Тема 13. Экономическое поведение фирмы в
УСЛОВИЯХ ЧИСТОЙ КРНКУРЕНЦИИ. ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕНЫ
И ОБЪЕМА ПРОИЗВОДСТВА. МАКСИМИЗАЦИЯ ПРИБЫЛИ И МИНИМИЗАЦИЯ УБЫТКА
13.1. Сущность и признаки чистой конкуренции. Равновесие конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
13.2. Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде.
13.3. Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде.
13.1. Сущность и признаки чистой конкуренции. Равновесие
конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
Чистая конкуренция представляет собой рыночную структуру, при которой большое количество продавцов и покупателей взаимодействуют друг с другом, предлагая и запрашивая однородный продукт. Чистая конкуренция как абстрактная рыночная структура обладает следующими признаками:
1. Очень большое количество производителей или продавцов в отрасли. Это основная черта любого конкурентного рынка. При этом все фирмы действуют независимо друг от друга и не могут оказывать влияния на решения, принимаемые другими участниками.
2. Абсолютная однородность одноименных товаров. Этот признак означает, что покупатели воспринимают экономические блага как совершенные заменители.
3. Наличие у всех участников полной информации о рыночных условиях.
4. Абсолютная мобильность материальных, финансовых, трудовых и прочих факторов производства в долгосрочном периоде.
5. Свободное вступление в отрасль новых фирм и выход из нее действующих.
В таких условиях ни одна из множества фирм не в состоянии влиять на уровень цены, график спроса на продукцию чисто конкурентной фирмы является совершенно эластичным, т. е. представляет собой горизонтальную линию (рис. 13.1.а и 13.1.б).
Любое количество однородной продукции фирма продает по одной и той же рыночной цене, которая сложилась в конкурентной отрасли. Кривая спроса на продукцию конкурентной отрасли, к которой принадлежит данная фирма, имеет снижающийся вид. Отрасль может продать больше продукции при условии снижения ее цены, и наоборот. В этих случаях любой фирме, функционирующей в отрасли, придется продавать свою продукцию по новой цене, сложившейся в изменившихся условиях.
Деятельность любой фирмы характеризуют, прежде всего, такие показатели реализации продукции, как «валовая выручка», «средняя выручка», «предельная выручка».
Валовая выручка (TR – total revenue) - это выручка от продажи всей продукции, или объем продаж в денежном выражении:
TR=Р•Q. (13.1)
Средняя выручка (AR - average revenue) - это выручка в расчете на единицу реализованной продукции. Она рассчитывается по формуле:
AR=TR/Q. (13.2)
В условиях рынка совершенной конкуренции, когда вся продукция фирмы реализуется по одинаковой цене, средняя выручка равна цене, уплачиваемой покупателем за единицу товара:
AR=TR/Q = Р • Q / Q = Р. (13.3)
Р Р
А S
Ре Е MR = AR =P d
В D
0 Q 0 Q
Рис. 13.1.а. Рыночное равновесие на Рис. 13.1.б. Кривая спроса совершенно совершенно конкурентном рынке конкурентной фирмы
Предельная выручка (MR – marginal revenue) - это добавочная выручка от продажи каждой дополнительной единицы продукции. Другими словами, предельная выручка - это изменение (прирост) валовой выручки от продажи каждой дополнительной единицы продукции:
MR=∆TR/∆Q. (13.4)
Если ∆Q = 1, то MR = ∆ТR.
Приведем гипотетические данные о цене, объеме спроса и выручке (доходе) отдельной фирмы, работающей в условиях чистой конкуренции (табл. 13.1).
Из результатов расчетов, приведенных в таблице, видно, что все единицы продукции фирма продает по одной и той же цене, равной 45 руб. Валовая выручка при росте объема производства увеличивается равномерно. Каждая дополнительная единица продукции увеличивает валовую выручку фирмы на одну и ту же величину, равную цене. С учетом отмеченного ранее равенства цены и средней выручки в условиях чистой конкуренции имеем:
AR = MR = P. (13.5)
Поэтому условие равновесия конкурентной фирмы состоит в равенстве предельных издержек рыночной цене продукта:
MC = Р. (13.6)
Фирма будет продолжать свою деятельность в двух случаях:
1) если она получит валовую экономическую прибыль;
2) если она будет нести валовой убыток, но в меньшем размере, чем величина ее постоянных издержек.
Таблица 13.1
Показатели выручки конкурентной фирмы (цена товара 45 рублей)
Цена за единицу, руб. | Объем спроса, Qd | Средняя выручка, руб. АR | Валовая выручка, руб. TR | Предельная выручка, руб. МR |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 |
45 | 0 | 0 | 0 | - |
45 | 1 | 45 | 45 | 45 |
45 | 2 | 45 | 90 | 45 |
45 | 3 | 45 | 135 | 45 |
45 | 4 | 45 | 180 | 45 |
45 | 5 | 45 | 225 | 45 |
45 | 6 | 45 | 270 | 45 |
45 | 7 | 45 | 315 | 45 |
45 | 8 | 45 | 360 | 45 |
45 | 9 | 45 | 405 | 45 |
45 | 10 | 45 | 450 | 45 |
Если величина валового убытка при всех объемах выпуска превышает постоянные издержки фирмы, то фирме выгоднее прекратить производство и нести меньшие убытки, равные постоянным издержкам. Если выручка от реализации продукции полностью покрывает переменные издержки и хотя бы часть постоянных, деятельность фирмы в краткосрочном периоде выгоднее продолжать, чем прекращать, так как в противном случае весь объем постоянных издержек предприниматель должен будет выплачивать из собственного кармана.
- Министерство образования российской федерации
- Антонова и.В., Лысенко м.В. Экономика курс лекций для студентов инженерных специальностей. – Тюмень: ТюмГасу, 2007.- с.
- Предисловие
- Раздел I. Основы экономической теории.
- Раздел II. Микроэкономика
- Раздел III. Макроэкономика.
- Тема 1. Введение в экономическую теорию
- 1.1. Этапы становления и развития экономической науки
- 1.2. Функции и роль экономической теории
- Экономическая теория
- Историко-экономические науки:
- 1.3. Метод экономической теории
- Тема 2. Основные закономерности экономической организации общества
- Общественное производство и экономика
- 2.1.2. Понятие воспроизводства. Фазы воспроизводства. Современные представления о воспроизводстве
- 2.1.3.Структура и пропорции общественного производства
- Проблема выбора, принцип альтернативности и производственные возможности
- 2.3. Экономическая система: понятие, типы, модели
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности
- Экономическое содержание отношений собственности
- Формы и виды собственности
- Разгосударствление и приватизация
- Тема 4. Теоретические основы товарного производства
- 4.1. Товарное производство как тип общественного хозяйства
- 4.2. Товар и его свойства
- 4.3. Деньги и их функции
- 1. Простая, единичная, или случайная форма стоимости
- 2. Полная, или развернутая, форма стоимости.
- Всеобщаяформа стоимости
- Денежная форма.
- 4.4. Закон стоимости как закон товарного производства
- Тема 5. Основы теории капитала
- 5.1. Сущность капитала. Капитал и наемный труд
- 5.2. Постоянный, переменный капитал и прибавочная стоимость
- 5.3. Кругооборот и оборот капитала
- 5.4. Формы и виды капитала. Превращенные формы прибавочной стоимости
- 5.5. Воспроизводство капитала. Простое и расширенное воспроизводство
- Тема 6. Процесс накопления капитала
- 6.1. Сущность и содержание процесса накопления
- 6.2. Концентрация и централизация капитала
- 6.3. Накопление и рост органического строения капитала
- 6.4. Инвестиции как форма реализации накопления
- Тема 7. Научно-технический прогресс и инновации. Экономические закономерности нтп
- 7.1. Техника, наука, научно-технический прогресс и инновации
- Цикличность научно-технического прогресса и смена технологических укладов
- 7.3. Абсолютное и относительное удешевление техники
- Расширения масштабов ее производства и применения;
- Снижения издержек на ее производство при прохождении фаз жизненного цикла;
- Морального старения.
- Относительное удешевление техники
- Тема 8. Рынок, его сущность, структура и основные элементы
- Рынок и рыночная экономика
- Рыночный механизм и его элементы. Конкуренция как элемент рыночного механизма
- 8.3. Функции рынка. Структура и инфраструктура рынка
- Раздел II микроэкономика
- Тема 9. Основы теории спроса и предложения
- 9.1. Спрос, закон спроса, факторы, определяющие спрос
- 9.2. Предложение. Закон предложения. Неценовые факторы предложения
- Равновесие на рынке. Общественная выгода от конкурентного равновесия: излишек потребителя и излишек производителя
- Эластичность спроса и предложения
- Эффект связи цены и качества
- Эффект срочной необходимости
- Тема 10. Основы теории потребительского выбора
- 10.1. Потребление, потребности и полезность
- 10.2. Количественный подход: теория предельной полезности
- 10.3. Ординалистская теория потребительского поведения
- 1) Кривая безразличия, лежащая выше и правее других (рис. 10.1), представляет собой более предпочтительные наборы товаров;
- 2) Для любой пары доброкачественных благ кривые безразличия вогнуты к началу координат;
- 3) Кривые безразличия имеют отрицательный наклон;
- Тема 11. Фирма как хозяйствующий субъект
- 11.1. Хозяйствование и предпринимательство. Предприятие (фирма) как экономический агент
- 11.2. Предприятие (фирма) как хозяйствующий субъект. Типы фирм
- Тема 12. Теория производства и издержек
- Производственная функция
- Экономические и бухгалтерские издержки. Внешние и внутренние издержки. Бухгалтерская, нормальная и экономическая прибыль
- Изменение объема и издержек производства в краткосрочномпериоде. Закон убывающей отдачи. Предельный и средний продукт
- 12.4. Постоянные, переменные и валовые издержки. Средние издержки. Предельные издержки
- Поведение фирмы в краткосрочном периоде
- Тема 13. Экономическое поведение фирмы в
- Взаимосвязь предельных издержек и кривой предложения конкурентной фирмы в краткосрочном периоде
- Установление равновесия конкурентной фирмы и отрасли в долгосрочном периоде
- Тема 14. Поведение фирмы на рынках несовершенной конкуренции
- 14.2. Чистая монополия: объем выпуска и цена
- 14.3. Фирма на рынках монополистической конкуренции и
- Ценовая дискриминация
- Тема 15. Теория ценообразования на факторы
- 15.1. Особенности рынка факторов производства
- 15.3. Рынок труда: микроуровень
- 15.4. Рынок капитала и ссудный процент
- 15.5. Рынок земельных ресурсов и земельная рента
- 15.6. Предпринимательство и прибыль
- Тема 16. Преимущества и недостатки рыночного механизма. Рынок и государство
- Макрорегулирование касается экономической политики государства на уровне национальной экономики в целом и изучается в разделе макроэкономики.
- 16.3. Роль фирмы в микрорегулировании экономических
- Раздел iiiмакроэкономика
- Тема 17. Особенности макроэкономического анализа. Макроэкономические показатели
- Понятие макроэкономических моделей
- Рынки продуктовДоходы фирм Потребительские расходы
- Государство Налоги Налоги
- Заграница
- Национальное богатство
- Тема 18. Общее макроэкономическое равновесие
- 18.1. Совокупный спрос и факторы, его определяющие
- Совокупное предложение
- Тема 19. Теория денег
- Сущность и функции денег. Спрос на деньги и их предложение. Равновесие на денежном рынке
- Банковская система. Функции Центрального и коммерческих банков
- 19.3. Макроэкономическое равновесие в модели is-lm
- Тема 20. Макроэкономическая нестабильность: цикличность развития экономики. Взаимосвязь безработицы и инфляции
- Сущность, причины и механизм инфляции
- Безработица, ее основные формы и последствия
- Взаимосвязь инфляции и безработицы. Кривая Филлипса
- Тема 21. Финансовая система. Фискальная и бюджетная политика государства
- 21.1. Финансовая система и ее структура
- Фискальная политика государства
- Налоги, их виды. Принципы налогообложения
- Государственный бюджет. Бюджетный дефицит и государственный долг
- Тема 22. Распределение доходов в обществе и социальная политика государства
- 22.1. Проблемы распределения в рыночной экономике
- 22.2. Социальная политика государства и ее эффективность
- Тема 23. Экономический рост
- 23.1. Экономический рост: сущность, показатели
- 23.2. Подходы к классификации экономического роста
- 23.3. Факторы экономического роста. Его потенциал
- Содержание
- Раздел I основы экономической теории Тема 1. Введение в экономическую теорию 6
- Тема 2. Основные закономерности экономической
- Тема 3. Сущность и развитие отношений собственности 52
- Раздел III макроэкономика