3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
Дальнейшее развитие экономическая мысль античности получила в III-I вв. до н.э. в Древнем Риме. В это время происходит переход от мелкого парцеллярного производства к крупному хозяйству рабовладельческого типа в результате концентрации земельной собственности в руках патрициев. Организация такого хозяйства усложнилась. Товарный сектор античной экономики расширился, потому что многие хозяйства были тесно связаны с рынком и имели возможность удовлетворять городской спрос, расширяя производство товарной продукции. Вопросы рациональной организации хозяйства рабовладельческой латифундии становятся особенно актуальными, как и проблемы повышения эффективности подневольного рабского труда.
Работ, исследовавших аграрные проблемы в то время, было достаточно много. Можно выделить трактат «О земледелии», написанный Марком Порцием Катоном (234-149 гг. до н.э.). Фактически этот трактат представляет собой руководство для хозяина среднего поместья. В нем Катон рекомендует «меньше проживать, больше наживать» и «продавать вообще все лишнее», хотя он был сторонником самообеспеченности хозяйства. Более того, он советует выделять самые доходные отрасли - отрасли специализации хозяйства. Так, на пригородных виллах он рекомендует возделывать виноград. Доход Катон стремился обеспечить за счет рабов, уделяя много внимания в своей работе организации их труда. Он требовал предельной загрузки и строгой регламентации рабочего дня рабов. Опасаясь согласия в их среде, Катон рекомендовал изнурять их трудом, поддерживать между ними ссоры. Огромная роль отводилась хозяину поместья, который должен был хорошо знать календарь земледельческих работ и все необходимые агротехнические приемы. Таким образом, эффективность хозяйства ставилась Катоном в зависимость от целого ряда факторов, одним из которых была эффективность управленческого труда.
Проблема доходности хозяйства неизбежно влекла за собой проблему калькуляции издержеки оптимального соотношения используемых в производстве ресурсов. Он детально перечисляет необходимые в хозяйстве набор инструментов и предметов домашней утвари, вплоть до одежды рабов. Для получения высокой прибыли Катон советует «спокойновыжидать высоких цен». Все советы Катона нацелены на обеспечение рентабельности рабовладельческой виллы, которую он определялрациональной организацией производства.
Другим известным экономистом-аграрником в Древнем Риме был Марк Теренций Варрон(116-27 гг. до н.э.). До нас дошел его трактат «О сельском хозяйстве». Варрон, как и Катон, также посвящает свой трактат проблемам организации рабовладельческого труда и повышения его доходности. В качестве основного принципа отбора оптимального хозяйства, по Варрону, являетсякачество самой земли. «Главное, - считает он, - знать, какова земля и для чего она хороша или не хороша».
Облик поместья у Варрона определяет агрокультура, а не размеры угодий и специализация, как полагал Катон. В отличие от Катона, Варрон признавал зависимость эффективности рабовладельческого хозяйства не только от его внутренней организации, но и от местоположения рынка. Имения будут доходными, если по соседству есть места, куда удобно вывозить и продавать продукцию и откуда выгодно ввозить то, что требуется для собственного хозяйства. В силу того, что трактат Варрона был написан уже после восстания под руководством Спартака (74-71 гг. до н.э.), автор призывает приспосабливаться и применять более гибкие меры принуждения по отношению к рабам, предоставлять им некоторые льготы. На крупных сельхозработах Варрон рекомендует использовать труд наемных рабочих, понимаяпреимущество наемного трудапо сравнению даже со смягченными формами рабства.
В Iв. до н.э. в организации рабовладельческого хозяйства наметились существенные изменения, в частности обозначился переход к применению труда колонов в земледелии. Труд колонов был производительнее труда раба. Перемены в организации сельскохозяйственного производства нашли прямое отражение в экономической мысли того времени.
Кризис рабовладения отразил в своем обширном трактате «О сельском хозяйстве» Юний Модерат Колумелла(Iв. н.э). Он рисует картины крайнего упадка рабовладельческих латифундий и предлагает целую систему мероприятий для их перестройки. Колумелла ведет спор с теми, кто придает слишком большое значение площади или естественному плодородию земельного участка. По существу, Колумелла первым поставил проблемуинтенсивногопути развития хозяйства. Колумелла разработал систему искусственного удобрения почвы и предлагал не скупиться на проведение агротехнических опытов. Он предлагаетреорганизацию рабского трудапутем их специализации и считает, что «не стоит жалеть 8 тыс. сестерциев за опытного раба-виноградаря». Однако рабство переживало кризис, и уже никакие рецепты спасения существующей системы хозяйствования не могли сохранить его. Осознавая трудности перестройки, он сам, в конечном итоге, предложил сдавать землю в аренду свободным колонам. У колонов было больше стимулов работать производительнее. Процесс феодализации экономики Древнего Рима вI-IIIвв. до н.э. углублялся и продолжался вплоть до V века, когда Римская империя пала под натиском варваров.
Итак, рассмотрение экономических воззрений античных авторов показывает, что все они стремились увековечить естественное для их эпохи рабство. Вместе с тем древние мыслители в своих экскурсах в область товарного производства и обращения обнаруживают гениальность и оригинальность, в силу чего их взгляды исторически образуют теоретические исходные пункты последующих экономических исследований.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель