11.2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Типы фирм
Предприятие (фирма) — самостоятельная хозяйственная единица, владеющая определенным набором производственных факторов для производства и реализации материальных благ и услуг. Основные функции предприятия сводятся к удовлетворению спроса потребителей в определенных видах продукции и услуг и максимизации прибыли, что является и целью хозяйственной деятельности предприятия.
Эта цель может быть достигнута только при оптимальной комбинации применяемых производственных факторов, инновационной политике, хозяйственном риске.
В структуре национальной экономики предприятие является ее первичным звеном, ибо здесь происходит непосредственное соединение производственных факторов с целью создания материальных благ и оказания услуг, единение личных и коллективных интересов.
Упорядоченная совокупность предприятий и их объединений образует единый хозяйственный комплекс страны.
В рыночной экономике предприятие самостоятельно планирует основные направления и условия своей деятельности, распоряжается трудовыми, материальными и финансовыми ресурсами. Оно само выбирает деловых партнеров, вступает в договорные отношения с ними, само организует внешнеэкономическую деятельность. Организационные формы управления также определяются самим предприятием. Оно свободно в выборе видов хозяйственной деятельности и реализует последнюю в рамках существующего законодательства. Предприятие само определяет организационную структуру, структуру управления, штатное расписание.
В предприятии как хозяйственной единице заключается единство производительных сил и производственных отношений. Поэтому следует различать технико-экономическую и социально-экономическую стороны деятельности предприятия. С точки зрения первой, предприятие рассматривается как организационная форма производства, как определенный «тип кооперации труда, направленной на экономию общественного труда», с точки зрения второй, — как хозяйствующий субъект в системе производственных отношений.
Наиболее типичными признаками предприятия, характеризующими его как первичное звено в производственной структуре народнохозяйственного комплекса, являются его экономическая обособленность и хозяйственная самостоятельность. Экономическая обособленность предприятия предопределена его сущностной природой как товаропроизводителя, осуществляющего свое индивидуальное воспроизводство. Она проявляется в обособлении ресурсов предприятия в виде замкнутого хозяйственного оборота; осуществлении воспроизводства за счет результатов своей хозяйственной деятельности, наличии специфических экономических интересов. Экономическая обособленность предприятия в известной мере относительна, ибо полностью обособиться от общественного производства ни одна составляющая его единица не может. Поэтому степень такой обособленности обусловлена формой собственности и уровнем обобществления производства.
Хозяйственная самостоятельность есть форма проявления экономической обособленности предприятия.
Типология предприятий (фирм) может основываться на разных критериях – особенностях организации, размере, форме собственности, типе рыночного поведения.
В развитых рыночных структурах сложились устойчивые организационно-правовые формы предпринимательства. Рассмотрим основные из них.
Единоличное владение - это такое предприятие, владельцем которого является одно лицо или одна семья, получающие весь доход и несущие полную ответственность за принимаемые экономические решения. Поэтому имущественная ответственность распространяется на все имущество предпринимателя, в котором нет четко выраженного различия между его частью, приносящей доход, и частью, предназначенной для удовлетворения личных нужд. Его достоинства - простота в организации; полная самостоятельность хозяйствующего субъекта (он одновременно и владелец, и предприниматель, и менеджер, и работник); обеспечение конфиденциальности деятельности. Трудности, испытываемые при использовании данной формы предпринимательской деятельности, сводятся к следующему: проблемы с привлечением значительных дополнительных капиталов для расширения предприятия; неопределенность сроков деятельности (юридически фирма может прекратить свое существование в связи со смертью владельца или его банкротством); неограниченная ответственность за долги; недостаток специализированного менеджмента.
Партнерство (товарищество) — объединение двух или более индивидуальных предпринимателей как совладельцев бизнеса в целях получения прибыли. Функционирует на основе соглашения между его членами (устного или письменного), которое включает следующие моменты: полномочия каждого партнера; способ распределения прибыли и покрытия возможных убытков; сумма инвестируемых каждым партнером средств; продолжительность соглашения; процедура принятия новых партнеров и ликвидации партнерства. В хозяйственной практике существует несколько видов партнерств. Партнерство с неограниченной ответственностью — организационно-правовая форма предпринимательства, предусматривающая взаимные обязательства его участников на основе паевой и солидарной ответственности. Неограниченная ответственность означает, что члены партнерства отвечают по его обязательствам всем своим движимым и недвижимым имуществом; солидарная — что имущественные претензии кредитор может предъявить в полном объеме к любому из участников партнерства. Распределение прибыли или убытков осуществляется здесь пропорционально вкладу (паю) в совокупном капитале.
Поскольку такое партнерство создается на основе объединения индивидуальных капиталов, как правило, каждый пайщик обязан лично участвовать в его деятельности.
Партнерство с ограниченной ответственностью означает, что ответственность членов партнерства по его обязательствам ограничена их вкладом (паем) в капитал общества. Это довольно распространенная форма предпринимательской деятельности, ибо она предполагает наиболее оптимальное объединение имущества членов партнерства для достижения ими уставных целей. В данной форме предпринимательства каждый участник рискует лишь той долей имущества, которая передана им партнерству.
Смешанное (коммандитное) партнерство предполагает, что наряду с членами партнерства, отвечающими по его обязательствам всем своим имуществом, имеются и такие, ответственность которых ограничена их паем. Такая форма предпринимательства позволяет привлекать дополнительные капиталы тех физических или юридических лиц, которые заинтересованы в выгодном размещении свободных денежных средств. Это расширяет экономические возможности партнерства, создает предпосылки для реализации крупномасштабных экономических проектов. Разумеется, что в данном случае коммандисты должны досконально знать финансово-экономическое состояние тех хозяйствующих субъектов, которым они доверяют свои финансовые и материальные средства.
Достоинства партнерства в том, что оно обычно мощнее единоличного владения в финансовом отношении, появляется также возможность использования квалифицированного менеджмента (да и сами партнеры могут специализироваться по различным направлениям).
К недостаткам относятся неограниченная материальная ответственность, возможная несовместимость партнеров; разорение вследствие крупного просчета одного из партнеров.
Корпорация (акционерное общество) — уставное общесто с правом юридического лица, создаваемое в разрешительном порядке и обладающее основным капиталом, разделенным на определенное число долей, представленных акциями. Акционерами могут быть как физические, так и юридические лица.
Корпорации бывают двух видов - открытые и закрытые. Акции открытых обществ распространяются путем свободной продажи. Их могут приобретать как предприятия, так и частные лица. Как правило, такие общества создаются в тех случаях, когда требуется привлечение больших капиталов. Корпорация является закрытой, если обращение ее акций на рынке ценных бумаг запрещено или ограничено уставом общества. Если участник выходит из состава такого общества, то его акции могут покупать только оставшиеся акционеры.
Высшим органом акционерного общества является общее собрание акционеров. Фактически же решения принимаются группой акционеров, владеющих контрольным пакетом акций, т.е. таким их количеством, которое обеспечивает устойчивое большинство голосов на собраниях акционеров.
Достоинство акционерных обществ состоит в том, что, во-первых, при акционировании достигается максимально возможная концентрация капитала; во-вторых, усиливается контроль над собственностью, держатели простых акций непосредственно участвуют в принятии хозяйственных решений; в-третьих, корпорация как хозяйственная единица продолжает функционировать, даже если из нее выбывает часть акционеров; в-четвертых, возможность лоббирования своих интересов через механизм государственной власти; в-пятых, из всех организационных форм предпринимательства корпорация более всего соответствует рыночной экономике, поэтому она и получила столь широкое распространение. Дело в том, что в акционерном обществе наиболее полно и взаимозависимо сочетаются экономические интересы ассоциации и индивида. К недостаткам этой формы относят встречающееся в ряде стран двойное налогообложение ее дохода. Облагается налогом и чистая корпоративная прибыль, и часть прибыли в виде дивидендов, получаемых акционерами.
Несколько меньшее распространение получили такие формы предпринимательства, как кооперативы и государственные предприятия. Кооператив — добровольная организация физических лиц для совместного ведения хозяйственной и иной деятельности на базе собственного или арендованного имущества, хозяйственной самостоятельности и самофинансирования, материальной ответственности за результаты хозяйственной деятельности. В производственном кооперативе право собственности принадлежит самому кооперативу и не делится между его членами. В случае выхода из производственного кооператива его члену возвращается не его доля в имуществе, а лишь доля его дохода.
Государственный сектор в экономике стран представлен предприятиями, находящимися либо полностью в собственности государства, либо под его контролем через владение контрольным пакетом акций. Доля госсектора в разных странах составляет примерно от 5 до 20 % ВНП. Государственные предприятия выступают в следующих разновидностях: бюджетные предприятия (относятся к системе государственного административного управления, субсидируются за счет госбюджета); государственные корпорации (сочетают свойства коммерческого предприятия и государственного органа, в пределах установленного сверху плана осуществляют свою деятельность на коммерческой основе); смешанные компании (образуются в форме акционерных обществ, акции которых принадлежат государству и частным вкладчикам, действуют на коммерческой основе).
Степень хозяйственной самостоятельности предприятия обусловлена формой собственности и экономической политикой государства. Классификация предприятий по цели: коммерческие и некоммерческие.
Предприятия, целью которых является максимизация доходов, называются коммерческими. Предприятия, не преследующие цель максимизации прибыли, относятся к некоммерческим. Таковыми могут быть государственные предприятия, созданные для обеспечения занятости населения, выполнения определенных общественных работ, оказания социальных услуг населению и т.п., а также предприятия, создаваемые общественными организациями, различными фондами.
По формам собственности различают частные, коллективные, государственные предприятия, а также предприятия, основанные на смешанных формах собственности. По сфере деятельности выделяют промышленные, сельскохозяйственные, транспортные, строительные, лизинговые компании, франчайзинги, различные объединения предприятий: концерны, консорциумы, холдинги, хозяйственные ассоциации, торговые дома и др.
По формам организации деятельности выделяют государственные предприятия, акционерные, кооперативные, совместные (создаются на основе хозяйственно-правового сотрудничества с иностранным капиталом и общей собственностью на производимые товары), арендные (создаются и функционируют на основе договорного владения собственностью при условии возмездности и возвратности) и коллективные (основаны на собственности трудовых коллективов) предприятия.
В зависимости от размеров предприятия делятся на крупные, средние и малые. Эффективность концентрации и централизации, ведущих к укрупнению предприятий, доказана длительной практикой хозяйствования. Во-первых, крупные предприятия явно выигрывают от экономии на масштабе производства, ибо увеличение объема производства на определенном этапе сопровождается сокращением средних издержек на единицу продукции, что увеличивает прибыльность предприятия. Во-вторых, крупное предприятие имеет больше шансов по сравнению со средним и малым получить банковский кредит для модернизации или расширения своей производственной базы. Обладая значительными финансовыми средствами, оно может приобретать новейшее, а потому дорогостоящее оборудование и технологии. В-третьих, крупное предприятие может диверсифицировать свое производство, что позволяет ему легче приспосабливаться к изменяющейся рыночной конъюнктуре, противостоять другим производителям в рыночной конкуренции.
Следует учитывать и то, что сосредоточение производства в крупных корпорациях расширяет возможности и масштабы государственного регулирования экономики. По имеющимся оценкам, около половины промышленного производства развитых стран сейчас фактически выведено из сферы рыночного регулирования и управляется с корпоративного уровня.
Опыт этих стран свидетельствует о том, что крупный бизнес играет определяющую роль в их экономическом развитии.
Конечно, существует определенная взаимосвязь между ростом концентрации производства и возможностью его монополизации. Антимонопольная политика нынешних государств как раз и направлена на то, чтобы эта возможность не реализовалась.
В то же время усиливается роль и малого бизнеса, организационными формами которого являются фирмы, принадлежащие одному или нескольким лицам, кооперативы, акционерные предприятия. Применяются два критерия, по которым предприятия относятся к разряду малых, — численность занятых на фирме или объем производимой продукции. Чаще применяется первый, хотя в эпоху НТР он не всегда является определяющим. В развитых странах они составляют примерно 90% численности всех предприятий.
В рыночной экономике, когда конъюнктура рынка, запросы потребителей быстро меняются, хозяйствующие субъекты вынуждены оперативно приспосабливаться к новым условиям, обновлять или даже изменять ассортимент выпускаемой продукции. С этой задачей успешно справляются малые предприятия. Важна их роль и в решении проблемы занятости. В развитых странах на долю малого бизнеса приходится почти половина всех занятых, он дает более 50% новых рабочих мест. Именно в этой сфере формируется «средний класс», на который, в частности, возлагает большие надежды наша экономическая действительность. Стоимость рабочего места на малом предприятии дешевле, чем на крупном. Расширяющаяся сфера услуг охватывает, в основном, небольшие и средние предприятия.
Особенно значима роль малого бизнеса в условиях формирования рыночной экономики. Он позволяет создавать и укреплять рыночную среду, втягивать в хозяйственный оборот значительные финансовые и материальные ресурсы населения, снижать социальную напряженность в обществе.
У малого бизнеса много преимуществ. Особенно, когда он действует в одной "упряжке" с крупными предприятиями. Во-первых, у него быстрая реакция и гибкость на изменение условий (новые материалы, мода, изменение спроса). Во-вторых, высокая степень специализации, например, выпуск одной или нескольких деталей по заказам фирм. В-третьих, практически неограниченные возможности для инициативы и творческого подхода к делу.
Если в массовом и серийном производстве, как правило, господствуют крупные и средние предприятия, то в изготовлении поштучных изделий или образцов для изучения и исследования малый бизнес просто незаменим. Так же, как он незаменим в сфере услуг, где его эффективность весьма высока.
- Министерство образования российской федерации
- Антонова и.В., Лысенко м.В. Экономика курс лекций для студентов инженерных специальностей. – Тюмень: ТюмГасу, 2007.- с.
- Предисловие
- Раздел I. Основы экономической теории.
- Раздел II. Микроэкономика
- Раздел III. Макроэкономика.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1.1. Этапы становления и развития экономической науки
- 1.2. Функции и роль экономической теории
- Экономическая теория
- Историко-экономические науки:
- 1.3. Метод экономической теории
- Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества
- Общественное производство и экономика
- 2.1.2. Понятие воспроизводства. Фазы воспроизводства. Современные представления о воспроизводстве
- 2.1.3.Структура и пропорции общественного производства
- Проблема выбора, принцип альтернативности и производственные возможности
- 2.3. Экономическая система: понятие, типы, модели
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности
- Экономическое содержание отношений собственности
- Формы и виды собственности
- Разгосударствление и приватизация
- Тема 4. Теоретические основы товарного производства
- 4.1. Товарное производство как тип общественного хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства
- 4.3. Деньги и их функции
- 1. Простая, единичная, или случайная форма стоимости
- 2. Полная, или развернутая, форма стоимости.
- Всеобщаяформа стоимости
- Денежная форма.
- 4.4. Закон стоимости как закон товарного производства
- Тема 5. Основы теории капитала
- 5.1. Сущность капитала. Капитал и наемный труд
- 5.2. Постоянный, переменный капитал и прибавочная стоимость
- 5.3. Кругооборот и оборот капитала
- 5.4. Формы и виды капитала. Превращенные формы прибавочной стоимости
- 5.5. Воспроизводство капитала. Простое и расширенное воспроизводство
- Тема 6. Процесс накопления капитала
- 6.1. Сущность и содержание процесса накопления
- 6.2. Концентрация и централизация капитала
- 6.3. Накопление и рост органического строения капитала
- 6.4. Инвестиции как форма реализации накопления
- Тема 7. Научно-технический прогресс и инновации. Экономические закономерности нтп
- 7.1. Техника, наука, научно-технический прогресс и инновации
- Цикличность научно-технического прогресса и смена технологических укладов
- 7.3. Абсолютное и относительное удешевление техники
- Расширения масштабов ее производства и применения;
- Снижения издержек на ее производство при прохождении фаз жизненного цикла;
- Морального старения.
- Относительное удешевление техники
- Тема 8. Рынок, его сущность, структура и основные элементы
- Рынок и рыночная экономика
- Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция как элемент рыночного механизма
- 8.3. Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка
- Раздел II микроэкономика
- Тема 9. Основы теории спроса и предложения
- 9.1. Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос
- 9.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения
- Равновесие на рынке. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя
- Эластичность спроса и предложения
- Эффект связи цены и качества
- Эффект срочной необходимости
- Тема 10. Основы теории потребительского выбора
- 10.1. Потребление, потребности и полезность
- 10.2. Количественный подход: теория предельной полезности
- 10.3. Ординалистская теория потребительского поведения
- 1) Кривая безразличия, лежащая выше и правее других (рис. 10.1), представляет собой более предпочтительные наборы товаров;
- 2) Для любой пары доброкачественных благ кривые безразличия вогнуты к началу координат;
- 3) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон;
- Тема 11. Фирма как хозяйствующий субъект
- 11.1. Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие (фирма) как экономический агент
- 11.2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Типы фирм
- Тема 12. Теория производства и издержек
- Производственная функция
- Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль
- Изменение объема и издержек производства в краткосрочномпериоде. Закон убывающей отдачи. Предельный и средний продукт
- 12.4. Постоянные, переменные и валовые издержки. Средние издержки. Предельные издержки
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде
- Тема 13. Экономическое поведение фирмы в
- Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
- Тема 14. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции
- 14.2. Чистая монополия: объем выпуска и цена
- 14.3. Фирма на рынках монополистической конкуренции и
- Ценовая дискриминация
- Тема 15. Теория ценообразования на факторы
- 15.1. Особенности рынка факторов производства
- 15.3. Рынок труда: микроуровень
- 15.4. Рынок капитала и ссудный процент
- 15.5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
- 15.6. Предпринимательство и прибыль
- Тема 16. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Рынок и государство
- Макрорегулирование касается экономической политики государства на уровне национальной экономики в целом и изучается в разделе макроэкономики.
- 16.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических
- Раздел iiiмакроэкономика
- Тема 17. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические показатели
- Понятие макроэкономических моделей
- Рынки продуктовДоходы фирм Потребительские расходы
- Государство Налоги Налоги
- Заграница
- Национальное богатство
- Тема 18. Общее макроэкономическое равновесие
- 18.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
- Совокупное предложение
- Тема 19. Теория денег
- Сущность и функции денег. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие на денежном рынке
- Банковская система. Функции Центрального и коммерческих банков
- 19.3. Макроэкономическое равновесие в модели is-lm
- Тема 20. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Сущность, причины и механизм инфляции
- Безработица, ее основные формы и последствия
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- Тема 21. Финансовая система. Фискальная и бюджетная политика государства
- 21.1. Финансовая система и ее структура
- Фискальная политика государства
- Налоги, их виды. Принципы налогообложения
- Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Тема 22. Распределение доходов в обществе и социальная политика государства
- 22.1. Проблемы распределения в рыночной экономике
- 22.2. Социальная политика государства и ее эффективность
- Тема 23. Экономический рост
- 23.1. Экономический рост: сущность, показатели
- 23.2. Подходы к классификации экономического роста
- 23.3. Факторы экономического роста. Его потенциал
- Содержание
- Раздел I основы экономической теории Тема 1. Введение в экономическую теорию 6
- Тема 2. Основные закономерности экономической
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности 52
- Раздел III макроэкономика