logo
Методическая Ю_Н_ по диплому

3.4. Организационно-технологическая часть

Выбор метода организации производства основан на формировании производственных подразделений (например, по технологическому призна­ку): бригад, участков, исполнителей с реализацией организационных прин­ципов выбранного метода [3-8].

Предлагаемая схема управления объектом проектирования отражает взаимосвязи административного и оперативного управления и определяет совмещение функций управления, исходя из условий их выполнения и на­личия персонала на объекте проектирования [3,6,7,13].

Технологический процесс. Описание и схема технологического про­цесса разрабатываются для технического обслуживания (ЕО, ТО-1,2), диа­гностики или текущего ремонта автомобиля (агрегата), либо одну из опера­ций по этим воздействиям.

Технологический процесс ТО, диагностики или ТР представляет со­бой совокупность операций, которые выполняются в определённой последо­вательности с помощью различного инструмента, приспособлений с соблю­дением технических требований (технических условий) [5-8].

Предлагаемая организация труда на рабочем месте должна быть направлена на снижение неоправданных потерь рабочего времени. При проектировании отдельных участков (зон), наряду с соблюдением соот­ветствующих норм проектирования, необходимо стремиться к разработ­ке такого компоновочного решения, при котором выбранный состав тех­нологического и вспомогательного оборудования размещён так, чтобы до минимума сокращалось непроизводительное время, облегчался сам труд, повышались качество и производительность труда. Перечень факторов снижающих потери рабочего времени, приводятся в таблице [5, 7, 8].

Разработка технологической карты. Для наиболее рациональной организа­ции работ по техническому обслуживанию, ремонту и диагностированию агре­гатов, систем автомобиля и автомобиля в целом составляются технологические карты. В картах указываются назначение; общая трудоёмкость работ; перечень операций (переходов); оборудование, приборы, инструменты; карты эскизов, а также производится распределение работ (операций) между исполнителями.

Маршрутная карта отражает последовательность операций по ремон­ту агрегата или механизма автомобиля в одном из подразделений текущего ремонта.

Технологический процесс ТР топливной аппаратуры, сборочно-разборочные, шинные, аккумуляторные, обойные и вулканизационные ра­боты оформляются в виде маршрутных карт (см. приложения 8 и 8а).

Технологический процесс ТО и диагностики оформляется в виде операционной или постовой технологической карты.

Операционно-технологическая карта отражает последовательность операций видов ТО (диагностики) или отдельных видов работ по этим воз­действиям на агрегате или системе автомобиля.

Технологические операции ТО, диагностики или ТР оформляется в виде операционных карт слесарных, слесарно-сборочных и электромонтаж­ных работ (см. приложения 9 и 9а).

Операционная карта механической обработки представлена в прило­жениях 10 и 10а.

Каждая операционная карта сопровождается картой эскизов ГОСТ 3.1104-81, ГОСТ 3.1105-74 (см. Приложение И),.на которой указывается базирование и крепление детали, режущие инструменты, шероховатости по ГОСТ 2.309-73, требования к форме и взаимному расположению поверхно­стей по стандартам СЭВ (СТ СЭВ 301-76, СТ СЭВ 636-77, СТ СЭВ 637-77; СТ СЭВ 368-76), размеры с предельными отклонениями поверхностей дета­ли и инструмента по ГОСТ 2.307-68 и ГОСТ 2.308-79.

Обозначения знаков базирования, опор, зажимов, установочно-зажимных устройств следует выполнять по ГОСТ 3.1107-81.

Обрабатываемые поверхности на эскизах обозначаются сплошной ли­нией толщиной в 2 раза больше основной.

При обработке детали в приспособлении на эскизе должна быть пред­ставлена идея конструкции приспособления виде её основных элементов.

Эскизы выполняются не в масштабе, но с соблюдением пропорций раз­меров детали, станка, приспособления и инструмента.

Изображать изделие на эскизах необходимо в рабочем положении, занимаемом им при выполнении операции. Допускается упрощённое изобра­жение изделия на эскизах.

Под эскизом или справа от него в соответствии с ГОСТ 2.105-79 раз­метают таблицы, схемы, технические требования.

Допускается на одной карте эскизов выполнять эскизы к нескольким операциям. На эскизах к операциям все конструктивные элементы обрабатываемых поверхностей условно нумеруются арабскими цифрами. Номер конструктивного элемента проставляют в окружности диаметром 6...8мм и соединяют с выносной линией.

Постовая технологическая карта отражает последовательность опера­ций ТО (диагностики) по агрегатам или системам, которые выполняются на одном из постов ТО (диагностики).

Организация контроля по выполнению сменных заданий и за каче­ством работ основана на использовании рационального документооборота по учету и планированию сменных заданий [6,7], а также на установление со­ответствия параметрам безопасности эксплуатации автомобиля и его систем (ГОСТ Р 51709-2001 Автотранспортные средства. Требования безопасности к техническому состоянию и методы проверки или техническим условиям с помощью контрольно-измерительной аппаратуры.

Техника безопасности. Вопросы по технике безопасности увязывают­ся с планировкой оборудования на участке и организацией рабочего места:

Противопожарная защита. При разработке мероприятий на участке необходимо указать характеристику огнестойкости здания цеха, его этаж­ность, количество и характеристику пожарных выходов. Определить коли­чество противопожарного инвентаря и указать его местонахождение на объ­екте [10].

Мероприятия по охране окружающей среды основаны на анализе тех­нологических процессов, возможно имеющих причины для загрязнения окружающей среды. Разработка организационных и технических мероприя­тий, обеспечивающих предотвращение и устранение негативных причин, ра­циональное использование природных ресурсов, хранение и утилизацию от­ходов производства, защиту атмосферы от вредных газов и пылевидных от­ходов производства дает гарантию экологически чистого производства [6].

Объём этого раздела 8-9 листов.