logo
Мировая Экономика (Лекции)

Причины: - снижение транспортных издержек приводит к мобильности производства и потребеления услуг.

- средства связи и техники ( можно отказаться от личного контакта при производстве услуг).

- НТП увеличивает спрос на те услуги, которые имели товарную форму (фин. услуги, банки, страхование).

Многие показатели явл. заниженными по подсчетам МВФ (з\п, выплачиваемая иностранным рабочим, студентам, бизнесменам); обычно товары и услуги поставляются вместе (моб. телефонная связь, трансп. перевозки, банковские услуги), часто услуги ??? во внутрифирменном обмене.

Иногда неворзможно отделить услугу от товара (медицина), поэтому нет точного представления о масштабах торговли услугами.

Географическое распределение отличается крайней неравномерностью в пользу развитых стран (8 стран - > 2/3 мирового экспорта услуг, и >50% его импорта). На 4 страны (США, Великобританию, ФРГ и Францию) приходится 44% всего мировго экспорта и импорта. Услуги развивающихся стран около 0 во внешней торговле услугами. Это не исключает, что некоторые из них – крупные экспортеры услуг (Корея – инженерные и строительные услуги, Сингапур – крупный финнансовый центр, Мексика – туристические услуги).

У РФ и СНГ существуют потенциальные резервы для развития туризма и транспортных услуг, но слаба материально-техническая база + недоствтки хоз. механизма.

У Европейской страны качество услуг дополняется широким спектром ограничений на применение иностранных услуг (в т.ч. из стран СНГ).

Распределение стоимости услуг по отдельным видам:

Максимальная – туризм и транспорт ( макс. торговый флот в мире у Японии).

Судоходство – 50% экспорта услуг: грузовые и пассажирские транспортные услуги - США, Великобритания, Франция (+ сфера иностр. туризма). Большой объем туризма у Италии, Канады.

Турция, Испания – макс. значение – экспорт рабочей силы, в виде вывоза неквалифицорованной рабочей силы на Запад.