1. Несовершенно конкурентные рынки
На совершенно конкурентном рынке имеется множество продавцов и покупателей, ни один из которых не является достаточно крупным для того, чтобы влиять на рыночную цену. Вследствие этого покупатели и продавцы на конкурентном рынке рассматривают цену как неизменную и находящуюся вне их контроля. Чтобы максимизировать свои прибыли, продавцы выбирают такой объем выпуска, при котором предельные издержки равняются цене. Однако на несовершенно конкурентных рынках индивидуальные продавцы могут влиять на цену, которую они получают за свою продукцию. Прикидывая, как им максимизировать прибыли, они, естественно, принимают в расчет эту способность...
Монополия и монопольная власть
Самым крайним случаем несовершенной конкуренции является монополия, т.е. рынок с единственным продавцом и исключающий возможность вхождения в него других. Например, до начала 80-х годов компания “Объединенные прииски Де Бирс” фактически контролировала всеисточники поставок алмазов в некоммунистическом мире. В качестве других примеров можно привести монополию “Полароид” на моментальную фотографию, единственный бакалейный магазин в уединенном маленьком городке и владельцев подавляющей части каналов местного кабельного телевидения. В большинстве крупных городов услуги местной телефонной связи и снабжение электричеством также обеспечиваются монополиями, но цены, устанавливаемые этими продавцами, регулируются государственными организациями.
В реальной жизни монополия — это всегда вопрос меры... Можно было бы утверждать, что каждый бакалейный магазин является монополистом, поскольку не существует даже двух магазинов с абсолютно одинаковым ассортиментом продуктов. Однако такой подход к рассмотрению бакалейного бизнеса, как правило, оказывается непригодным, так как цены, назначенные одним магазином, влияют на спрос, с которым сталкиваются другие расположенные поблизости магазины. Истинный же монополист не имеет таких идентифицируемых соперников.
Поскольку монополист является единственным поставщиком некоего товара или вида услуг, цена, которую он получает за свою продукцию, определяется рыночнойкривой спроса на его продукцию. Поскольку рыночная кривая спроса на алмазы является убывающей, компания “Де Бирс” знает, что чем больше алмазов она произведет, тем ниже будет цена, которую она получит за каждый экземпляр. Таким образом, сокращая продаваемое ею количество алмазов, она может повышать рыночную цену; “Де Бирс” обладает монопольной властью.
Продавец обладает монопольной властью (или властью над рынком), если он может повышать цену на свою продукцию путем ограничения своего собственного объема выпуска. Чтобы обладать некоторой монопольной властью, фирме вовсе не требуется быть монополистом; даже маленькие бакалейные магазинчики в крупных городах имеют какой-то контроль над ценами, которые они назначают. Разница между такими фирмами и, скажем, алмазной монополией “Де Бирс” заключается в мере их власти над рынком; “Де Бирс” обладает большим контролем над ценой своей продукции.
Монополистическая конкуренция
Как подразумевает само название, монополистической конкуренции свойственны черты как монополии, так и совершенной конкуренции. Как и в условиях монополии, каждая фирма производит продукцию, которую покупатели полагают отличной от продукции всех других продавцов. Однако здесь имеет место и конкуренция, поскольку множество других продавцов предлагают близкие, хотя и не полностью взаимозаменяемые, продукты. По существу монополистическая конкуренция — это совершенная конкуренция плюс дифференциация продукции.
Рынок характеризуется дифференциацией продукции тогда, когда покупатели рассматривают продукты конкурирующих продавцов как близкие, но не полностью взаимозаменяемые.
Дифференциация продукции дает каждому монополистическому конкуренту некоторую власть над рынком, так как каждый конкурент может слегка повышать цену, не теряя при этом всех своих традиционных покупателей. Например, в штате Канзас имеется множество фермеров, выращивающих пшеницу, а в Канзас-сити имеется множество ресторанов. Но пшеница повсюду одинакова (или одна и та же), а рестораны разные. Таким образом, фермерша, производящая пшеницу, вовсе ничего не продаст, если попытается назначить цену хоть ни пенни, выше существующей рыночной цены, тогда как владелец ресторана может слегка варьировать цены в меню, не вызывая при этом громадных изменений в спросе на свои фирменные блюда. Тем не менее, он не обладает большой монопольной властью, если в городе есть множество других подобных мест, где можно поесть.
Там, где дифференциация продукции возможна, продавцы должны четко решать, какие из продуктов производить, и они могут прийти к заключению о выгодности рекламы. Возможность дифференциации продукции ставит также новые и трудные проблемы эффективности. Является ли оптимальным ассортимент производимых в условиях монополистической конкуренции продуктов? Являются ли оптимальными с общественной точки зрения расходы продавцов на рекламу? Мы отложим эти вопросы до гл. 12.
В условиях монополистической конкуренции, как и в условиях совершенной конкуренции, не существует барьеров для вхождения в рынок новых фирм. Открыть новый ресторан, бензоколонку или аптеку в большинстве крупных городов не составляет труда. Но поскольку барьеры вхождения отсутствуют, фирмы в монополистически конкурентных отраслях не рассчитывают на получение значительной прибыли в долгосрочном периоде.
Олигополия
Олигополияподразумевает наличие нескольких продавцов. Олигополистический рынок — это такой рынок, на котором большая часть выпускаемой продукции производится горсткой крупных фирм, каждая из которых достаточно велика для того, чтобы оказывать влияние на весь рынок своими собственными действиями. Автомобильная, сталелитейная промышленность и отрасль по производству крупяных изделий для завтрака являются олигополиями. Отдельные олигополисты могутсами влиятьна цену, как и при монополии, но ценаопределяетсядействиями, предпринимаемыми всеми продавцами, как и при совершенной конкуренции. Это обусловливает большую сложность решений олигополистов по сравнению с решениями фирм на других типах рынков. Каждой фирме приходится вырабатывать решения не только относительно того, как будут реагировать покупатели на ее действия, но также и относительно того, как на это откликнутся другие фирмы в отрасли, поскольку их ответная реакция будет влиять на прибыли фирмы. Например, если фирма “Дженерал моторз” намеревается повысить цену, она должна предвидеть ответную реакцию Форда, Крайслера и прочих своих соперников, с тем, чтобы рассчитать итоговые изменения в объемах своих продаж.
На олигополистических рынках продукция может быть дифференцированной, как в случае с автомобилями или изделиями из круп для завтрака, или почти идентичной, как в случае со сталью и алюминием. Если дифференциация продукции возможна, фирмы должны побеспокоиться о дизайне и рекламе продукции. Чтобы рассчитать последствия изменений этих переменных, как и последствия изменений цены, олигополист должен предвидеть вероятную реакцию своих соперников.
Олигополия занимает промежуточное положение между монополией и конкуренцией и в другом аспекте. В условиях, когда конкуренция является совершенной, барьеры вхождения в рынок отсутствуют, а монополия не оставляет возможности для проникновения других фирм. На олигополистических рынках обычно существуют некоторые барьеры вхождения, но они не столь жестки для того, чтобы сделать его абсолютно невозможным. Чем слабее барьеры вхождения, тем более вероятно, что отрасль, в которой продавцы, занимающие прочное положение, получают высокие прибыли, будет привлекать новые фирмы, и, следовательно, тем ниже будут прибыли в отрасли в долгосрочном периоде.
Рынки с крупными покупателями
На рынках всех типов имеется множество покупателей. Так как каждый из них мал относительно рынка в целом, все они в своих решениях принимают цену как данную. Большинство реально существующих рынков, особенно те, на которых в качестве покупателей выступают потребители, удовлетворяют данному условию, однако существует несколько исключений.
Понятиям монополии и олигополии, представляющим сторону продавцов на рынке, соответствуют понятия монопсониииолигопсонии,лежащие на стороне покупателей. Например, правительство США часто выступает в качестве монопсониста ни рынках сложных и дорогостоящих видов вооружений, таких, как авианосцы и ядерные боеголовки. Олигопсония — это рынок, на котором большая часть продаж уходит нескольким крупным покупателям. В качестве покупателей производители автомобилей являются олигопсонистами на рынке автомобильных шин. Поскольку монопсония и олигопсония встречаются относительно редко, мы их не анализируем подробно в данном учебнике.
- . Меркантилизм
- Глава II. Способы обогащения нашего королевства и увеличения количества денег в стране
- Глава III. Пути и средства увеличения вывоза наших товаров и уменьшения нашего потребления иностранных товаров
- X. Выгоды внешней торговли не заключаются в увеличении денежных богатств
- II. Английская классическая политическая экономия
- Глава 1. О разделении труда
- Глава II. О причине, вызывающей разделение труда
- Глава IV. О происхождении и употреблении денег
- Глава V. О действительной и номинальной цене товаров, или о цене их в труде и цене их в деньгах
- Глава VI. О составных частях цены товаров
- Книга II. О природе капитала, его накоплении и применении
- Глава III. О накоплении капитала, или о труде производительном и непроизводительном
- Начала политической экономии
- Глава I. О стоимости
- Глава VI. О прибыли
- III. Экономическое учение карла маркса
- Заработная плата, цена и прибыль
- 6. Стоимость и труд
- 7. Рабочая сила
- 8. Производство прибавочной стоимости
- 9. Стоимость труда
- 10. Прибыль извлекается при продаже товара по его стоимости
- 11. Различные части, на которые распадается прибавочная стоимость
- Капитал
- Глава восьмая
- 1. Пределы рабочего дня
- IV. Неоклассическое направление экономической теории
- А. Австрийская школа предельной полезности
- Основы теории ценности хозяйственных благ
- Часть II. Теория объективной меновой ценности
- Б. Теория предельной производительности джон бейтс кларк
- Распределение богатства
- Глава 1. Проблемы, зависящие от распределения
- Глава 4. Основой распределения являются универсальные экономические законы
- Глава 5. Фактическое распределение является результатом общественной организации
- Глава 9. Противопоставление капитала и капитальных благ
- Глава 11. Производительность общественного труда зависит от его количественного отношения к капиталу
- Глава 12. Предельная производительность регулирует заработную плату и процент
- В. Маршаллианская революция альфред маршалл
- Принципы экономической науки к н и г а I. Предварительный обзор
- Глава I
- Глава II. Предмет экономической науки
- К н и г а XI. Некоторые основные понятия
- Глава III. Производство, потребление, труд. Насущные жизненные средства
- Глава IV. Доход. Капитал
- Книга III. О потребностях и их удовлетворении
- Глава III. Градации потребительского спроса
- Глава IV. Эластичность потребностей
- Книга IV. Факторы производства: земля, труд, капитал и организация
- Глава I. Введение
- Книга V. Общие отношения спроса, предложения и стоимость
- Глава III. Равновесие нормального спроса и предложения
- V. Кейнсианская революция джон кейнс
- Общая теория занятости, процента и денег
- Глава 3. Принцип эффективного спроса
- Глава 10. Предельная склонность к потреблению и мультипликатор
- Книга четвертая побуждение к инвестированию
- Глава 11. Предельная эффективность капитала
- Глава 13. Общая теория нормы процента
- Глава 16. Некоторые замечания о природе капитала
- Книга шестая краткие заметки в связи с общей теорией
- Глава 22. Заметки об экономическом цикле
- Глава 24. Заключительные замечания о социальной философии, к которой может привести "общая теория
- VI. Институционализм
- Новое индустриальное общество
- Глава I. Перемены и индустриальная система
- Глава III. Природа промышленного планирования
- Глава IV. Планирование и предложение капитала
- Глава VI. Техноструктура
- Экономические теории и цели общества
- Глава I. Функции экономической системы и экономической теории
- Глава п. Неоклассическая модель
- Глава III. Неоклассическая модель II: государство
- Глава V. Общая теория высокого уровня развития
- Глава VIII. Самоэксплуатация и эксплуатация
- Глава IX. Природа коллективного разума
- Глава XI. Положительные цели
- VII. Неоконсерватизм
- Избранные труды м. Фридмена
- Конкуренция как процедура открытия
- Дорога к рабству
- Безработица и денежная политика. Правительство как генератор "делового цикла"
- Часть I Инфляция, дезориентация размещения трудовых ресурсов и безработицa
- 1. Инфляция и безработица
- 2. Кейнсианское политическое "средство" от безработицы
- 3. Истинная теория безработицы
- 4. Инфляция в конечном счете увеличивает безработицу
- Единственный критерий истины — согласие с данными опыта
- VIII. Экономикс
- Глава 1 Введение
- Глава 3. “Смешанная” система капиталистического предпринимательства и ее функционирование
- Глава 9. Экономическая роль государства. Расходы, регулирование и финансы
- Методы финансирования расходов и стабилизации налоговой политики
- Глава III. Ценовой механизм в смешанной экономике
- Глава 11. Безработица
- Глава 12. Инфляция: дефиниции и издержки
- Глава 20. Организация бизнеса и доход
- Глава 30. Процент, прибыль и капитал
- Глава 32. Экономическая роль государства: общественный выбор и побочные эффекты экономической деятельности
- Глава 1. Предмет и метод экономикс
- Глава 2. Введение в проблему экономии
- Глава 3. Чистый капитализм и кругооборот дохода
- Глава 5. Рыночная система и пять фундаментальных вопросов
- Глава 6. Экономические функции правительства
- Глава 7. Реальности американского капитализма: частный сектор
- Глава 8. Реальности американского капитализма: государственный сектор
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- Глава 15. Деньги и банковское дело
- Глава 18. Альтернативные взгляды: монетаризм и рациональные ожидания
- Глава 21. Экономический рост
- Экономика
- Часть 3 несовершенство рынка и государственное регулирование
- Глава 11. Несовершенная конкуренция: монополия
- 1. Несовершенно конкурентные рынки
- 4. Почему существуют монополии?
- 5. Обобщение базовой модели монополии
- 6. Монополия и прогресс
- Глава 12. Олигополия и монополистическая конкуренция
- 2. Антитрестовская политика и монополии
- Раздел 2, усиленный в 1936 г. Законом Робинсона — Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:
- VIII. Экономикс
- Глава 1 Введение
- Глава 3. “Смешанная” система капиталистического предпринимательства и ее функционирование
- Глава 9. Экономическая роль государства. Расходы, регулирование и финансы
- Методы финансирования расходов и стабилизации налоговой политики
- Глава III. Ценовой механизм в смешанной экономике
- Глава 11. Безработица
- Глава 12. Инфляция: дефиниции и издержки
- Глава 20. Организация бизнеса и доход
- Глава 30. Процент, прибыль и капитал
- Глава 32. Экономическая роль государства: общественный выбор и побочные эффекты экономической деятельности
- Глава 1. Предмет и метод экономикс
- Глава 2. Введение в проблему экономии
- Глава 3. Чистый капитализм и кругооборот дохода
- Глава 5. Рыночная система и пять фундаментальных вопросов
- Глава 6. Экономические функции правительства
- Глава 7. Реальности американского капитализма: частный сектор
- Глава 8. Реальности американского капитализма: государственный сектор
- Глава 10. Макроэкономическая нестабильность: безработица и инфляция
- Глава 15. Деньги и банковское дело
- Глава 18. Альтернативные взгляды: монетаризм и рациональные ожидания
- Глава 21. Экономический рост
- Экономика
- Часть 3 несовершенство рынка и государственное регулирование
- Глава 11. Несовершенная конкуренция: монополия
- 1. Несовершенно конкурентные рынки
- 4. Почему существуют монополии?
- 5. Обобщение базовой модели монополии
- 6. Монополия и прогресс
- Глава 12. Олигополия и монополистическая конкуренция
- 2. Антитрестовская политика и монополии
- Раздел 2, усиленный в 1936 г. Законом Робинсона — Пэтмана, определяет ценовую дискриминацию следующим образом:
- IX. Произведения видных экономистов
- Опыт о законе народонаселения
- Финансовый капитал
- Отдел третий
- Финансовый капитал и ограничение свободной конкуренции
- Глава одиннадцатая
- Большие циклы экономической конъюнктуры
- I. Период повышательной волны, большого цикла:
- II. Период понижательной волны первого цикла:
- III. Период повышательной волны второго большого цикла:
- Организация крестьянского хозяйства
- Глава 1
- Глава III
- Глава V
- Глава VI
- Глава VII
- Экономический образ мышления
- Глава 23. Границы экономической науки
- X. Ученые-экономисты – лауреаты нобелевской премии
- 1969 Год
- 1970 Год
- 1971 Год
- 1973 Год
- 1974 Год
- 1975 Год
- 1976 Год
- 1977 Год
- 1978 Год
- 1979 Год
- 1980 Год
- 1981 Год
- 1982 Год
- 1983 Год
- 1984 Год
- 1985 Год
- 1986 Год
- 1987 Год
- 1988 Год
- 1989 Год
- 1990 Год
- 1991 Год
- 1992 Год
- 1993 Год
- 1994 Год
- 1995 Год