logo
Лекции для экзамена

Конкуренция на рынке

В экономическом словаре рыночных терминов конкуренция (от лат. соncurrentia - сталкиваться) определяется как форма экономической борьбы, своеобразного состязания между субъектами рынка за благоприятные условия производства и сбыта продукции (работ, услуг) с целью получения более высоких доходов, прибыли и других выгод.

С категорией конкуренции связаны такие понятия как конкурентоспособность товара, конкурентные позиции предприятия и виды конкуренции: ценовая, неценовая, внутриотраслевая, межотраслевая, недобросовестная и др. Выражение Адама Смита «о невидимой руке» относится к рыночной конкуренции, как своеобразному рыночному механизму. С конкуренцией на рынке и конкурентоспособностью продукции связана эффективность производства. Как правило, более эффективная продукция является и более конкурентоспособной . Конкурентоспособность представляет возможность сбыта продукции на рынке, исходя из качественных и стоимостных характеристик товара, которые показывают отличия конкретного товара от товара-конкурента, во первых, в степени соответствия той или иной общественной потребности, во-вторых, в затратах на удовлетворение этой потребности.

Затраты покупателя складываются из двух частей:

- расходов на покупку, т.е. цены приобретения товара;

- расходов, связанных с потреблением.

Они составляют цену потребления (Цпотр). Отношение полезного эффекта (Эп) потребления товара к указанной цене потребления – есть выражение конкурентоспособности товара для потребителя (К).

Чем больше это соотношение, тем выше конкурентоспособность продукции.

К = ;

Рыночная конкуренция стимулирует эффективность производства, к примеру, снижение себестоимости и трудоемкости.