Нормативно-правовые акты регулирования ценообразования в Республике Беларусь.
В любой рыночной стране государство, тем или иным способом, вмешивается в процесс формирования цен, так как без его участия процесс формирования цены приводит к деформациям в экономике и экономически-неоправданному ухудшению положения отдельных субъектов и секторов экономики.
Регулирование ценообразованием реализуется 2 путями:
путем прямого регулирования (административного) – осуществляется в соответствии со статьей 8 Закона РБ «О ценообразовании» с применением методов установления:
-фиксированных цен
-предельных цен (тарифов)
-предельных нормативов рентабельности, использующихся для определения суммы прибыли, подлежащей включению в регулируемую цену
-предельных торговых надбавок (скидок к ценам)
-порядок определения и применения цен (тарифов)
-декларирование цен (тарифов)
Решение о выборе конкретного метода регулирования цен применяется исходя из государственных интересов, отраслевых особенностях, финансового состояния организации.
путем косвенного регулирования - осуществляется через воздействие на ценообразовательные факторы, путем проведения мероприятий в области кредитно-денежной, налоговой, тарифной политики, разработку стандартов поведения в ценовой рекламе, препятствующей недобросовестной конкуренции.
Государственное регулирование цен предполагает введение или отмену ценовых и других лимитов по различным товарам(лимит на электроэнергию, топливо и т.д.), непосредственное изменение уровня отдельных цен и нормативов, налоговых и кредитных ставок, платежей, фиксирование( замораживание) цен на определенный период и т.д.
Цели государственного регулирования цен в следующем:
-не допустить роста цен в результате монополизма производителей
-способствовать созданию нормальной конкуренции, ориентирующейся на снижение затрат, не допустить разрушительной конкуренции
-обеспечить относительный паритет цен во всех звеньях экономики
-достигнуть определенных социальных результатов, в частности, обеспечить поддержание прожиточного минимума, возможность приобретения в достаточном количестве товаров первой необходимости.
Сохраняется необходимость регулирования цен (тарифов) на продукцию, обеспечивающую национальную, продовольственную, экологическую безопасность.
Степень государственного регулирования должна дифференцироваться в зависимости от социальной значимости товаров и услуг, состояние конкретной среды вида продукции (отечественная или импортная).
Оперативное решение актуальных проблем в области ценообразования осуществляет «Комиссия по координации деятельности республиканских органов государственного управления по вопросам ценообразования при Совете Министров РБ».
2. Поскольку существует государственное регулирование цен, то существует и государственный контроль за ценами, так как нарушение дисциплины цен ведет к необоснованному получению прибыли.
01.02.1993г. утверждено Положение о государственном контроле за применением цен.
02.12.1994г. принято «Постановление Кабинета Министров о Повышении Эффективности контроля за ценами». Ответственность за нарушение законодательства РБ о ценообразовании предусмотрена Законом о ценообразовании и другими документами.
Контроль за соблюдением действующего порядка формирования и применения цен осуществляется Комитетом государственного контроля, органами ценообразования, Министерствами и другими органами государственного управления, подчиненными правительству РБ.
В систему органов ценообразования входят: Департамент ценовой политики, Министерство экономики, управление ценовой политики облисполкома и Минского горисполкома, инспекторы по контролю за ценами в городах, районах и районах городов.
Основные задачи органов контроля: социально-экономический анализ и экспертиза формирования цен, их экономическая обоснованность с учетом отражения затрат, прибыли, налогов, качества продукции, профилактика нарушения дисциплины цен.
Органы контроля принимают решения о применении экономических санкций за нарушение дисциплины цен и о наложении штрафов в соответствии с законодательством.
Государственный контроль за ценообразованием осуществляется во взаимодействии с Комитетом государственного контроля, прокуратурой, Государственным налоговым комитетом и министерством финансов.
Может осуществляться общественный контроль за соблюдением прав потребителя в сфере торгового, бытового и иных видов обслуживания потребителя со стороны общественных объединений потребителей.
Основные принципы формирования и регулирования цен в условиях перехода РБ к рынку
При переходе от административной системы управления к рыночному хозяйству необходимо государственное регулирование цен и контроль за ними. В связи с этим решается триединая задача:
1.поддержание приемлемого уровня жизни населения;
2.стимулирование производства, прежде всего наиболее дефицитных товаров повседневного спроса;
3.предупреждение резких скачков цен и заработной платы и обеспечение общеэкономической ситуации, максимально приятной для деловой активности.
Государственное регулирование цен в РБ связано с особенностями социально-экономического положения РБ:
1 экономика РБ характеризуется высокой степенью монополизации производства, в том числе товаров народного потребления.
2 контроль со стороны государства и обоснованная политика цен важны в условиях высоких темпов инфляции. Нельзя допустить падения жизненного уровня населения, надо оказывать воздействие на соотношение цен и доходов.
Принципы формирования и регулирования цен должны обеспечить макро и микроэкономическое регулирование ценообразующих процессов экономики РБ.
На уровне макроэкономики механизм действия цен не должен быть изолирован, а находится во взаимодействии с денежно-кредитной и бюджетно-финансовой системой. Механизм увязывается созданием специальных административно-правовых механизмов, регулирующих процессы ценообразования на макроуровне.
На микроуровне цены формируются в направлении приближенном к мировым стандартам рыночной экономики, существует прямое регулирование уровней и соотношений цен и контроль за ценами.
Принципы формирования и регулирования цен связаны с положениями:
- цены должны быть такими, чтобы покрыть затраты предприятия на производство, обеспечить расширенное производство;
- уровень цен должен быть таким, чтобы обеспечить поступление в доход бюджета налогов для государства;
- цены должны «сигнализировать» потребителям продукции о затратах на производство и побуждать их к рациональному расходованию приобретенных продуктов;
- цены должны стимулировать производство продукции, если это выгодно, и наоборот, способствовать его снижению, когда затраты превышают потребительскую стоимость товара;
- с целью обеспечения расширенного производства уровень цен на приобретенную продукцию должен приводить к снижению цены на единицу потребительской стоимости, что обеспечит социально-экономическую эффективность потребителя.
3. Основным документом в области ценообразования РБ является Закон "О ценообразовании" от 10.05.1999г. Документ определяет правовые основы государственной политики в области ценообразования РБ, сферу применения свободных и регулируемых цен, полномочия государственных органов, осуществляющих регулирование ценообразования и контроль за ним, права, обязанности, ответственность организации.
В Законе даны определения основных категорий, понятий ценообразования, охарактеризованы субъекты ценообразования, раскрыты принципы установления и регулирования цен (тарифов), изложены принципы ценообразования, определена государственная политика ценообразования, полномочия субъектов ценообразования, государственный контроль за соблюдением порядка ценообразования.
В Законе РБ отмечено, что применяются свободные цены, в исключительных случаях – регулируемые цены (тарифы) – на товары (работы, услуги), занимающие доминирующее положение на товарных рынках РБ, отдельные социально-значимые товары по конкретному перечню, установленному президентом или Советом министров РБ и другие виды цен.
Фиксированные цены устанавливаются государственными органами, наделенными соответствующими правами, на продукцию:
- белорусская нефть и нефтепродукты;
- природный газ изжиженный;
- электроэнергия;
- водка белая и спирт;
- отдельные виды коммунальных услуг;
- серийная продукция оборонного назначения.
- Тема: «введение».
- Тема 1: «Цены в механизме функционирования экономики».
- Тема 2: «теоритические основы рыночного ценообразования».
- Тема 3: «государственное регулирование цен и ценообразования».
- Цели и методы государственного регулирования.
- Система государственного ценового регулирования в Республике Беларусь.
- Нормативно-правовые акты регулирования ценообразования в Республике Беларусь.
- Тема 4: «методы и стратегии ценообразования».
- Методы ценообразования, их содержание, характеристика.
- Стратегии ценообразования.
- Тема 5: «цены в экономике».
- Формирование цен в экономике предприятия.
- Учет предприятиями условий поставки в ценах. Франкировка отпускных цен.
- Отпускные цены на продукцию промышленности их формирование и применение. Регистрация отпускных цен.
- Тема 6: «розничные цены ны товары народного потребления».
- 1.Формирование розничной цены на рынке товаров народного потребления. Модели розничных цен.
- 2.Регулирование, порядок обоснования и распределения торговой надбавки.
- 3.Документальное оформление и изменение розничных цен.
- Предельная торговая надбавка включает надбавку оптовой торговли в случае участия посредника в товародвижении. Порядок распределения торговой надбавки определяется по соглашению сторон либо поровну.
- Тема 7. Особенности национального ценообразования на отдельных рынках тоаваров и услуг.
- Факторы, определяющие особенности формирования закупочных цен на сельскохозяйственную продукцию:
- Особенности ценообразования на услуги связи.
- Ценообразование на туристические услуги.
- Особенности ценообразования в туризме:
- Особенности ценообразования на рынке бытовых услуг.
- Тема 8. Ценооблразование во внешнеторговой деятельности организации.
- Виды цен мирового рынка