logo
IEU_nov_zel_uch

3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению

Эффективный спрос – это спрос, достаточный для реализации всего объема производства при полной занятости. Концепция эффективного спроса становится центральной в экономической теории Дж. М. Кейнса. Его теорию, а также всю школу кейнсианства в связи с этим часто называют экономической теорией спроса. Проблема спроса никогда не ставилась неоклассиками, поскольку они исходили из закона рынков Сэя, согласно которому предложение всегда порождает соответствующий спрос и недостатка этого спроса быть не может. Кейнсианская теория исследует совокупный спрос и его составляющие факторы, рассматривает причины его снижения и способы увеличения и создания эффективного спроса.

В самом общем виде совокупный вопрос состоит из двух частей - потребительский спрос и инвестиционный спрос AD=C+I. Совокупный спрос - это денежный спрос. Спрос на потребительские товары зависит от того, каков объем совокупного денежного дохода и как расходуется этот доход.

Естественно, что с ростом доходов растет и спрос, увеличиваются расходы на потребление. Но они возрастают не в той пропорции, в которой увеличивается доход, другая его часть превращается в сбережения. В качестве причины, по терминологии Кейнса, выступает «основной психологический закон», смысл которого состоит в том, что по мере роста дохода, увеличения богатства, склонность к потреблению снижается. Психология общества такова, что «люди склонны, как правило, увеличивать свое потребление с ростом дохода, но не в той же мере, в какой растет доход». Отмечаются мотивы поведения людей, подталкивающие их к некоторому сдерживанию расходов, направляемых на покупки, и увеличению сбережений (бережливость, предусмотрительность, расчетливость и др.).

То, какая часть пойдет на потребление, определяется предельной склонностью к потреблению и может быть представлена как MPC= ∆C/∆Y, где ∆C – прирост потребления; ∆Y – прирост дохода.

Соответственно, предельная склонность к сбережению имеет вид MPS= ∆S/∆Y, или MPS= 1-MPC, где ∆S – прирост сбережений; ∆Y – прирост дохода.

«Побуждение к удовлетворению неотложных первостепенных нужд человека и его семьи обычно представляет собой более сильный мотив, чем побуждение к накоплению. И последнее только тогда начинает проявляться в полную силу, когда достигнут естественный уровень благосостояния. Это ведет к тому, что с ростом реального дохода, как правило, более высоким оказывается удельный вес той части дохода, которая направляется в сбережения». Отношение потребления к доходу (предельная склонность к потреблению) по мере роста дохода уменьшается. При этом отношении больше 0, но меньше 1, доля потребления в каждом дополнительном долларе дохода падает, а доля сбережений растет.

Отсюда Кейнс делает вывод, что предлагаемое неоклассиками снижение заработной платы, которое снизит доходы большей части населения, приведет к уменьшению потребления и снижению эффективного спроса. Это негативно скажется на объемах производства и приведет к дальнейшему росту безработицы.

Но рост доходов, с точки зрения Кейнса, также негативно воздействует на уровень потребления, посколькурастут сбережения. Объем реализации продукции снижается, что ведет ксокращению производстваи занятости.

С точки зрения классической теории, рост сбережений не является проблемой для экономики, поскольку все сбережения автоматически превращаются в инвестиции посредством колебания ставки процента. С ростом сбережений процент на капитал понижается; это делает более привлекательными инвестиции; объем инвестиций начинает расти, пока средняя норма прибыли не уравняется с понизившимся уровнем процента. А инвестиции являются такой же частью совокупного спроса. Таким образом, сбережения полностью превращаются в инвестиционный спрос (S=I). Следовательно, падение нормы потребления не должно повлиять на объем спроса.

Дж. М. Кейнс критикует классиков по этому вопросу. Он утверждает, что сбережения и инвестиции осуществляются разными субъектами, которые руководствуются своими собственными мотивами. Поэтому они могут не совпадать, а значит, совокупный спрос может быть недостаточен для полной реализации всего объема произведенной продукции.