примеров по истории арабов, персов, берберов и народов, живших с ними на земле».
Экономические взгляды Ибн-Хальдуна развиваются под влиянием Корана. Поскольку Ибн-Хальдун рассматривал развитие общества, предметом исследования была макроэкономика. В методе у него сочетаются позитивный и нормативный подход.
Придерживаясь религиозных норм и постулатов, Ибн-Хальдун выдвинул так называемую концепцию социальной физики, которая представляет собой и отдельные рекомендации в соответствии с религиозными догмами, и некоторые важные историко-экономические обобщения. В его концепции присутствует нравственно-этический подход при рассмотрении проблемы социального неравенства. Дается порицание скупости, жадности, расточительства и подчеркивается необходимость возвышенного отношения к труду. Говорится об объективном характере прогрессивных структурных изменений во всех сферах экономики, развитии ремесла и торговли.
В соответствии с концепцией социальной физики, важным методологическим положением Ибн-Хальдуна была идея о взаимосвязи явлений окружающего мира. Это «мир упорядоченный и совершенный, - писал он, - в котором причины связаны со следствиями, вселенные соединяются со вселенными, одни существующие вещи превращаются в другие». Другим важным методологическим положением был тезис о существовании естественных законов развития общества. «Многие из государственных мужей, - отмечал философ, - обладающие трезвостью в политике, могут обратить внимание на признаки разрушения, которые постигают их государство, и посчитать, что этого можно избежать… Они считают, что несчастье постигает их государство из-за небрежения или глупости тех государственных мужей, которые были до них. Но это не так. Это разрушение природно». И в дальнейшем в истории экономической мысли одним из важнейших был вопрос о том, возможно ли только волей отдельных лиц или правительств изменить общественную жизнь, или она развивается по объективным законам.
Под влиянием религиозных норм Ибн-Хальдун считал естественным сословное деление общества, так как «Аллах дал преимущество одним людям пред другими». По мнению Ибн-Хальдуна, со временем развитие производительных сил приведет к росту национального богатства, и каждый человек сможет обрести больший достаток, вплоть до предметов роскоши, но при этом никогда не наступит всеобщее социальное и имущественное равенство и не исчезнет деление общества на сословия по имущественному признаку и социальному положению.
Важнейшее в научных взглядах Ибн-Хальдуна – это его теория развития общества. Ибн-Хальдун считал, что общество развивается циклически. В рамках каждого цикла он выделял три этапа. Важным отличительным признаком каждого этапа является уровень развития экономики. Первый этап он называет «дикостью», здесь характерно присваивающее хозяйство, т.е. собирательство. На втором этапе, называемом «примитивностью», появляется производящее хозяйство, развивается аграрная сфера. На третьем этапе, называемом «цивилизация», появляются ремесло и торговля, концентрирующиеся в городах. (Отсюда и название «цивилизация», происходящее от латинского «цивилис» - городской. У Ибн-Хальдуна применяется соответствующий арабский термин).
С переходом на стадию цивилизации, по теории Ибн-Хальдуна, появляется и государство, означающее переход от равенства и общинной демократии к отношениям неравенства и господства. В отличие от вождя племени, бывшего «первым среди равных», государственный правитель, управляя страной, опирается на наемных воинов и чиновников. Государство представляет собой аппарат насилия над собственным народом.
В связи с возникновением государства на третьем этапе, в теории Ибн-Хальдуна появляется деление на естественные и неестественные способы приобретения богатства, то есть систематизация экономических отношений. Естественным способом Ибн-Хальдун считает труд, неестественным – насилие (со стороны государства). К естественным способам относится сельское хозяйство, ремесло и торговля. Поскольку критерием деления является уже не «цель», как у Аристотеля, а «способ», торговля тоже считается естественной трудовой деятельностью. К неестественным способам Ибн-Хальдун относит государственные налоги и сборы, монопольную государственную торговлю («эмиры…занимаются приобретением продукции у земледельцев…и навязывают им ту цену, какую захотят, а затем продают их в свое время подданным своего государства по цене, которую назначат»), а также судебные конфискации и военную добычу.
Третий этап развития общества, представляя наивысший его уровень, несет в себе, по мнению Ибн-Хальдуна, и возможность его гибели. Аппетиты государства растут, что приводит к изобретению новых видов налогов и сборов, но одновременно это порождает снижение деловой активности людей. В результате, желая получить больше налогов, государство будет получать их все меньше, казна опустеет, будет нечем платить армии, и это государство будет завоевано соседями. Для населения региона история будет продолжаться и пойдет, по мнению Ибн-Хальдуна, по указанной схеме.
Ибн-Хальдун, объясняя закономерности исторического развития, исходит из решающего значения географических факторов. Такая точка зрения привела его к идее о неповторимости истории, которая развивается циклически. Географическими факторами он объяснял и особенности развития стран. Так, политическое господство кочевников в странах Азии в XI-XV вв. он объясняет тем, что кочевое скотоводство более отвечает условиям географической среды, чем оседлое земледелие.
Материальное богатство общества. Ибн-Хальдун рассматривает богатство как разнообразие материальных благ, и труд как источник создания богатства. Он приводит пример: «в земле Судана много золота, но страна остается бедной, т.к. благосостояние народа зависит не от наличия золота, а от трудолюбия населения». Ибн-Хальдун исходит из многообразия потребностей и на этой основе развивает учение о производстве продуктов и обмене. Ибн-Хальдун указывает на обусловленность достатка или недостатка материальных благ в обществе, прежде всего, размерами городов и степенью их заселенности. С ростом городов растет достаток в «необходимом» и «лишенном необходимости», приводя к снижению цен на первое и росту цен на второе и свидетельствуя одновременно о процветании города. Расцвет города (как и общества в целом) реален в условиях снижения налогов, включая пошлины и сборы на городских рынках.
Цена товаров, согласно Ибн-Хальдуну, определяется соотношением спроса и предложения. Со стороны спроса цена определяется полезностью вещи и «местом, которое занимает данное изделие среди других видов изделий». Со стороны предложения цена «определяется затраченным трудом», причем в ней учитывается не только труд непосредственного производителя, но и его материальные издержки, то есть цена также «включает в себя труд других, так как плотничество использует дерево, ткачество – пряжу и, таким образом, труда в этих ремеслах больше».
Торговая прибыль возникает как разница между ценой продажи и покупки товара. «Прибыли человек добивается, или, накапливая товары и ожидая повышения цен на них, или перевозя их в другую страну, где на эти товары больший спрос».
Деньги. По мнению Ибн-Хальдуна, золото и серебро изначально являются деньгами, выполняя функции средства измерения, платежа и накопления. «Господь создал два металла – золото и серебро, - писал он, - чтобы они были мерой всякого имущества», «они – основа приобретения, накопления и сокровища».
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель