7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
Основным направлением исследований неокейнсианцев стал динамический макроэкономический анализ. Главные достижения последователей Дж.М. Кейнса были связаны с созданием теорий экономического роста. В рамках этих теорий рассматриваются три момента: 1) условия динамического равновесия; 2) длительные отклонения от динамического равновесия; 3) кратковременные отклонения от динамического равновесия. Начало этих исследований было заложено английским экономистом Роем Форбсом Харродом (1900-1978) и американцем Элвином Хансеном (1887-1975). В 1936 г. выходит первая книга Харрода «Экономический цикл», а в 1941 г. работа Хансена «Налоговая политика и экономические циклы». В конце 1940-50-х гг. появляется целый ряд работ, посвященных этой проблематике. В 1948 г. выходит вторая книга Р. Харрода «К теории экономической динамики» и ряд статей американского экономиста Евсея Дэвида Домара (1914-1998). В 1951 г. издается новая книга Э. Хансена «Экономические циклы и национальный доход», а в 1957 г. Е. Домар представляет свою главную работу «Очерки по теории экономического роста».
Метод, на котором основаны теории неокейнсианцев, обладает характерными особенностями. С одной стороны, эти особенности определяются развитием кейнсианской традиции. Неокейнсианская школа также исходит из принципа неравновесия рыночной системы. В отличие отнеоклассических теорий цикла, которые рассматривали циклические колебания как временные отклонения от состояния равновесия, неокейнсианцы акцентируют внимание нанеравновесныхтенденциях, приводящих экономику в состояние депрессии или бума. Причем механизм возврата к равновесию представляется весьма трудным, в отличие от механизма отклонения от него. В этой связи неокейнсианцы уделяют большое вниманиевмешательству государствас целью предотвратить значительные отклонения конъюнктуры в сторону чрезмерного роста или спада.
С другой стороны, в отличие от теории Дж.М. Кейнса неокейнсианская теория представляет собойдинамический анализ. В кейнсианской теории воспроизводство рассматривалось встатичном состоянии, в рамках краткосрочного периода. Теории его последователей представляли собойисследование долгосрочных динамических процессов.
Еще одним дополнением кейнсианской теории современными экономистами является замена метода перманентного регулирования и направления частных и государственных инвестиций на метод маневрированиягосударственными расходами взависимости от экономической конъюнктуры. Так, в периоды подъема экономики инвестиции ограничиваются, а в периоды замедления или спада - увеличиваются (несмотря на возможный бюджетный дефицит).
Теории экономического роста. В 1950-е гг. некоторые сторонники основных идей экономической теории Кейнса и его последователи по вопросу обоснования необходимости, и возможности государственного регулирования экономики, восприняли кейнсианские идеи в качестве исходной позиции для разработки новых теорий, суть которых сводилась к выяснению и обоснованиюмеханизма постоянных темпов экономического роста. В результате возникли так называемыенеокейнсианские теории роста, основанные на учете системы «мультипликатор-акселератор» и моделировании экономической динамики с использованием взаимосвязи между накоплением и потреблением.
Главными представителями этих теорий экономического роста стали в США профессор Массачусетского технологического института Евсей Домари в Англии профессор Оксфордского университетаРой Форбс Харрод. Их теории (модели) объединяет общий вывод оцелесообразности постоянного (устойчивого) темпа экономического роста как решающего условия динамического равновесия(поступательного движения) экономики, при котором достижимы полное использование производственных мощностей и трудовых ресурсов. Другим положением модели Харрода-Домара является признание предпосылки о постоянстве в длительном периоде таких параметров, как доля сбережений в доходах и средняя эффективность капиталовложений. И третье сходство состоит в том, что оба автора достижение динамического равновесия и постоянного роста считали не автоматически возможным, а результатом соответствующей государственной политики, то естьактивного государственного вмешательства в экономику.
Отличительные признаки в моделях Е. Домара и Р. Харрода обусловлены лишь некоторым различием в исходных позициях построения модели. Так, в основе модели Р. Харрода лежит идея о равенстве инвестиций и сбережений, а всякое отклонение вызывает кризисы (безработицу и инфляцию), а в модели Е. Домара исходным считается равенство денежного дохода (спроса) и производственных мощностей (предложения).
Вместе с тем и Е. Домар, и Р. Харрод едины в своих убеждениях об эффективной роли инвестицийв обеспечении роста дохода, увеличении производственных мощностей, полагая, что рост дохода способствует увеличению занятости, которая в свою очередь предотвращает возникновение недогрузки предприятий и безработицу. Это убеждение вытекает из безусловного признания этими авторами кейнсианской концепции о зависимостихарактера и динамики экономических процессовотпропорций между инвестициями и сбережениями, а именно: опережающий рост первых - причина повышения уровня цен, а вторых – причина недогрузки предприятий и неполной занятости.
Представители неокейнсианского направления указывали, что в концепции Кейнса не учитывается обратное влияние роста дохода на процесс воспроизводства. Эта зависимость объясняется ими на основе действия принципа акселерации. Если Кейнс в своей теории опирался на принцип мультипликатора, который означает, что увеличение инвестиций ведет к многократному увеличению дохода, занятости и потребления, то в США, в теорииЭлвина Хансена(1887-1975), был выдвинут дополнительный принцип -принцип акселератора, означающий, что рост дохода и потребительского спроса вызывает ускоряющийся рост инвестиций в производство (акселератор – это ускоритель). Смысл дополнения в следующем: оборудование используется в течение длительного периода и изнашивается постепенно и возмещается по частям. Поэтому процентное увеличение спроса на товары вызовет рост спроса на инвестиции в большем объеме для возобновления и для расширения производства. Этот эффект влияния дохода на инвестиции был впервые описан в 1909 г. французским экономистомАльбертом Афтальоном(1874-1956). Впоследствии этот принцип был более детально разработан Р. Харродом, английским экономистомДжоном Хиксом(1904-1989) и американским экономистомПолом Самуэльсоном(1915-2009). Коэффициент, который выражает зависимость прироста инвестиций от прироста дохода, получил названиеакселератораи имеет вид:
a= ∆It/ (Yt-1-Yt-2), где ∆It– стимулируемые инвестиции, вызванные ростом дохода;Y– доход;t– время.
Этот коэффициент служит количественным выражением «принципа акселерации», согласно которому, как отмечалось выше, каждый прирост или сокращение дохода, спроса или продукции вызывает (требует) большего в относительном (процентном) выражении прироста или сокращения «индуцированных» инвестиций.
Основу новейшей теории воспроизводства и экономических моделей цикла в западной науке составляет сочетание «принципа акселерации» и «принципа мультипликатора». Получается система взаимодействующих сил: «мультипликатор» вызывает рост дохода, занятости и потребления, а «акселератор» стимулирует новые инвестиции, которые заново приводят в действие весь процесс развертывания «мультипликатора». По мнению западных экономистов, этот «сверхкумулятивный процесс» способен обеспечить непрерывный, бескризисный рост капиталистической экономики, но при условии проведения соответствующей политики государственных расходов. Если же этот «сверхкумулятивный процесс» предоставить самому себе, то есть не регулировать, то он приведет к нарушению экономического равновесия.
«Акселератор», соединенный с «мультипликатором», представлен в виде уравнения дохода Дж. Хикса:
Yt=It+ (I-S)Yt+a(Yt-1-Yt-1), гдеIt– автономные инвестиции; (I-S) – доля потребления в национальном доходе или его приросте.
В зависимости от соотношения мультипликатора (или коэффициента склонности к потреблению) и акселератора динамика национального дохода (Y) или его приростов может принять равномерный или циклическийхарактер. Циклические колебания возникают при соотношении [(I-S) +a]2< 4a. Таким образом, принцип акселератора рассматривается западными экономистами в качестве одного из главных объяснений причин экономических циклов.
Французские экономисты-Франсуа Перру(1903-1987) и другие, сочли необязательным положение Кейнса о регулировании ссудного процента как средства стимулирования новых инвестиций. Полагая, что именно корпорации с преобладанием доли государственной собственности являются доминирующей и координирующей силой общества, они акцентировали внимание на применениииндикативного метода планированияэкономики как определяющего средства воздействия на незатухание инвестиционного процесса. При этом индикативное планирование рекомендуется с целью постановки обязательных задач только для государственного сектора общественного хозяйства и долгосрочных достижимых прогнозов для экономики в целом; альтернативное индикативному - императивное планирование рассматривается как директивное, социалистическое и потому считается недопустимым.
Неоклассический синтез.Кейнсианствозанимало ведущие позиции не только в экономической политике, но и в экономической науке 1940-1960-х гг. Активно развивалась макроэкономическая теория: были созданы различные модели экономического роста и экономического цикла. В качестве неравновесного состояния экономики рассматривались не только фаза спада, но и фаза подъема цикла. Совершенствовались механизмы антициклической политики государства, кредитно-денежных и бюджетных инструментов влияния на экономическую конъюнктуру.
Неоклассика, значительно уступавшая по популярности кейнсианской школе, тем не менее, продолжала развиваться. Одним из важнейших направлений этого развития было переосмысление идей, выдвинутых кейнсианцами. Неоклассика стремилась адаптировать их к своей теории. В результате был создан так называемый неоклассический синтез (виднейшие представители этого направления Дж. Хикс, П. Самуэльсон). Задача его заключалась в том, чтобы представить кейнсианскую теорию как составную часть неоклассической теории. Поскольку неоклассическая и кейнсианская теории исследуют разные состояния экономики – первая рассматривает ситуацию полной занятости, а вторая неполной занятости, - такой синтез возможен, если кейнсианская теория рассматривается как «частный случай» неоклассической теории, посвященный специфическому состоянию экономики в условиях неполной занятости и безработицы. Таким же образом синтезируются и практические рекомендации обеих школ. Если экономика находится в депрессивном состоянии, то применяются кейнсианские меры. Как только достигается состояние полной занятости, в силу вступают рецепты, предлагаемые неоклассиками.
Параллельно развитию маржиналистского направления (неоклассики и кейнсианство) продолжала развиваться институциональная теория. Основной темой, которая занимала экономистов этого направления в 1940-1960-е гг., стал научно-технический прогресс и связанные с ним институциональные изменения в экономике: трансформация форм собственности, смена экономической власти, изменения в деятельности крупных корпораций.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель