Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
Местные органы власти рассматривают повышение инвестиционной привлекательности территорий в единстве с улучшением экологической обстановки.
Один из продуктивных вариантов решения такой задачи апробирован в США. В этой стране основой управления экосистемой местного сообщества служит генеральный план по природопользованию. Одобренный законодательными органами план выступает в качестве своеобразной эколого-юридической основы для предпринимательской деятельности в конкретном регионе.
Другое важнейшее обстоятельство состоит в том, что этот план ориентирует как местных, так и иностранных инвесторов на перспективы природозащитной политики в регионе, дает возможность оценить целесообразность инвестирования по экологическим параметрам или просчитать вероятные расходы на экологические цели в ходе производственной деятельности.
Поэтому главная задача генерального плана — определить основные природоохранные цели на обозримую перспективу с гарантиями для инвесторов не изменять экологические требования в ближайшие 5-10 лет. Генеральный план обычно включает следующие основные разделы:
1. Общий обзор землепользования в регионе, его структура и возможности хозяйственного, социального и любого другого развития. Здесь рассматривается механизм отчуждения земель для хозяйственных целей. Особое внимание уделяется размещению коммуникационных и коммунальных сетей, перспективному отводу земель под общественные нужды, архитектурным и историческим памятникам, заповедным территориям и другим ограничениям промышленного освоения территории.
2. Общенациональные и местные нормативы по качеству природной среды и допустимому загрязнению. Этот раздел обычно состоит из списков: действующих в регионе общенациональных и местных нормативов; изменений в национальных или местных стандартах, которые одобрены местным законодательным органом исходя из экологической обстановки в регионе; нормативов, по которым от иностранных или местных предпринимателей требуется регулярная отчетность (т.е. показатели, за которыми должны наблюдать сами предприниматели). При этом за исполнительными органами закрепляются полномочия по внешнему контролю и проверке правильности мониторинга).
3. Требования по экологической экспертизе и экологическому лицензированию (паспортизации) производства. В этом разделе четко оговариваются условия проведения экологической экспертизы намечаемых проектов, сроки, ответственность, процедура обсуждения и утверждения. Аналогичным образом оговариваются условия и процедура выдачи разрешений на эксплуатацию хозяйственных объектов и их модернизацию исходя из экологических параметров вводимых хозяйственных объектов, их соответствия принятым нормативам по допустимому загрязнению.
4. В некоторых планах дается подробная информация о территориях, на которые распространяется мораторий на хозяйственное освоение. К ним относятся исторические районы, заповедные территории, а также территории, обеспечивающие, например, социальную инфраструктуру и ее функционирование. В соответствующих условиях могут быть оговорены и определенные требования по удаленности промышленных объектов от мест жительства (буферные зоны) и сопряженные или аналогичные требования.
5. Конкретная информация о рычагах управления экологической обстановкой (платежи, налоги, а также налоговые и другие льготы). Принципиально важный ее компонент - система экологических санкций за нарушение режима экологической безопасности.
6. Ключевой момент генерального плана — создание арбитражного механизма для разрешения вероятных споров между инвесторами и местной администрацией или любых других конфликтов.
7. Соглашения по управлению экологической обстановкой, которые заключены с сопряженными штатами и регионами (например, использование акватории, источников питьевой воды и т.п.).
8. Условия получения консультаций, экспертных оценок по возникающим проблемам, указываются организации и фирмы, консультирующие администрацию по управлению экологической обстановкой.
Следует отметить, что существенным моментом в современной практике управления развитием местных сообществ является обновление состава индикаторов, используемых в планировании и мониторинге. Этот процесс связан, в первую очередь, с реализацией в зарубежных странах стратегий устойчивого развития, предусматривающих в том числе, сохранение высокого качества окружающей среды. Ввод такого компонента в целевую функцию стратегических планов сопряжен с изменением состава индикаторов.
Так, например, в США в совокупность показателей, применяемых в планировании и контроле и отражающих качество жизни населения местных сообществ, включены: выбросы парниковых газов; дни со средним и высоким уровнем загрязнения воздуха; реки хорошего и высокого качества; количество производимых и перерабатываемых отходов.
Шахов О.Ф.
- Воронежский государственный университет
- Содержание
- Developments of estonian regional policy
- Результаты стратегического анализа социально-экономической системы городского округа город воронеж
- Формирование благоприятного инвестиционного климата территорий: зарубежный опыт для россии
- Стратегические цели и направления развития системы высшего образования воронежской области
- Роль местных органов власти в улучшении экологической обстановки: зарубежный опыт
- Государственные и публичные услуги: теоретические основания
- Организационно-правовые аспекты предоставления публичных услуг
- Swot-анализ индустриального сектора городского округа город воронеж
- Задачи кластерной политики на федеральном и региональном уровнях власти и управления
- Механизм воздействия государства на инвестиционную деятельность в регионе
- О роли государства в формировании интегрированных структур в оборонно-промышленном комплексе
- Содержание категории «инвестиции» в классической экономической теории
- Экономико-организационное обеспечение местной социально-экономической политики
- Оценка факторов стратегического развития и реализации промышленной политики муниципальных образований
- Развитие методологии бизнес-поддержки инновационных проектов
- Организационно-экономический механизм
- Управления инвестиционно-инновационной
- Деятельностью на мезоуровне в условиях
- Структурных преобразований
- Управление структурными преобразованиями на муниципальном уровне как основа совершенствования процесса межбюджетного регулирования
- Регулирование инновационного развития: кадровый аспект
- Управление инновациями как основа стратегического развития предприятия
- Процесс стратегического управления
- Процесс инновационного управления
- Управление рисками коммерческого банка: выбор стратегии развития с использованием инструментария теории игр
- Повышение инвестиционной привлекательности на основе комплекса маркетинга
- Комплексный подход к позиционированию крупных муниципальных образований
- Стратегическое планирование потребности в персонале
- Формирование трудового потенциала региона
- Сочетание элементов регионального и
- Корпоративного подходов к
- Регулированию взаимодействия между
- Предпринимательскими структурами
- Моделирование территориальной дифференциации общества
- Иновационный кластер как фактор развития региона
- Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы
- Управление марками: выбор стратегии расширения
- Особенности современного этапа модернизации экономики страны
- Управление производительностью труда на промышленном предприятии: экономико-статистический подход
- Процесс внедрения системы управления проектами на предприятии
- Стратегический анализ развития территориальных образований
- Согласование контура стратегического управления регионом
- Подход к формированию системы индикаторов оценки эффективности управления
- Формирование системы показателей социально-экономической безопасности региона
- Трансдисциплинарность в региональных исследованиях: измерение уровня энтропии
- Анализ системы местного самоуправления курской области
- Управление пространственно-экономической трансформацией
- Социальная стратификация в контексте распространения информационного бизнеса
- Исследование потенциала трудовых ресурсов при подготовке конкурентоспособного специалиста
- Сущность управления социально-экономической подсистемой региона
- Теоретические основы кластерного подхода к управлению региональной экономикой*
- Выбор направлений акционерного инвестирования
- Повышение конкурентоспособности малых предприятий в контуре регионального управления
- Развитие предприятий в условиях финансового кризиса: инвестиционный подход
- Особенности адаптационных процессов вынужденных мигрантов на региональном уровне
- Дифференциация денежных доходов населения на межрегиональном и внутрирегиональном уровнях
- Категория «рынок труда» в системе современных научных взглядов
- Этапы жизненного цикла интегрированных структур
- Стратегия социально-экономического развития моногородов: проблемы и перспективы
- Практика создания и функционирования электронного правительства в развитых государствах
- Причины и последствия уклонения от уплаты налогов
- Зарубежный опыт общественно-частного партнерства
- Приорететное развитие животноводства в воронежской области
- Двухкритериальный (эколого-экономический) анализ управленческих решений по устойчивому развитию территорий