logo
предпринимательство в книжном деле

10.7. Стадии развития фирмы

Жизненный путь фирмы состоит из начальной стадии, стадии роста (фирма достигает определенного масштаба), стадии устойчивости (зрелости), спада.

Последняя стадия требует организационных и финансовых действий (реинжиниринга), призванных удержать положение фирмы на рынке в условиях изменения его конъюнктуры, повысить конкурентоспособность, максимизировать прибыль. Даже в фирмах, предпочитающих рутинный бизнес и традиционно избегающих изменений, во время спада возникает острая необходимость в предпринимательских идеях. Реинжиниринг – борьба за выживание фирмы.

Один из методов реинжиниринга фирмы состоит в ее реорганизации, в ходе чего может образоваться новая фирма, к которой переходят все права и обязанности ранее существовавшей фирмы. Реорганизация производится в соответствии с действующим законодательством и по решению либо учредителей, либо уполномоченного на это органа юридического лица. Такая форма является добровольной. Принудительная реорганизация в форме выделения или разделения фирмы осуществляется по решению уполномоченных государственных органов или по решению суда.

Возможны следующие виды реорганизации:

Ликвидация фирмы может быть произведена:

Учредители или орган, принявший решение о ликвидации, обязаны в трехдневный срок письменно уведомить об этом регистрационный орган по месту нахождения ликвидируемой фирмы. Одновременно посылается уведомление о формировании ликвидационной комиссии или ликвидатора и составлении промежуточного ликвидационного баланса. Ликвидационная комиссия должна опубликовать объявление о ликвидации, порядках и сроках заявления требований кредиторов (не менее двух месяцев). Через два месяца после публикации составляется промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения об имуществе фирмы и перечень требований кредиторов. Порядок и очередность удовлетворения требований кредиторов осуществляется в соответствии с Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)».

Фирма может быть добровольно или в судебном порядке признана несостоятельной (банкротом). Механизм банкротства регулируется Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» и Арбитражным кодексом. Признаком банкротства считается неспособность фирмы удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) если обязанности не исполнены фирмой в течение трех месяцев с момента наступления даты действия обязательств. Арбитражный суд может возбудить процедуру банкротства только при превышении совокупной суммы задолженности определенного значения. Заявления в арбитражный суд могут подать кредиторы, налоговые органы, прокурор, фирма-должник.

С момента принятия арбитражным судом заявления за фирмой-должником устанавливается наблюдение, на фирму назначается временный управляющий, только при согласии которого администрация фирмы-должника может совершать сделки по недвижимости и ряд других крупных сделок. В этот период фирма ограничена в правах и не может проводить реорганизацию, слияние с другими фирмами, создавать филиалы, выплачивать дивиденды и т.д. Временный управляющий созывает собрание кредиторов, к компетенции которого относятся:

Арбитражный суд по результатам рассмотрения дела о банкротстве выносит одно из следующих решений:

Процедура конкурсного производства означает процесс соразмерного удовлетворения требований кредиторов. Конкурсный управляющий принимает в ведение имущество должника и организует его продажу. Альтернативой банкротству является оздоровление (санация) фирмы, поручаемое внешнему управляющему. Он принимает меры по восстановлению платежеспособности фирмы путем перепрофилирования бизнеса, ликвидации нерентабельных производств, ликвидации дебиторской задолженности, продажи имущества должника, продажи бизнеса должника и др.

Продажа фирмы выгодна ее владельцам, если фирма ликвидна (тема 7), поэтому повышение ликвидности фирмы – одна из главных задач ее руководства, даже если оно и не собирается расставаться со своим бизнесом. Высокая ликвидность фирмы привлекает инвесторов.

Основываясь на материалах этой темы, можно дать несколько советов начинающим предпринимателям:

Последний пункт важен тем, что в реальных условиях предприниматель балансирует между финансовым и маркетинговым подходом к своей деятельности. Финансовый подход диктует необходимость повышения цены для получения прибыли, маркетинговый подход основывается на максимальном увеличении продаж путем снижения цен. Знание конъюнктуры рынка, профессиональное использование таких понятий, как эластичность книжных товаров по спросу и доходу, жизненный цикл товаров, и, разумеется, таких базовых понятий, как доход, затраты, прибыль, себестоимость, безубыточность, рентабельность, позволит будущему предпринимателю выбрать правильное решение и снизить риск.