logo
Региональная экономика

Территориальная организация хозяйства Дальневосточного экономического района

Ведущие отрасли рыночной специализации Дальневосточного района основывается на широком использовании его природных богатств. Главными отраслями индустрии, с кото­рыми район выступает в межрайонном разделении труда, являют­ся рыбная, лесная и горно-рудная. Из отраслей, укрепляющих комплексное развитие района, значительное развитие получили машиностроение и металлообработка, топливно-энергетическое хозяйство, промышленность строительных материалов, пищевая и легкая индустрия.

Ведущее место среди отраслей рыночной специализации Дальневосточного района принадлежит металлургическому комплексу, который включает горно-рудную промышленность, а также передель­ную черную металлургию.

Быстро росла на Дальнем Востоке добыча цветных металлов, да и сейчас она испытывает не такой значительный спад, как в других отраслях производства.

«Королевой Дальнего Востока» продолжает оставаться золотодобывающая промышленность, которая относится к старейшим отраслям народного хозяйства края. Предприятия этой отрасли размещены по всей территории Дальнего Востока. Магаданская область и Республика Саха дают 2/3 всего золота в России. Наиболее старый район добычи золота - Амурская область.

. Колымо-Индигирский горнопромышленный район связан автострадой с Магаданом и Якутском, а морскими путями - с югом дальневосточного района. Размещение золотодобычи носит очаговый характер.

Добыча и обогащение оловосодержащих руд на Дальнем Востоке распространены во многих местах. По добыче олова в число ведущих районов страны после войны выдвинулся Хабаровский край. Оловосодержащие руды также добывают на западе Еврейской автономной области и вблизи Комсомольска. Но особо значительные масштабы их добыча получила на юге Сихотэ-Алиня, в районе Дальнегорска-Кавалерово.

Очаги горнорудной промышленности созданы по добыче ал­мазов в Верхне-Вилюйском районе Якутии. Здесь уже вырос город алмазодобытчиков - Мирный, соединенный автомобильной доро­гой с Ленском, и построена Вилюйская ГЭС. Создаются очаги по освоению алмазов на месторождениях «Айхал» и «Удачное» куда проложена автомобильная дорога.

Дальневосточные моря составляют богатейшую базу рыбной промышленности. Они дают 60 % добычи рыбы в России. Наличие богатых и разнообразных рыбных ресурсов и ос­нащение лова современной техникой обеспечивают высокую эф­фективность промысла рыбы: себестоимость рыбы-сырца здесь ниже, чем в северных и западных морях, прилегающих к европей­ской макрозоне.

Районами активного лова стали Берингово и Охотское моря (рыба и морской зверь), Японское море (рыба), Тихий и Индийский океаны, Антарктика. В водах, омывающих южную и западную части Камчатки и Курильские острова, ведется лов крабов.

Наиболее важный фактор ориентации рыбной промышленности — сырьевые ресурсы, то есть вся отрасль в целом ориентируется на побережье (это относится к береговому хозяйству).

В составе комплекса машиностроения и металлообработки представлены крупные отрасли индустрии райо­на. На их долю приходится 1/5 стоимости производимой промыш­ленной продукции и почти 1/3 промышленно-производственного персонала. Собственно машиностроение развито лишь в Примор­ском и Хабаровском краях и в Амурской области, в остальных об­ластях и Якутии налажены ремонтное дело и производство некото­рых запасных частей для машин и техники местного хозяйства.

Наибольшее развитие получили судостроение и судоремонт, прямым образом связанные с рыбной промышленностью, мор­ским и речным транспортом. Судостроительные и судоремонтные предприятия есть в морских и речных портах района. На них стро­ятся малые и средние рыболовные суда и ремонтируются круп­ные.

Создано сельскохозяйственное машиностроение, представленное заводом (Биробиджан), выпускающим разнообразную технику, приспособленную к особенностям природных условий Дальнего Востока, в том числе комбайны с гусеничным ходом. Многочис­ленные ремонтные базы построены во всех основных сельскохо­зяйственных районах, на некоторых из них изготавливаются запас­ные части. Транспортное машиностроение представлено много­численными авторемонтными предприятиями и ремонтными за­водами железнодорожного транспорта в Уссурийске, Южно-Саха­линске и Свободном.

За последние годы заметное развитие получили электротехника, производство энергетического оборудования, станкостроение в Хаба­ровске, Комсомольске-на-Амуре, Уссурийске, Биробиджане и в не­которых других городах.

В производстве товаров народного по­требления (без пищевой промышленности) подавляющую часть продукции дают предприятия Хабаровского и Приморского краев. Наибольшее развитие из отраслей легкой промышлен­ности получили швейная, трикотажная и обувная. Но и они далеко не обеспечивают своими товарами потребности населения района. Значительная их часть поступает из других районов России.

Топливно-энергетический комплекс района развива­ется опережающими темпами. Энергетическое хозяйство основы­вается главным образом на использовании бурых и каменных уг­лей. Более половины добычи бурых углей дают месторождения Приморского края, значительную часть - Амурской и в меньшей степени Сахалинской областей.

На северо-востоке Сахалина - от Охи до Катангли - добывает­ся нефть. Отсюда по двум нефтепроводам она поступает на нефтеперерабатывающие заводы Комсомольска-на-Амуре и Хабаровска. Но размеры добычи нефти на острове невелики и далеко не удовлетворяют потребности района. Поэтому много нефти и нефтепродуктов на Дальний Восток завозится из Западной Сибири.