2. Экономическая мысль древневосточных государств
Первые попытки толкования идеальной модели социально-экономического устройства общества и условий создания богатства содержатся в дошедших до нашего времени письменных источниках древневосточных цивилизаций. К таким источникам относятся древнеегипетские папирусы конца IIIт.л. до н.э., законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) в Вавилонии, древнеиндийский источник АртхашастраIV-IIIвв. до н.э., учение Конфуция (551-479 гг. до н.э.) в Китае и другие.
Главной особенностью древневосточных цивилизаций являлся практически полный контроль государства над обществом. По форме власти древневосточные цивилизации представляли собой деспотии с абсолютной властью монарха. Все население являлось подданными верховного правителя. Государство выступало верховным собственником земли и оросительных систем, осуществляло управление экономикой, распределяло трудовые ресурсы на выполнение общественно значимых работ (строительство ирригационных систем, дорог, храмов, укреплений), осуществляло сбор налогов, регулирование кредитных операций, торговли, долгового рабства. Основной рабочей силой были свободные крестьяне-общинники, обязанные выполнять трудовые повинности. Для общества характерна была высокая степень социального неравенства и строгая сословная иерархия. В таком обществе недовольство населения могло привести к массовым выступлениям, восстаниям и, в результате, к значительным экономическим потерям и разрушениям. В этих условиях стабильность могла быть обеспечена с помощью государственной поддержки, опеки малообеспеченных слоев за счет государственных продовольственных запасов, особенно в неурожайные годы, и с помощью жесткого государственного контроля над экономикой и настроениями в обществе. Поэтому в центре экономических взглядов древневосточных авторов оказались вопросы создания государственного богатства и проблемы организации государственного управления обществом и хозяйством страны.
Документы и сочинения политиков и философов были посвящены, прежде всего, проблеме государственного управления. Следовательно, предметомэкономической мысли являласьмакроэкономика, то есть хозяйственные отношения в масштабах общества.Методисследований был преимущественно нормативный, и сочинения были написаны в основном в форме рекомендаций о том, как лучше управлять государством. Нормы социально-экономических отношений в значительной степени обосновывались существующими традициями и религиозными представлениями, с точки зрения морали и нравственности. Выразители экономической мысли – философы и правители стремились идеализировать и рассматривали как «естественный порядок» социальное неравенство, неприкосновенность частной собственности, деспотическую форму власти и высокую степень государственного контроля над обществом и экономикой. Именно такая система могла обеспечить, по их мнению, стабильность и порядок в обществе и увеличение богатства государства, а значит и благосостояния всех подданных.
Остановимся на наиболее известных источниках экономической мысли Древнего Востока и рассмотрим основные теоретические положения, нашедшие отражение в этих документах.
Древний Египет. На примере этой страны наука располагает двумя самыми ранними памятниками экономической мысли. Один из документов относится примерно к 2200 г. до н.э., получил название «Поучение гераклеопольского царя своему сыну». В этом «Поучении» приводятся правила государственного управления и руководства хозяйством, овладение которыми для правителя также важно, как всякая другая сфера искусства. Другой документ – «Речение Ипусера» датирован 1800 г. до н.э. Главная его идея – не допускать бесконтрольного роста ссудных операций и долгового рабства во избежание обогащения «простолюдинов» и начала в стране социальных конфликтов и гражданских войн.
Вавилония. Экономическая мысль Вавилонии представлена в кодексе законов царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), относящихся примерно к 1760 г. до н.э. В соответствии с этими законами во избежание разрушения натурально-хозяйственных отношений и ослабления государственных структур и армии из-за сократившихся налоговых поступлений в казну устанавливались чрезвычайно жесткие правовые нормы. Особое внимание уделялось укреплению частной собственности, в том числе собственности воинов, находящихся на государственной службе: «за несвоевременную уплату долгов ни царские воины, ни другие граждане более не лишаются своих земельных наделов». Посягательство на чужую (частную) собственность сурово наказывалось. Регулировались кредитные отношения и долговое рабство, строго определялся срок долгового рабства (до трех лет) и размер процента денежной (20%) и натуральной (33%) ссуды.
Древний Китай. Экономическая мысль древнего Китая представлена в рассужденияхКонфуция(Кун Фу-Цзы 551-479 гг. до н.э.), в его сборнике «Лунь-юй» («Беседы и суждения»), а также в коллективном трактатеIV-IIIвв. до н.э. «Гуань-цзы».
Рассуждения Конфуция стали основой конфуцианства - этико-политического учения, оказывавшего огромное влияние на развитие духовной культуры, политической жизни и общественного строя Китая на протяжении более чем двух тысяч лет.
Конфуций один из первых придерживался концепции «естественного порядка». Он признавал божественное и природноеделение людей на сословияи считал, что существующий порядок неустраним.
Конфуций выступал как сторонник регламентированных патриархальныхотношенийи защиты государством экономического благополучия родовой знати. В то же время он настаивал на мысли, что толькообразованныйправитель, являясь «отцом народа» и гарантом «правильного действия», способен реально повлиять наравномерное распределениесоздаваемого обществом богатства. Конфуцианство призывало монархов управлять народом не на основе законов и наказаний, а на основеобычного права, при помощи примеров нравственного поведения; не обременять народ тяжелыми налогами и повинностями.
Конфуций считал обязательным долгом каждого человека стремиться к моральному совершенствованию, постижению «естественных правил уважения старших, дружбе с братьями». Эти правила создавали духовную основу стабильности общества.
Авторы «Гуань-цзы» в качестве основной выдвигали задачу «сделать государство богатым и народ довольным» посредством равномерного распределения богатства без обогащения торговцев и ростовщиков. Выступали за незыблемость сословного деления общества, утверждая, что не может быть, чтобы «все были знатны», так как «некому было бы трудиться». В числе мер по стабилизации натурально-хозяйственных отношений наиболее важными они считали регулирование государством цен на хлеб, создание государственных запасов хлеба. Авторы «Гуань-цзы» предлагали «справедливую (государственную) торговлю зерном» для сезонного выравнивания цен: осенью закупать зерно «не слишком дешево», а весной продавать «не слишком дорого». Рекомендовали введение льготных кредитов земледельцам; для пополнения государственной казны предлагали замену прямых налогов на железо и соль косвенными (перекладывая эти налоги на производимые с их использованием товары) и др.
Помимо конкретных рекомендаций в области рыночного регулирования в «Гуань-цзы» присутствует и идея общетеоретического принципа экономического равновесия, проявляющегося в соотношении спроса и предложения на рынке: «Рынок – это то, по чему знают, порядок или беспорядок в состоянии хозяйства».
Основными составляющими богатства в трактате названы золото, жемчуг и иные материальные блага, «товарная сущность которых на рынке не подлежит сомнению». При этом роль золота как товара и меры исчисления богатства определялась, прежде всего, его природным предназначениемвыступать в качестведенег.
Древняя Индия. Наиболее известным документом древнеиндийской экономической мыслиIV-IIIвв. до н.э. является трактат «Артхашастра», означающий учение («артха») о доходах («шастра»). Его автором считается Каутилья (IVв. до н.э.) – древнеиндийский государственный деятель. В трактате описывается идеальное государство с разветвленной полицейской системой и сильной царской властью. Признается право частной собственности. Указывается, что накопление богатства естественным образом предполагает деление общества на рабов и свободных граждан – ариев, для которых не должно быть рабства. Но каждый, кто не возвращает долги за пользование землей, должен разделить участь низшего сословия на время или навсегда. Определены экономические функции государства: государство обеспечивает охрану ирригационных сооружений, льготное землепользование, освоение источников руды, строительство дорог, развитие промыслов, борьбу со спекулирующими торговцами и т.д. Выдвигается требование о необходимости регулирования распределения торговой прибыли между купцами и государством. Выступая за регулирование государством хозяйственной деятельности, Каутилья выдвинул эмпирический вариант дифференциации в цене товара издержек производителей и купцов; им предлагались заранее устанавливаемые нормативы торговой прибыли в размере 5 и 10% соответственно от цены товара местного и иностранного происхождения.
- История
- Предисловие
- Введение
- Раздел 1
- Тема 1. Предмет и метод истории экономических учений. Экономические учения древневосточных государств и античного мира
- 1. Предмет и метод истории экономических учений. Основные этапы развития экономической мысли
- 2. Экономическая мысль древневосточных государств
- 3. Экономическая мысль Древней Греции и Рима
- 3.1. Экономическая мысль Древней Греции
- 3.2. Экономическая мысль Древнего Рима
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 2. Экономическая мысль в средние века. Возникновение утопического социализма
- 1. Экономическая мысль европейского средневековья
- 2. Экономическая мысль мусульманского средневековья
- 3. Возникновение утопического социализма
- 4. Средневековая экономическая мысль России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Этапы развития меркантилизма
- 3. Основные теоретические положения меркантилизма
- 4. Особенности меркантилизма в европейских странах и в России
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- 2. Экономические взгляды у. Петти и п. Буагильбера
- 3. Основные идеи физиократов. Экономическое учение ф. Кенэ
- 4. Развитие теории физиократов во взглядах а. Тюрго
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 5. Английская классическая политэкономия. Экономическое учение адама смита
- 1. Условия возникновения экономического учения а. Смита
- 2. Предмет исследования в теории а. Смита. Учение о разделении труда как условии роста богатства общества
- 3. Методология экономического учения а. Смита. Концепция естественного порядка и экономического либерализма
- 4. Трактовка теоретических проблем. Теория стоимости и доходов, денег, понятие производительного труда
- 5. Учение о капитале и его воспроизводстве в теории а. Смита
- 6. Экономическая свобода, монополии и экономическая политика государства
- 7. Теория международной торговли и критика протекционизма
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 6. Развитие классической политэкономии в теории давида рикардо
- 1. Развитие классической политэкономии в теории д. Рикардо. Предмет и метод исследования
- 2. Основные теоретические положения. Теория стоимости д. Рикардо
- 3. Теория распределения доходов д. Рикардо: заработная плата, прибыль, земельная рента
- 4. Международная торговля, денежное обращение, проблема воспроизводства в теории Рикардо
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Литература
- Тема 7. Дальнейшее развитие классической политэкономии в первой половине хiх в.
- 1. Развитие классической политэкономии во Франции. Ж.Б. Сэй, ф. Бастиа
- 2. Развитие классической политэкономии в Англии. Т.Р. Мальтус, н. Сениор
- 3. Классическая политическая экономия в сша. Г.Ч. Кэри
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 8. Завершение классической политэкономии в середине XIX в.
- 1. Экономическая теория Дж.С. Милля
- 2. Экономическая теория к. Маркса
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 9. Оппоненты классической школы: мелкобуржуазная политэкономия. Утопический социализм
- 1. Экономическое учение с. Сисмонди
- 2. Экономическая концепция Прудона
- 3. Утопический социализм к. Сен-Симона, ш. Фурье и р. Оуэна
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- 2. Экономические концепции ф. Листа и старой исторической школы
- 3. Экономические концепции новой исторической школы
- 4. Экономические концепции новейшей исторической школы
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 11. Маржинализм
- 1. Методологические принципы маржинализма
- 2. Австрийская школа предельной полезности
- 3. Лозаннская школа маржинализма.
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 12. Неоклассическое направление экономической науки. Англо-американская школа
- 1. Неоклассическое направление экономической науки. Кембриджская школа: а. Маршалл и а. Пигу
- 2. Американская школа: Дж.Б. Кларк
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Раздел 3
- 2. Основные течения на первом этапе институционализма -
- 20-30-Е гг. XX в.
- 3. Второй этап развития институционализма - 1940-60-е гг.
- 4. Третий этап. Современный институционализм – 1970-90-е гг. Неоинституционализм
- Вопросы для обсуждения
- Тестовые задания
- Рекомендуемая литература
- Тема 14. Теория регулируемого капитализма
- 2. Проблема занятости и безработицы. Критика «закона Сэя»
- 3. Концепция «эффективного спроса». Склонность к потреблению и сбережению
- 4. Сбережения и инвестиции в кейнсианской теории. Теория процента и денег
- 5. Концепция мультипликатора в кейнсианской теории
- 6. Кейнсианская теория и экономическая политика
- 7. Экономические теории неокейнсианства. Неоклассический синтез
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 15. Неолиберальное направление экономической науки во второй половине хх века
- 1. Общая характеристика неолиберализма
- 2. Неолиберализм и социальное рыночное хозяйство. Ордолиберализм. Фрайбургская школа
- 3. Либерализм. Лондонская (неоавстрийская) школа
- 4. Развитие неоклассики. Монетаризм: чикагская школа
- 5. Теория экономики предложения. Теория рациональных ожиданий
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Тестовые задания
- Список рекомендуемой литературы
- Тема 16. Экономическая мысль в россии в хх веке
- 1. Особенности развития российской экономической мысли в XX веке. Организационно-производственная школа а.В. Чаянова
- 2. Теория «длинных волн» в экономике н.Д. Кондратьева
- 3. Экономико-математические разработки оптимального планирования в трудах российских ученых
- 4. Дискуссии о реформировании экономики в период «перестройки»
- 5. Альтернативные концепции и программы рыночных реформ в России. Монетаристская концепция проведения рыночных реформ
- Вопросы и задания для самоконтроля
- Список рекомендуемой литературы
- Заключение
- Учебно-методические материалы
- Тема 7. Завершение классической политэкономии в к. Хiх века
- Тема 11. Неоклассическое направление. Англо-американская школа
- Раздел 3. Экономические учения эпохи регулируемой рыночной экономики
- Тема 12. Институциональное направление в истории экономической мысли
- Тема 13. Теории рынка несовершенной конкуренции
- Тема 14. Экономическая теория регулируемого капитализма Дж. М. Кейнса. Неокейнсианство
- Тема 15. Развитие экономической науки во второй половине хх века. Неоклассическое направление и неолиберализм
- Тема 16. Экономическая мысль в России в хх веке (2ч)
- 2. Планы семинарских занятий
- 4. Вопросы для подготовки к экзамену (зачету) по дисциплине «история экономических учений»
- 5. Тестовые вопросы по дисциплине
- Рекомендуемая основная и дополнительная литература
- 1. Основная учебная литература
- 2. Дополнительная литература
- Именной указатель