4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
Главным фактором совокупных расходов Кейнс считал инвестиции. Они должны компенсировать недостаточность потребительского спроса. До Кейнса традиционно считалось, что стремление сберегать служит основой роста прогресса. Его надо всячески поддерживать и поощрять. Теперь же оказывается, что не всегда увеличение сбережений ведет к желаемому результату. Потребление сокращается, сбережения растут, а результат неожидаемый - инвестиции не увеличиваются. Дж. М. Кейнс утверждает, что не существует механизма, который автоматически превращает все сбережения в инвестиции. То, что с ростом дохода растут и сбережения, отнюдь не значит, что вслед за этим в той же пропорции увеличиваются инвестиции. Прирост сбережений не обязательно трансформируется в прирост инвестиций. Равенство, согласно которому сбережения должны быть равны инвестициям, нарушается. Парадокс в том, что рост сбережений при определенных условиях может вести к уменьшению размеров инвестиций. Почему сбережения не равны инвестициям?
Прежде всего, уровень и динамика сбережений и инвестиций зависят от действия разных факторов. Сбережения определяютсяростом доходанаселения. Размер инвестиций бизнеса зависит отмногих переменных: уровня процентной ставки (чем выше процент, тем ниже уровень инвестиций), состояния конъюнктуры, налоговой политики, ожидаемой рентабельности капиталовложений и т.д.
Размеры сбережений, регулируетне процентная ставка, которая, как считали классики, поощряет сбережения. «Применительно к короткому периоду влияние нормы процентных ставок на индивидуальное потребление при данном уровне дохода следует признать второстепенным и сравнительно небольшим», - считает Кейнс. Кейнс применят категорию«предпочтение ликвидности», которое означает стремление иметьзапас денег в виде наличности, спрос на деньги. Он обуславливается различными причинами, не обязательно связанными с процентной ставкой.
Росту инвестицийпрепятствует снижениенормы ожидаемой прибыли. Падение этой нормы происходит в силузакона убывающей производительности капитала. Ввиду возрастающих размеров накопленного капитала перспективы инвестиционных вложений в производство становятся менее благоприятными. Если к тому жепроцентная ставкасохраняется на относительно высоком уровне, денежные средства вкладываются не в оборудование, станки, прирост запасов, а в ценные бумаги. Деньги накапливаются, а не направляются в отрасли, обеспечивающие экономический рост.
Уровень инвестиций будет зависеть от нормы прибыльности и процентной ставки. Если, к примеру, норма прибыльности равна 12%, а процентная ставка—6%, то ожидаемая эффективность капитальных вложений достаточно высока и привлекательна для инвесторов. Если же нормы прибыльности равна 6% и процентная ставка также 6%, то расчет на получение достаточно высоких доходов от расширения и модернизации производства, увеличения запасов сырья и комплектующих оказывается мало привлекательным. Спрос на инвестиционные товары упадет.
Соответственно, центральной категорией, определяющей объем инвестирования, является норма процента. Дж.М. Кейнс предлагает свою теорию нормы процента. Он представляет процент как цену денег, а не капитала, как это было в классической теории. То есть уровень процента определяется не соотношением спроса и предложения капитала, а соотношениемспросаипредложенияденегна денежном рынке. Таким образом, процент представляется элементом, который не зависит от рынка капитала, но влияет на этот рынок.
Предложение денег(MS) определяется общим их количеством в обращении. Определяющим факторомспроса на деньги(MD) Кейнс считает «склонность к ликвидности», то есть общее стремление индивидов хранить свои активы в наиболее ликвидной, денежной форме. Он выделяеттри мотива, определяющихспрос на ликвидность.
Первый мотив – трансакционный, который связан с необходимостью осуществлять куплю-продажу товаров и услуг. Этот мотив прямо пропорционально зависит от общего уровня дохода.
Второй мотив – мотив предосторожности, это накопление наличных денег на случай непредвиденных расходов. В этом случае величина спроса на деньги также прямо зависит от уровня дохода.
Третий мотив – спрос на деньги как активы или спекулятивный спрос, когда деньги для индивидов представляют форму хранения богатства. В этом случае индивид рассчитывает, в какой форме ему выгоднее хранить свои сбережения. Альтернативной формой хранения наличности являются ценные бумаги. Чем выше их доходность (процент), тем выгоднее ценные бумаги, и тем ниже склонность хранить свои сбережения в ликвидной форме. С понижением доходности ценных бумаг эта склонность возрастает.
В результате склонность к ликвидности зависит от двух факторов – дохода (Y) и нормы процента (i). При этом спрос на деньги в целом оказывается зависимым от психологических факторов поведения людей. Любые колебания на денежном рынке вызывают неуверенность индивидов и приводят к усилению «склонности к ликвидности». Это в свою очередь повышает норму процента, что негативно сказывается на инвестициях. Следовательно, в экономике возможна ситуация, когда рост сбережений сочетается с ростом процента, в результате чего накопленные денежные средства не превращаются в инвестиции, а сохраняются в ликвидной форме.
Согласно выводам, к которым пришел Кейнс, экономическое равновесие определяется, в конечном счете, равенством между сбережением и накоплением. А главной проблемой является недостаточность совокупного спроса. Ему препятствует, как уже говорилось, сокращение предельной склонности к потреблению, снижение прибыльности увеличивающегося в размерах капитала, чрезмерное предпочтение ликвидности.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель