Тема 14. Теория регулируемого капитализма
ДЖ. М. КЕЙНСА.
ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ТЕОРИИ НЕОКЕЙНСИАНСТВА
1. Предпосылки возникновения и методология кейнсианской теории.
2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя».
3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению.
4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег.
5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории.
6. Кейнсианская теория и экономическая политика.
7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез.
1. Предпосылки возникновения и методология
кейнсианской теории
В конце 20-х - начале 30-х гг. XX века капиталистическая экономика переживала тяжелейший период «великой депрессии». Кризисное падение производства сопровождалось массовой безработицей. Это был самый глубокий и продолжительный кризис, особенно тяжело поразивший США и страны Европы. Падение производства составило десятки процентов. Официальные показатели безработицы в Великобритании составляли не менее 20%. В Германии они были еще выше. В США без работы оставались 25% и более.
Экономисты не были едины в поисках причин спада. Одни искали объяснение в перенасыщенности спроса, другие, напротив, считали, что спрос упал до чрезмерно низкого уровня. Предлагались различные рецепты выхода из экономического кризиса.
Важным изменением в экономической мысли в этот период является пересмотр взглядов на роль государства в экономике. В конце XIX- начале XX вв. вмешательство государства в экономику ограничивалось в основном антимонопольными мерами. Это не противоречило главной идеи классической экономической теории о саморегулировании рыночной экономики. Мировой экономический кризис 1929-1933 гг. предопределил возникновение новых направлений научных исследований. Все большее распространение получает идея онеобходимости целенаправленной политики правительства по регулированию экономики.
Развитие экономической науки в этот период связано, прежде всего, с именем выдающегося английского экономиста Джона Мейнарда Кейнса (1883-1946). Он был выходцем из научной среды, его отец преподавал в должности профессора экономики в Кембридже. Дж.М. Кейнс был учеником выдающегося ученого, основателя Кембриджской школы экономической мысли, А. Маршалла, однако его научные взгляды получили иное направление развития. Кейнс не только занимался теоретическими разработками, но и принимал активное участие в работе правительственных органов. Он участвовал в конференции, принявшей Версальский договор (против которого выступал с критикой и предсказанием неизбежных последствий). Был членом правительственного Комитета по финансам и промышленности. Выполнял роль консультанта по вопросам финансов и денежного обращения.
Проблемы экономического спада и безработицы были проанализированы Кейнсом в его работе «Общая теория занятости, процента и денег», вышедшей в свет в1936 году. Теоретические воззрения Кейнса, изложенные в этой книге, стали основой нового маржинального направления западной экономической мысли –кейнсианства, поставившего в центр внимания проблемымакроэкономической нестабильности и регулирования экономики. Это произведение принесло ему чрезвычайно широкую известность и признание, поскольку оно уже в 30-е годы послужило теоретико-методологической базойпрограмм стабилизации экономикина уровне правительств государств Европы и США.
Теория Кейнса остается значимой и популярной и до настоящего времени потому, что имеет прямой выход на практику. Она представляет не просто дальнейшее развитие теории, пересмотр теоретических положений классиков, а обосновывает практические рекомендации, направленные на регулирование воспроизводственного процесса. С возникновением теории регулируемого капитализма берут свое начало два направления в экономической науке. Одно из них опирается на учение Дж.М. Кейнса и его последователей и называется кейнсианство, а другое, выдвигающее альтернативные кейнсианству концепции, называется неолиберализм.
Принципиальным положением теории Дж.М. Кейнса является критика классического постулата о равновесии экономической системы. Основными аргументами критики являются пересмотр модели человеческого поведения и выявление внутренних экономических тенденций, нарушающих действие равновесных рыночных механизмов. Кейнс полагал, что при отсутствии свободной конкуренции, когда цены перестают быть идеальным механизмом спроса и предложения, для формирования эффективного спроса, достижения равновесия при полном использовании ресурсов необходимо активное вмешательство государства в экономику. Кейнс создал теоретическую основу для государственного управления совокупным спросом и предвидел все возрастающую роль государства в экономике.
Особое значение имеет кейнсианская методология, которая выходит за рамки какой-либо отдельной проблемы. Многие считают, что предложенная Кейнсом система анализа означала «революцию» в экономической теории. Ее смысл в том, что Кейнс перенес область исследования в сферу преимущественного воспроизводства, взаимодействия обмена и производства намакроуровне(в отличие от неоклассиков, изучавших экономические явления и процессы, главным образом, на микроуровне, на «горизонте» фирм и потребителей).
Кейнс заложил основу исследования функциональных зависимостей и взаимосвязей реальных макроэкономических величин, показал их влияние на ход и тенденции экономического развития. Анализ совокупных экономических показателей открыл новые возможности, выдвинул новые проблемы перед экономической наукой. Автор «Общей теории» показал, что экономический рост зависит от структуры общественного продукта, что равновесие может быть достигнуто и при неполной занятости ресурсов, и что полезно исследовать типичные явления, складывающиеся из массовых устремлений и действий участников экономических процессов.
Проблема, которую стремился решить Кейнс, состояла в том, чтобы уяснить, с какими факторамисвязаныколебания производства и занятости. Нужно было выделить главные переменные, проследить их взаимосвязи и взаимодействие. Автор «Общей теории» исходил из того, что традиционный подход к анализу (на микроуровне) не способен дать решение проблемы.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель