logo
В редакцию 2 вариант

8.4. Рентабельность предприятия

Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получили одинаковую сумму прибыли, но имеют неодинаковую стоимость активов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективной в данном случае будет признана работа того предприятия, у которого стоимость активов меньше. Следовательно, для того, чтобы оценить эффективность работы предприятия, необходимо провести сопоставления прибыли и ресурсов, благодаря которым она была создана. Это значит, что необходимо определить прибыль, полученную на 1 рубль капитала, на 1 рубль выручки, на 1 рубль инвестиций и т. п. Такие показатели получили название рентабельности и выражаются как в абсолютных, так и в относительных величинах. Методика подсчета показателей рентабельности одинакова: это отношение суммы прибыли к величине ресурсов или затрат. Если результат умножить на 100%, то мы получим относительный показатель рентабельности. Причем в качестве показателя прибыли может быть использована как валовая (общая) прибыль, так и чистая прибыль. Дело в том, что при оценке эффективности деятельности важное значение имеет не просто прибыль, полученная предприятием, а именно та прибыль, которой предприятие может свободно распоряжаться. Если она будет меньше банковского процента по депозитам, то предприятие может принять решение о прекращении деятельности вследствие невыгодности. Поэтому рентабельность следует также рассчитывать и по чистой прибыли.

В экономической практике используют следующие виды показателей рентабельности:

1. Рентабельность производственной деятельности пд)– отношение прибыли (валовой, чистой) к полной себестоимости продукции. Расчет производится по следующей формуле:

,

где П – сумма валовой или чистой прибыли;

ТЗ – полная себестоимость продукции (текущие затраты).

2. Рентабельность реализованной продукциипр) – отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг к полной себестоимости реализованной продукции:

,

где Пр – прибыль от реализации продукции, работ и услуг;

ПСр – полная себестоимость реализованной продукции.

3. Рентабельность продаж (рентабельность оборота) о) – отношение прибыли, полученной от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки:

,

где Пр – прибыль от реализации продукции, работ и услуг или чистая прибыль;

В – выручка от реализации продукции.

4. Рентабельность капитала отношение прибыли (валовой, чистой) к среднегодовой стоимости капитала. Причем существуют следующие методики расчета данного показателя:

А) рентабельность производствапр) – отношение прибыли к сумме среднегодовой стоимости капитальных фондов и нормируемых оборотных средств. Расчет производится по формуле:

,

где П - сумма валовой или чистой прибыли,

ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,

ОСн – средний остаток нормируемых оборотных средств.

Б) рентабельность номинального собственного капиталанск), который характеризуется размером уставного капитала:

,

где П – сумма валовой или чистой прибыли,

УК – уставный капитал.

В) рентабельность собственного капитала по балансу (Рск)

,

где П – сумма валовой или чистой прибыли,

СК – собственный капитал по балансу.

Г) рентабельность суммарной величины капитала по балансук):

,

где П – сумма валовой или чистой прибыли,

ЗК – заемный капитал по балансу.

Между рентабельностью капитала и рентабельностью оборота существует количественная взаимосвязь. Рентабельность капитала представляет собой произведение числа оборотов капитала (Ко) и рентабельности оборота (Ро):

Рк = Ко х Ро.

Число оборотов капитала (или оборачиваемость капитала) рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции, работ и услуг (В) к среднегодовой стоимости капитала (Кср):

.

Показатели рентабельности (доходности) капитала, его оборачиваемость и рентабельность продаж в зарубежных странах применяются в качестве основных при оценке финансового состояния и деловой активности предприятия.

При оценке эффективности деятельности предприятия целесообразно рассчитывать показатели рентабельности не только в целом по предприятию, но и по его структурным подразделениям, по видам деятельности (основная, финансовая, инвестиционная и т.п.). Так, например, для оценки целесообразности инвестирования средств в развитие производства рассчитывается показатель рентабельность реальных инвестиций (капитальных вложений) – Ри. Он определяется как отношение прироста прибыли или снижения издержек производства к сумме капитальных вложений, обеспечивающий этот прирост:

,

где ∆П – прирост прибыли (снижение издержек производства) за счет реализации реальных инвестиций;

И – реальные инвестиции в развитие производства.

Также рассчитывается показатель рентабельности единицы отдельных видов или групп продукции, услуг, работ, товаров. Этот показатель рассчитывается как отношение прибыли на единицу продукции к себестоимости единицы продукции. Рентабельность единицы продукции используется для оценки эффективности производства и реализации отдельных изделий, выборе различных вариантов производственной программы и т.п.

Кроме того, в хозяйственной практике используется и ресурсный подход к определению показателя рентабельности, когда прибыль (балансовая или чистая) соотносится с используемыми ресурсами (трудовыми, материальными).

Таким образом, в хозяйственной практике рассчитывается и используется целый ряд показателей рентабельности. Их состав определяется целями анализа. Например, при оценке результатов деятельности основное внимание уделяется показателю рентабельность реализованной продукции, при выборе вариантов решения изучается рентабельность отдельных изделий и факторы ее изменения, при оценке эффективности инвестиций – рентабельность капитальных вложений.