8.4. Рентабельность предприятия
Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использовать только показатель прибыли. Например, два предприятия получили одинаковую сумму прибыли, но имеют неодинаковую стоимость активов, т. е. сумму основного капитала и оборотных средств. Более эффективной в данном случае будет признана работа того предприятия, у которого стоимость активов меньше. Следовательно, для того, чтобы оценить эффективность работы предприятия, необходимо провести сопоставления прибыли и ресурсов, благодаря которым она была создана. Это значит, что необходимо определить прибыль, полученную на 1 рубль капитала, на 1 рубль выручки, на 1 рубль инвестиций и т. п. Такие показатели получили название рентабельности и выражаются как в абсолютных, так и в относительных величинах. Методика подсчета показателей рентабельности одинакова: это отношение суммы прибыли к величине ресурсов или затрат. Если результат умножить на 100%, то мы получим относительный показатель рентабельности. Причем в качестве показателя прибыли может быть использована как валовая (общая) прибыль, так и чистая прибыль. Дело в том, что при оценке эффективности деятельности важное значение имеет не просто прибыль, полученная предприятием, а именно та прибыль, которой предприятие может свободно распоряжаться. Если она будет меньше банковского процента по депозитам, то предприятие может принять решение о прекращении деятельности вследствие невыгодности. Поэтому рентабельность следует также рассчитывать и по чистой прибыли.
В экономической практике используют следующие виды показателей рентабельности:
1. Рентабельность производственной деятельности (Рпд)– отношение прибыли (валовой, чистой) к полной себестоимости продукции. Расчет производится по следующей формуле:
,
где П – сумма валовой или чистой прибыли;
ТЗ – полная себестоимость продукции (текущие затраты).
2. Рентабельность реализованной продукции (Рпр) – отношение прибыли от реализации продукции, работ и услуг к полной себестоимости реализованной продукции:
,
где Пр – прибыль от реализации продукции, работ и услуг;
ПСр – полная себестоимость реализованной продукции.
3. Рентабельность продаж (рентабельность оборота) (Ро) – отношение прибыли, полученной от реализации продукции, работ и услуг или чистой прибыли к сумме полученной выручки:
,
где Пр – прибыль от реализации продукции, работ и услуг или чистая прибыль;
В – выручка от реализации продукции.
4. Рентабельность капитала – отношение прибыли (валовой, чистой) к среднегодовой стоимости капитала. Причем существуют следующие методики расчета данного показателя:
А) рентабельность производства (Рпр) – отношение прибыли к сумме среднегодовой стоимости капитальных фондов и нормируемых оборотных средств. Расчет производится по формуле:
,
где П - сумма валовой или чистой прибыли,
ОПФ – среднегодовая стоимость основных производственных фондов,
ОСн – средний остаток нормируемых оборотных средств.
Б) рентабельность номинального собственного капитала (Рнск), который характеризуется размером уставного капитала:
,
где П – сумма валовой или чистой прибыли,
УК – уставный капитал.
В) рентабельность собственного капитала по балансу (Рск)
,
где П – сумма валовой или чистой прибыли,
СК – собственный капитал по балансу.
Г) рентабельность суммарной величины капитала по балансу (Рк):
,
где П – сумма валовой или чистой прибыли,
ЗК – заемный капитал по балансу.
Между рентабельностью капитала и рентабельностью оборота существует количественная взаимосвязь. Рентабельность капитала представляет собой произведение числа оборотов капитала (Ко) и рентабельности оборота (Ро):
Рк = Ко х Ро.
Число оборотов капитала (или оборачиваемость капитала) рассчитывается как отношение выручки от реализации продукции, работ и услуг (В) к среднегодовой стоимости капитала (Кср):
.
Показатели рентабельности (доходности) капитала, его оборачиваемость и рентабельность продаж в зарубежных странах применяются в качестве основных при оценке финансового состояния и деловой активности предприятия.
При оценке эффективности деятельности предприятия целесообразно рассчитывать показатели рентабельности не только в целом по предприятию, но и по его структурным подразделениям, по видам деятельности (основная, финансовая, инвестиционная и т.п.). Так, например, для оценки целесообразности инвестирования средств в развитие производства рассчитывается показатель рентабельность реальных инвестиций (капитальных вложений) – Ри. Он определяется как отношение прироста прибыли или снижения издержек производства к сумме капитальных вложений, обеспечивающий этот прирост:
,
где ∆П – прирост прибыли (снижение издержек производства) за счет реализации реальных инвестиций;
И – реальные инвестиции в развитие производства.
Также рассчитывается показатель рентабельности единицы отдельных видов или групп продукции, услуг, работ, товаров. Этот показатель рассчитывается как отношение прибыли на единицу продукции к себестоимости единицы продукции. Рентабельность единицы продукции используется для оценки эффективности производства и реализации отдельных изделий, выборе различных вариантов производственной программы и т.п.
Кроме того, в хозяйственной практике используется и ресурсный подход к определению показателя рентабельности, когда прибыль (балансовая или чистая) соотносится с используемыми ресурсами (трудовыми, материальными).
Таким образом, в хозяйственной практике рассчитывается и используется целый ряд показателей рентабельности. Их состав определяется целями анализа. Например, при оценке результатов деятельности основное внимание уделяется показателю рентабельность реализованной продукции, при выборе вариантов решения изучается рентабельность отдельных изделий и факторы ее изменения, при оценке эффективности инвестиций – рентабельность капитальных вложений.
- Под общей редакцией профессора в. Л. Клюни, н. С. Тихонович
- Предисловие
- Введение
- 1. Понятие экономики
- 2. Предмет и метод экономики
- Глава 1. Отраслевая структура народного хозяйства
- 1.1. Понятие отрасли народного хозяйства.
- Отрасли материального и нематериального производства
- 1.2. Промышленность как отрасль материального производства, ее состав. Современная отраслевая структура промышленности Республики Беларусь
- 1.3. Характеристика отраслевых комплексов
- 1.4. Развитие транспортной инфраструктуры, сферы услуг, медицины, науки и образования, культуры
- 1.5. Предпринимательство как основа рыночных преобразований
- 1.6. Организационно-правовые формы предпринимательства
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 2. Регулирование деятельности предприятия
- 2.1. Государственное регулирование в условиях рынка
- 2.2. Государственное регулирование деятельности предприятия
- 2.3. Стратегия деятельности предприятия в рыночной экономике
- 2.4. Маркетинг в системе микрорегулирования
- 2.5. Менеджмент в системе микрорегулирования
- Вопросы для самоконтроля:
- Глава 3. Основные средства предприятия
- 3.1. Сущность основных средств предприятия, их состав и классификация
- Классификация основных средств
- 3.2. Оценка и учет основных средств
- 3.3. Износ основных средств. Методы начисления амортизации
- 3.4.Формы воспроизводства и обновления основных средств
- 3.5. Эффективность использования основных средств
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 4. Оборотные средства предприятия
- 4.1. Понятие, состав и структура оборотных средств
- 4.2. Нормирование оборотных средств и определение потребности предприятия в оборотных средствах
- 4.3. Эффективность использования оборотных средств и пути ее повышения
- Вопросы для самоконтроля:
- 5. Трудовые ресурсы. Оплата труда
- 5.1. Понятие трудовых ресурсов и их характеристика
- 5. 2. Регулирование трудовых отношений в условиях рыночной экономики
- 5.3. Основные характеристики персонала предприятия
- 5.4. Показатели, характеризующие эффективность использования трудовых ресурсов
- Нормирование труда и планирование потребности в трудовых ресурсах
- 5.6. Тарифная система. Функции тарифных ставок и окладов
- 5.7. Сущность и принципы организации оплаты труда
- 5.8. Основные принципы, формы и системы оплаты труда
- 5.9. Основные виды дополнительной оплаты труда
- 5.10. Состав фонда заработной платы. Источники средств для формирования фонда заработной платы.
- 5.11. Методика расчета подоходного налога
- Ставки подоходного налога
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 6. Издержки производства и реализации продукции
- 6.1. Понятие, сущность и классификация издержек предприятия
- 6.2. Состав затрат, включаемых в себестоимость продукции
- 6.3. Прогнозирование издержек предприятия
- 6.4. Резервы снижения издержек
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания:
- Глава 7. Ценообразование в условиях рынка
- 7. 1. Цена как экономическая категория
- 7.2. Функции цены
- 7.3. Механизм ценообразования и его основные принципы
- 7.4. Виды цен, используемых в экономике
- Классификация основных мировых цен по группам
- 7.5. Государственное вмешательство в ценообразование
- 7.6. Методы ценообразования и ценовая политика
- 7.7. Порядок формирования цен на товары в Республике Беларусь
- 7.8. Цены торговых предприятий. Модели розничных цен
- Вопросы для самоконтроля:
- Практические задания: Задача 1. Рассчитайте отпускную цену предприятия, если:
- ГлаВа 8. Оценка эффективности деятельности предприятия
- 8.1. Доходы предприятия
- 8.2. Понятие прибыли, ее сущность и виды
- 8.3. Формирование и распределение прибыли на предприятии
- 8.4. Рентабельность предприятия
- 8.5. Факторы, влияющие на прибыль и рентабельность
- Вопросы для самопроверки:
- Практические задания:
- Ответы к практическим заданиям Тема 3
- Задача 2.
- Задача 3.
- Глоссарий
- Литература
- Содержание